Внешне Pentax K-5 II почти не отличается от предыдущей модели K-5. Он такой же ладно сбитый, крепкий, с качественной отделкой. Габаритами K-5 II меньше практически всех зеркальных камер аналогичного уровня. Когда берешь его в руку, он в первый момент кажется тяжелым, но это обманчивое впечатление создается за счет небольшого размера аппарата – на самом деле K-5 II весит меньше конкурентов.
Форма рукоятки очень удобна, и в руке Pentax K-5 лежит отлично, плотно. Кнопка затвора установлена под наклоном, а передний диск управления – под еще большим наклоном. Они точно попадают под указательный и средний палец правой руки.
Внизу рукоятки находится окошечко приемника инфракрасного дистанционного управления. Оно дублируется на задней грани камеры, что заслуживает безусловного одобрения. Ведь во многих случаях удобнее управлять камерой с пульта ДУ именно сзади – ночью, при предметной съемке и в других случаях, когда камера установлена на штативе. При съемке камерой, зафиксированной, например, возле птичьего гнезда – можно сделать кадр издалека, нажав «нажать кнопку» с нескольких метров.
На верхней грани имеется статусный ЖК-экран, на который выводится достаточно много информации. Он автоматически подсвечивается, когда вы выполняете с камерой какие-либо действия – нажимаете кнопки, изменяете параметры – и через несколько секунд гаснет. У младшей модели Pentax K-30 такого экрана нет.
Кнопку спуска затвора окружает рычажок, включающий питание камеры, а также имеющий третье положение, нефиксируемое – оно используется в некоторых случаях, чтобы сделать «пробный» кадр без записи на карту памяти.
Под указательным пальцем находятся еще две кнопки, Экспокоррекция и ISO.
Главный монитор камеры – неповоротный. С точки зрения надежности это, наверное, хорошо, однако снижает потенциальные плюсы использования режима Live View, да и при видеосъемке поворотный монитор удобнее. Между защитным стеклом и собственно ЖК-экраном расположен полимерный слой, который призван дополнительно устранять блики и уменьшать падение яркости изображения. Честно говоря, на глаз это было не заметно.
Диск выбора режимов находится слева на верхней грани камеры. В центре диска сохранилась кнопка-фиксатор, блокирующая случайные повороты. Лично я не сторонник таких фиксаторов, мне мешает необходимость нажимать кнопку при каждом повороте диска, однако фиксаторы используются во многих серьезных камерах.
Непосредственно под диском режимов расположен рычажок переключения режимов экспозамера (три классические варианта – точечный, центрально-взвешенный и мультисегментный). Рычажок туговат, а выступает из-под диска слабо – так что зимой, когда снимаешь в перчатках, переключать его не вполне комфортно.
Задний диск управления служит как для изменения значений параметров, так и для передвижений по меню, а в режиме просмотра управляет масштабом отображения (что символизируют пиктограммы голубого цвета).
Правее диска расположена кнопка AE-L, которая может не только фиксировать автоэкспозицию – функциональность ее задается в меню. Вообще, назначение органов управления конфигурируется весьма гибко, они могут работать по-разному в разных режимах.
Под «Зеленой кнопкой» находится блок управления режимами автофокусировки. Поворотный переключатель (он очень тугой, поворачивается с усилием) позволяет выбрать один из трех базовых режимов – по одной центральной точке (иллюстрация слева), по одной выбираемой вручную точке SEL (слева внизу), либо автоматически AUTO (внизу ).
Четыре кнопки навипада обычно управляют четырьмя функциями (см. далее), но также служат для выбора точки автофокуса (иллюстрация слева внизу). Переключаются эти подрежимы удержанием центральной кнопки навипада ОК.
Принцип изменения параметров, для которых предусмотрены выделенные кнопки, обычен для зеркальной камеры – нажал кнопку, повернул колесико. Например, так выглядит на мониторе процесс задания светочувствительности. Рамками синего цвета выделяются активные в данный момент параметры, а также органы управления. В этом примере вращение заднего диска управления изменяет текущее значение ISO, а расположенная непосредственно возле колесика «Зеленая кнопка», позволяет отменить настройку и мгновенно перейти на «безопасное» значение параметра, в данном случае на установку ISO AUTO.
Ниже переключателя автофокуса находится кнопка LV, которая включает режим «живого вида» (Live view).
Далее идут кнопки навипада. Кнопка Влево отвечает за Баланс белого, кнопка Вверх – за режимы затвора (не только за включение таймера, как можно подумать, судя по пиктограмме), кнопка Вправо позволяет выбрать Стиль изображения, кнопка Вниз – режим работы вспышки. Чуть позже вернемся к ним. Наконец, ниже навипада находятся еще две кнопки – INFO и MENU.
Последовательные нажатия кнопки INFO переключают режимы вывода информации на монитор, Слава богу, в модели K-5 II разработчики не стали применять дополнительный экран для выбора режимов, как в Pentax K-01 и Pentax K-30.
Основных режимов три: Экран статуса с параметрами (иллюстрация слева), Панель управления (ниже), а также Электронный уровень, который помогает добиться строгой горизонтальности камеры – причем по двум координатам (наклон влево/вправо и вперед/назад). Есть и четвертый режим работы монитора – выключен.
Несколько важных органов управления расположено на левой грани камеры.
Кнопка RAW переключает формат файла, в котором записываются снимки. Всего возможно три варианта: JPEG, RAW (родной формат Pentax’а PEF, либо стандартный DNG), а также RAW+JPEG. В меню определяется последовательность переключений между этими форматами при нажатиях кнопки RAW. Там же задается, будет ли переключение формата действовать только на один кадр, или же фиксироваться до повторного нажатия кнопки.
Кнопка RAW программируемая, поэтому рядом с ней нанесено обозначение Fx.
Ниже находится переключатель режимоа фокусировки – автофокус одиночными кадрами AF.S, непрерываный автофокус C и ручная фокусировка MF.