Панель управления – это один из режимов работы монитора Pentax K-5 II. Экран статуса, о котором мы говорили ранее, также служит для управления параметрами, однако относящимися более непосредственно к съемочному процессу. На панель же управления собраны параметры, связанные скорее с настройками камеры – хотя, конечно, настройки эти также влияют на получаемое изображение.
Для передвижения по Панели управления используются клавиши навипада. Активный параметр выделяется рамкой, также отмечаются активные диски управления (передний и/или задний).
Одновременно два диска используются при задании диапазона Авто-ISO. Передний диск задает нижнюю границу диапазона, задний – верхнюю.
Следующий пункт Панели управления позволяет задать, сколько точек системы автофокусировки будут использоваться автоматикой в том случае, если для зоны АФ выбран вариант «Авто» – все одиннадцать, либо пять.
Кстати, девять датчиков автофокуса – крестовые (они расположены матрицей 3х3 и обозначены квадратными метками), а еще два датчика (крайние левый и правый) – линейные.
Мы отмечали существенное ускорение автофокуса в модели Pentax K-5 по сравнению с Pentax K-7, ну а новый модуль SAFOX X в Pentax K-5 II работает еще быстрее.
Два следующих примера могут косвенно проиллюстрировать работу автофокуса Pentax K-5 II. Производится серия перефокусировок с близкого объекта (оконная рама на расстоянии около метра) на далекий объект (кирпичная стена дома на расстоянии в несколько десятков метров) и обратно. Выполняется только фокусировка (до звукового подтверждения) без спуска затвора. Использовался недорогой китовый объектив SMC Pentax DA 18-55mm f/3.5-5.6 AL WR на фокусном расстоянии 55 мм (73 экв.мм).
В первом примере условия освещенности – пасмурный зимний день. Приблизительная освещенность EV9 (экспопараметры следующие: ISO 12800, F/5.6, 1/2000 сек). По клику воспроизводится звуковой файл mp3.
Второй пример – с теми же объектами при вечернем (ночном) освещении, рассеянная подсветка далекими фонарями, без ярких источников света в кадре. Это не экстремально темная сцена, но для практической съемки освещенность довольно низкая, около EV3 (экспопараметры следующие: ISO 12800, F/5.6, 1/30 сек). По клику воспроизводится звуковой файл mp3.
Кросс-процесс – это, как и эффект Bleach Bypass, нарушение технологического процесса проявки фотопленки. Например, когда негативную цветную пленку проявляют по процессу для обращаемой слайдовой пленки. В результате получается необычная цветопередача – объективно говоря, неправильная, однако придающая снимкам эффектность.
Pentax K-5 II дает возможность использовать три пресета или «случайный» вариант кросс-процесса. Кроме того, можно сохранить три варианта как Пользовательские (My 1-2-3).
Примеры использования эффекта «Кросс-процесс» (предустановки 1-2-3):
Если включить Расширенный брекетинг (по балансу белого, насыщенности, цветовому тону, высокому/низкому ключу, контрасту и резкости), то он будет как бы накладываться на обычный экспобрекетинг. В результате можно получать до 5х3=15 кадров в одной брекетинг-серии. Кстати, при этом формат файлов естественным образом фиксируется в JPEG, что служит косвенным напоминанием – вообще-то, можно просто снимать в RAW, а все эти разнообразные обработки выполнить потом вручную.
Цифровые фильтры дают возможность существенного преобразования изображения (в отличие от Стилей). Это не совсем «фильтры» в традиционном фотографическом смысле, а скорее «эффекты обработки». Во время съемки доступны восемь фильтров, у каждого несколько настроек. Название первого звучит загадочно – «Камера-редактор». По характеру изображения можно предположить, что это неудачный перевод термина «Камера-обскура» (сильное виньетирование, размытость, искажение цвета) – однако в оригинале звучит как «Toy Camera» (игрушечная камера). Далее идут фильтры Ретро, Высокий контраст, Извлечение цвета, Софт, Лучики, Рыбий глаз и Мой фильтр, где количество настроек максимально, их восемь, включая инверсию цвета (негатив).
В режиме просмотра к этим восьми Цифровым фильтрам добавляется еще десять, и общее количество их достигает внушительных восемнадцати штук – мы перечислим их и посмотрим примеры в разделе Режим просмотра.
Функция HDR (High Dynamic Range) позволяет расширять динамический диапазон снимков, то есть способность камеры проработать очень яркие и темные участки в пределах одного кадра. По сути, камера делает экспобрекетинг, а затем с темных кадров берутся яркие участки, со светлых – наоборот, теневые, и в результате получается изображение с расширенным диапазоном переданных уровней яркости. По идее, технология HDR должна давать результат, более похожий на то, что мы видим глазом – ведь воспринимаемый человеком диапазон яркостей шире, чем у современных цифровых камер. Нужно лишь соблюдать меру, а то порой приходится видеть HDR-снимки с неестественной передачей яркостей и полутонов.
Pentax K-5 II (как и К-5) производит автоматическое совмещение изображения, то есть HDR-съемку можно вести с рук, штатив использовать необязательно. Правда, существует проблема подвижных объектов (движущихся людей и автомобилей, или трепещущих на ветру листьях деревьев) – но тут уж никуда не деться, эти ограничения неотъемлемо присущи HDR-съемке.
В нижней строке Панели управления идут три параметра, относящиеся к формату файла – переключение между JPEG, RAW и RAW+JPEG, разрешение кадра (16, 10, 6, 2 Мп) и уровень сжатия JPEG (четыре варианта). Который из вариантов формата RAW (PEF или DNG) используется, задается отдельно, в меню.
Последний пункт Панели управления – включение оптического стабилизатора.