В разделе Настроек внутрикамерного меню Nikon J1 производится управление параметрами, которые не имеют прямого отношения к процессу съемки.
Все эти пункты умещаются на трех экранах. Конфигурирование камеры нельзя назвать богатым, но для целевой аудитории Nikon J1 это, вероятно, будет вполне достаточным.
Нажатие кнопки F в режиме съемки позволяет мгновенно выбрать один из трех режимов работы затвора. Да, это те самые пункты, которые мы видели в пункте меню «Непрерывная». Разница в том, что здесь нельзя выбрать частоту кадров для Электронного затвора, используется тот вариант, который задан в меню.
К сожалению, кнопка F – не программируемая, назначить на нее какую-либо другую функцию нельзя.
Повернув диск режимов на одно положение, попадаем в режим «Интеллектуальный выбор снимка». Он похож на режим BSS (Best Shoot Select, «Выбор лучшего снимка»), давно нам знакомый по компактным камерам Nikon COOLPIX.
В случае Nikon J1 в этом режиме за одно срабатывание затвора делается пять снимков (мы даже не замечаем, что их пять – разве что пауза для сохранения получается более длинной, чем обычно).
В памяти сохраняются все пять снимков, хотя в режиме просмотра они отображаются «стеком» – то есть мы видим только один, который камера посчитала лучшим (в первую очередь по критерию наименьшей смазанности). Нажав кнопку ОК, можно просмотреть все пять снимков и вручную определить другой из них как лучший.
Этот режим съемки будет полезен, когда велик получить риск смазанного изображения – при съемке в движении, или при недостатке освещения без вспышки.
В руководстве пользователя суть режима «Момент. снимок движ.» описана так: «При каждом спуске затвора камера записывает фотографию и видеоролик продолжительностью примерно одну секунду».
Если рассмотреть процесс подробнее, то все даже интереснее. При полунажатии кнопки спуска камера начинает безостановочную запись в буфер. В момент нажатия кнопки спуска запишется снимок разрешения 3842х2160, и плюс к нему секундный видеоролик, который начинается до момента нажатия кнопки, а кончается после него!
Кстати, ролик записывается ускоренно, и в результате получается файл длительностью 2.5 секунды. При его воспроизведении видим замедленное движение.
С помощью кнопки F можно выбрать одну из четырех «тем». Речь идет о кратком музыкальном сопровождении, которое будет звучать в камере во время просмотра сделанных в этом режиме снимков. В файл этот звук не записывается.
Режим просмотра
В режиме просмотра режимы вывода информации на экран переключаются кнопкой DISP. Варианта три – чистый снимок, краткая информация, подробная информация с гистограммой. Графика аналогична используемой в зеркальных камерах Nikon, и это приятно.
Единственное, что показалось неудобным – вывод фокусного расстояния в абсолютных миллиметрах. На мой взгляд, лучше бы использовать эквивалентные миллиметры.
Возможно, вам захочется возразить – при чем здесь эквивалентные миллиметры? Ведь они соответствуют углу зрения, который получался в прошлом тысячелетии при использовании в качестве носителя информации фотопленки стандарта 135. Некогда самой распространенной, но сейчас то мы, вроде бы, от пленки ушли? И зачем тогда эти бесконечные отсылки к ушедшему стандарту?
Так-то оно так. Но дело в том, что за десятилетия сформировалсь настоящая фотокультура – с тоннами литературы, с огромным людским опытом. Если фотограф говорит «полтинник», то всем ясно, о чем идет речь. Кроме того, сейчас разные камеры используют матрицы, размеры которых различаются во много раз и, соответственно, некий единый стандарт, хотя бы виртуальный, позволяющий сопоставить фокусные расстояния камер разных систем, просто необходим.
В некоторых случаях преобразование реальных миллиметров в эквивалентные несложно выполнить в уме (если коэффициент составляет 1.5х, как у зеркалок Nikon, или 2х, как у камер системы 4/3), но в случае Nikon J1 коэффициент равен 2.8х, и в этом случае преобразовывать абсолютные 17 мм в эквивалентые... не очень-то удобно.
Рычажок, расположенный справа от кнопки F, в режиме просмотра управляет масштабом отображения. Уменьшенные снимки можно выводить матрицей 2х2, 3х3 или 9х8 индексных кадриков. Есть и календарный доступ, по дате съемки.
Кстати говоря, отображение индексных кадров минимального размера (9х8 у Nikon или 10х10 у Olympus) камеры отрабатывают разным образом.
Nikon J1 начинает отображать кадрики поштучно, и процесс вывода 72 кадриков занимает более 8 секунд – только представьте! Это просто неприемлемо. Причем если вы выбрали полный кадр (кнопкой ОК), а потом снова решили вернуться к индексному экрану 9х8, то процесс мучительно долгого вывода повторяется снова (хотя результат могли бы и сохранить в буфере).
Olympus E-PM1, прежде чем вывести матрицу из 10х10 индексных снимков, делает паузу на секунду (так что вы даже не понимаете, понял ли он команду), потом выстреливает сразу полный экран с сотней кадриков. Пауза неприятна, но в целом этот вариант лучше.
Еще один большой сюрприз, который нам подготовили разработчики Nikon J1 – отсутствие сколь-нибудь серьезных возможностей редактирования снимков. Нет ни цифровых фильтров, ни других эффектов обработки изображения, кроме традиционной для Nikon функции D-Lighting (высветления темных участков). Само по себе отсутствие внутрикамерной обработки не так уж удивительно, просто оно идет вразрез с сегодняшними тенденциями – ведь таких возможностей в любительских камерах сейчас становится все больше и больше.