Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Как создать портрет с красивым боке


Боке – слово, которое очень часто можно встретить в самых различных материалах, посвященных современной фотографии и фототехнике, и которое одновременно становится предметом самых жарких споров. В данной статье, основанной на публикации известного фотографа Джона Харриса, мы попытаемся разобраться что же на самом деле оно означает и как применимо к портретной фотографии?

Боке происходит от японского boke (暈け или ボケ), что означает «размытие» или «дымка», и обозначает эстетическое качество расфокусированных частей изображения, окружающих объект, находящийся в фокусе. Это не просто расфокусированное изображение, а продукт малой глубины резкости, который может быть красивым сам по себе, но также придает особую красоту и «эффективность» всей композиции. Боке лучше всего заметно, когда источники света, прямые или отраженные, размыты и создают эффект пятен на заднем плане. Однако боке – это больше, чем просто мягкие пятна света, и качество боке зависит не только от освещения и техники фотографии, но также от типа и качества объектива.

Прежде чем начать обсуждать боке, важно понять что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), или просто глубина резкости. Когда мы фокусируемся на объекте в кадре, мы можем контролировать, какая часть изображения от переднего плана до фона будет находится в фокусе. На снимках с большой глубиной резкости все находится в фокусе – начиная с предметов на переднем плане, до объекта съемки и далее до заднего фона. Представьте, к примеру, хорошо освещенное изображение человека на фоне гор вдали, когда и человек, и горы остаются в фокусе.


Большая глубина резкости. Источник: Les Haines/pxhere.com

Фокусировка с малой глубиной резкости означает, что один аспект изображения находится в фокусе, а остальные остаются размыты (степень размытия может варьироваться). В нашем примере с человеком и горами человек будет находиться в фокусе, а горы на заднем плане – размыты. В портретной съемке в фокусе обычно находится лицо модели или даже только глаза, тогда как в остальной части кадра фокус постепенно становится все более и более мягким.


Малая глубина резкости

Глубина резкости в портретной фотографии

Есть два основных способа получения малой глубины резкости в портретной фотографии.

В первом вам надо максимально открыть диафрагму объектива. Диафрагма объектива (или апертура*) измеряется в «f-стопах» (относительное отверстие объектива), при этом более широкое отверстие обозначается меньшим значением диафрагмы, например, f/1.8 или f/2. И наоборот, более закрытая диафрагма обозначается большими f-числами – f/11 и выше. У каждого объектива свой набор f чисел, и более «светосильные объективы» лучше подходят для создания малой глубины резкости. Широко открыть диафрагму портретного объектива, которые обычно имеют фокусное расстояние от 70 мм до 135 мм, – это довольно простой способ получить малую глубину резкости и, таким образом, создать боке в областях вне фокуса.

* Вообще диафрагма – это сам элемент строения объектива, который создает и регулирует отверстие. А отверстие, которое создается с помощью диафрагмы, называется апертурой. Если еще точнее, апертура – это диаметр светового пучка на входе в объектив. Однако в современных русскоязычных материалах, посвященные фотографии, два этих понятия часто используются как взаимозаменяемые.


Портретник Canon EF 50mm f/1.8 STM. Источник: fotosklad.ru

Второй способ создать боке – использовать более длиннофокусные объективы, например телефото-объективы («телевики»). Телевик подходит не только для съемки удаленных объектов, он также «уплотняет» элементы в кадре, так что кажется, что они расположены ближе друг другу. При фокусировке на основном объекте на переднем плане объекты на заднем плане будут казаться намного ближе к объекту, но при этом не в фокусе, создавая естественное размытие фона. Снова представьте себе человека на фоне горы. Если вы используете телеобъектив, вам нужно будет находиться от объекта на определенном расстоянии, чтобы сфокусироваться и удобно разместить его в кадре, но горы при этом окажутся как будто прямо за головой объекта, находясь при этом не в фокусе. Качество этой расфокусированной области и есть боке.


Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM. Источник: fotosklad.ru

Боке в портретной фотографии

Боке – эффективный инструмент в портретной фотографии. С размытым фоном или даже с размытыми объектами на переднем плане по бокам кадра внимание зрителя будет направлено туда, где находится фокус – на лицо и глаза. Используя экстремально малую глубину резкости, фотографы могут фокусироваться только на глазах (или даже на одном из них), в то время как другие черты лица, волосы и все остальное на переднем и заднем плане будет постепенно расфокусироваться. Это очень распространенная практика в портретной съемке, но какое именно боке «хорошее» и как его получить?


Источник: 3dpete/flickr.com

Как уже говорилось выше, концепция «боке» вызывает жаркие споры среди фотографов. Хорошее боке обычно описывается с помощью субъективных терминов: приятное боке означает, что оно приятно для зрителя. Боке добавляет элемент красоты и не отвлекает от предмета или общей композиции.

