Внутрикамерное меню включается нажатием кнопки MENU на задней панели. В нем четыре раздела – меню съемки, меню просмотра, настройки камеры и пользовательские настройки. Для передвижения по меню можно использовать не только клавиши навипада, но и диски управления, что существенно ускоряет навигацию.
Ко многим из параметров внутрикамерного меню есть и доступ через Панель управления – фактически, эти пункты дублируются. О некоторых из таких дублированных параметров мы уже говорили в разделе Панель управления, другие рассмотрим сейчас.
Так, пункт внутрикамерного меню «Коррекция объектива» объединяет в себе два параметра, которые в Панели управления присутствуют раздельно – коррекция дисторсии (геометрических искажений, привносимых объективом), и коррекция хроматических аберраций (как и в других зеркалках Pentax, этот термин почему-то упорно переводят как «коррекция хроматического увеличения»).
Следующий пример иллюстрирует работу функции коррекции дисторсии.
Если изображение остается неподвижным - включите воспроизведение GIF-анимации в настройках вашего браузера и/или перезагрузите страницу.
Еще одна иллюстриция – пример коррекции хроматических аберраций.
На второй странице внутрикамерного меню видим пункты Кросс-процесс, Расширенный брекетинг, Цифровой фильтр и Съемка с HDR – все они присутствуют и в Панели управления.
Функция Мультиэкспозиция позволяет совместить несколько снимков. На мой взгляд, ценность ее в цифровую эпоху, когда все обработки можно сделать на компьютере, с большей степенью контроля, снизилась по сравнению с пленочной эрой. Однако многие ценят Мультиэкспозицию, как творческий инструмент, дающий готовый результат на выходе сразу из камеры, без всяких обработок.
Функция «Изменения компоновки» относится к особенности стабилизатора изображения Pentax K-5 II (равно как и K-5 и K-7). Для стабилизации, помимо сдвига матрицы по двум «обычным» линейным координатам, используется еще и третья координата – поворот вокруг оптической оси, до 1 градуса в каждую сторону. Прежде всего это используется, конечно, для прямой цели – стабилизации изображения. Однако помимо этого, возможность поворота матрицы применяется (совместно с электронным уровнем) для автоматического выравнивания горизонта во время съемки (если установить соответствующую галочку в меню). Может показаться, что 1 градус – величина незначительная, однако более существенные перекосы мы и так видим на глаз, а вот для прецизионной подстройки как раз пригодится автоматика.
Кроме того, когда камера установлена на штатив, и стабилизатор, соответственно, не нужен, он используется еще для одной функции – того самого «изменения компоновки». Можно, не трогая камеру, выполнить точное кадрирование – выполнить как поворот, так и сдвиг вверх-вниз или влево-вправо (до 1.5 мм в каждую сторону, если матрица не повернута, или на меньшую величину, около 1 мм, если матрица повернута).
Вообще говоря, к функции автоматического выравнивания рекомендую относиться с осторожностью. Иногда истинно горизонтальное положение камеры может давать не лучший результат, с точки зрения субъективного восприятия «правильности» кадра.
Если иллюстрация слева (с пляжным зонтиком) остается неподвижной – включите воспроизведение GIF-анимации в настройках вашего браузера и/или перезагрузите страницу.
Два параметра относятся к пункту «Установка динамического диапазона».
Компенсация засветок – это возможность расширить динамический диапазон камеры, лучше прорисовать самые яркие участки. На другом краю диапазона корректирующая функция называется Компенсация теней (три уровня или выключена).
Функция «Подавления шумов при длинных выдержках» типична для цифровых зеркальных камер. Суть ее – компенсация той постоянной составляющей цифрового шума, которая возникает за счет неоднородности структуры самой матрицы. Можно автоматически сделать второй кадр вслед за основным, с теми же установками (выдержкой, ISO, с той же степенью нагрева камеры), но без открытия затвора – и дальше вычесть полученную составляющую из общей шумовой картины.
Гораздо интереснее, что у Pentax K-5 II, помимо обычной возможности регулировать работу систему шумоподавления (Авто, Выкл, Слабо, Норм и Сильно), есть еще и вариант Персонально, который позволяет задать разные значения интенсивности шумоподавления для разных значений ISO.
В пункте «Память настроек» можно задать для 13 параметров, будут ли их значения запоминаться или сбрасываться при отключении питания камеры. Возможно, в данном случае лучше сказать «для 12 параметров», потому как у параметра Номер файла, скорее всего, галочка будет оставаться включенной постоянно.
Второй раздел внутрикамерного меню Pentax K-5 II посвящен режиму просмотра. В нем всего одна страница, однако не думайте, что это говорит о бедных возможностях камеры в этом режиме. Дело в том, что доступ ко всем возможностям по редактированию сделанных снимков (и видеороликов) организован не через меню, а непосредственно на экране, с помощью клавиш навипада. Впрочем, об этом чуть позже, в разделе «Режим просмотра».
Третий раздел меню – Настройки камеры. Здесь задаются особенности работы камеры, не имеющие непосредственного отношения к процессу съемки – язык интерфейса, установка даты и так далее. Обратим внимание лишь на некоторые из 24 пунктов, размещенных на четырех страницах.
Размер шрифта – уникальная функция, встречающаяся, насколько я помню, только в камерах Pentax. Можно включить шрифты несколько большего размера, чем стандартные, что может быть полезно дальнозорким людям (или имеющим другие дефекты зрения).
Яркость и цветопередача монитора подстраиваются – не стоит недооценивать эту функцию. Возможность предъявить качественную фотографию на экране сразу после съемки может иметь самый что ни на есть практический смысл – например, для профессионалов, ведущих съемку людей и сразу же предлагающих полученные снимки для продажи.
Можно внести в EXIF информацию касательно авторских прав на сделанные снимки. Существенное внимание уделено выявлению пыли на матрице – а также борьбе с нею.
Последний раздел внутрикамерного меню – пользовательские установки. Параметров, подлежащих настройке, много. Возможности сконфигурировать камеру под собственные предпочтения весьма велики.