В частности, края света вне фокуса должны быть не слишком резкими, а если на изображении есть круги размытого света, они должны быть освещены равномерно и иметь как можно более круглую форму.

Как же получается «хорошее» боке в портретной съемке? В дополнение к упомянутым ранее методам создания малой глубины резкости, тип боке определяется используемым объективом. Форма диафрагмы внутри объектива, его оптическая конструкция и даже стекло, из которого сделаны внутренние элементы – все это ключевые факторы, определяющие качество боке.

Конструкция диафрагмы

Размер и форма отверстия объектива (апертура), через которое проходит свет, могут регулироваться. Апертура в большинстве современных объективов создается ирисовой диафрагмой, которая использует несколько небольших лепестков. Эти лепестки сжимаются и открываются для изменения размера отверстия. Форма отверстия также определяется тем, как эти лепестки складываются: соответственно и форма боке будет зависеть от того, получается ли при складывании лепестков полностью круглое или скорее многоугольное отверстие.

Эту форму боке распознать проще всего – она создается, когда отдельные источники света, блики или яркие точки отраженного света, такие как отражения от отдельных листьев или даже волос, находятся в кадре, но не в фокусе.

Форма диафрагмы будет соответствовать форме этих расфокусированных бликов: круглое отверстие создает круглые блики, шестиугольное отверстие создает гексагональные блики и так далее.


Апертура на f/1.7, f/2.0, f/2.8, f/4.0, f/8.0 и f/22. Источник: bhphotovideo.com

В общем случае, когда отверстие широко открыто, его форма ближе всего к круглой. При настройке диафрагмы учитывайте это, если вы хотите получить именно круглое боке.

Производители объективов, осознавая преимущества приятного круглого боке, стали разрабатывать объективы с большим количеством отдельных лепестков или с лепестками с изогнутыми краями, чтобы отверстие приближалось к кругу на более закрытой диафрагме.

Но боке касается не только круглых бликов, а вообще всего расфокусированного пространства в кадре. Некоторые объективы создают более «закрученное» боке, тогда как другие более равномерное и плавное. При использовании фонов в портретной съемке боке, создаваемое объективом, может взаимодействовать с рисунком фона, создавая интересные эффекты.

Те, кто хорошо разбирается в фотооборудовании, могут рассказать о различных объективах, как новых, так и винтажных, которые известны особенно приятным боке. Зеркально-линзовые (катадиоптрические) телефото-объективы известны благодаря боке в форме пончика, из-за того, что внутреннее стекло блокирует центр отверстия. А компании типа DIYP создают вставные апертурные диски с вырезами в виде сердечек, звезд и смайликов, чтобы придать боке соответствующие формы.


Боке в виде сердечек. Источник:☰☵ Michele M. F./flickr.com

Сферические аберрации

Помимо формы диафрагмы, оптическая конструкция объектива и его способность исправлять аберрации (искажения) также являются факторами, определяющими характеристики боке. Если сферические аберрации не скорректированы, получается боке более яркое по краям или, наоборот, ближе к центру. В целом, качественное боке создается качественной оптикой, но не только ей — это очень субъективная сфера. В последние двадцать лет, по мере того как боке стало неотъемлемым критерием качества фотографии, технологический прогресс позволил создать более доступные портретные объективы с широкой диафрагмой, а коррекция аберраций – обычная функция для современных объективов. Кроме того, достижения в области цифровой и вычислительной фотографии позволяют создавать боке искусственно и добавлять его к готовому изображению. И наоборот, некоторые более старые, традиционные конструкции объективов также известны качеством боке, как, например, объективы с конструкцией Петцваля, которые создают особое завихренное боке.


Фотография сделана с помощью объектива Petzval f/2.2. Источник: Anaïs/flickr.com​​​​​​​

Итоги

Итак, как жн портретный фотограф может создать эффектные портреты с красивым боке? В-первую очередь, необходимо хорошо понимать взаимосвязь между диафрагмой, фокусным расстоянием и глубиной резкости. Можно использовать светосильные портретные объективы на максимально открытой диафрагме. При использовании длиннофокусных объективов, можно подойти к модели как можно ближе и увеличить расстояние между объектом и фоном.

При съемке на локации, нужно хорошо знать, какой там будет фон – имеются ли на заднем плане источники искусственного света, а также как и когда он будет освещен естественным светом. Размещение боке на фотографии нужно контролировать, чтобы лучше подчеркнуть основной объект съемки. В студии попробуйте использовать нейтральный фон и контровой свет или освещение волос, чтобы создать отражения и красивые точки света вокруг модели.

Однако главный способ понять что-либо в фотографии, особенно в таких субъективных вещах как боке – это эксперимент. Поэтому фотографируйте как можно чаще, используя различные настройки оборудования и в разных условиях – так вы обязательно подберете методики получения такого боке, которое будет больше всего нравится вам и вашей аудитории.

 

** при подготовке статьи использовались материалы ресурса bhphotovideo.com (John Harris).

Автор:

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте