Виртуальный диск, с помощью которого переключаются режимы съемки, выводится на экран либо при обращении к меню, либо сразу по нажатию центральной кнопки навипада (если она не запрограммирована на другие функции).
На «диске» девять положений – классический набор экспорежимов P-A-S-M, два чисто автоматических режима – i-AUTO и сюжетные программы SCN, съемка Панорам, съемка 3D-панорам и «Устранение размытости движения».
В режимах P-A-S-M доступно максимальное количество съемочных параметров. В режиме Р работает функция программного сдвига (возможность синхронно изменить значение двух экспопараметров при сохранении неизменной экспозиции) – это делается вращением левого диска управления.
За положением виртуального диска SCN скрывается набор из восьми сюжетных программ, типовой для камер Sony NEX: Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Закат, Ночной портрет, Ночная сцена и Сумерки с рук.
Сюжеты строго-запретительные, то есть, изменять большинство параметров съемки (ISO, ББ, тип экспозамера и т.д.) – нельзя. Более того, нельзя даже ввести экспокоррекцию.
Говоря о режиме Макро, отметим, что в отличие от компактных камер, у аппаратов со сменной оптикой не происходит оптической адаптации объектива к фокусировке на сверхблизких расстояниях. Для получения настоящих макроснимков нужно использовать, как и в случае зеркальных камер, специальные макрообъективы.
Кстати, объектив 18-55/3.5-5.6 обладает редкой особенностью – с ростом зума у него почти не происходит нарастания минимального расстояния фокусировки. Оно остается практически неизменным по всему диапазону зума, составляя примерно 15 см (от передней линзы до объекта). Большого увеличения и крупного масштаба, как при настоящей макросъемке, конечно, с ним не получится.
Сюжет «Сумерки с рук» стоит несколько особняком в ряду сюжетных программ.
Дело в том, что в Sony NEX-7, как и в других моделях NEX, реализовано несколько режимов, чья родственная связь может показаться неочевидной из их названий – Сумерки с рук, Устранение размытия движения, Панорамная съемка (обычная и в 3D), а также HDR (High Dynamic Range, расширение динамического диапазона). На самом же деле, все они базируются на возможности быстрой серийной съемки и на процессорных алгоритмах, позволяющих совмещать несколько изображений, сдвинутых друг относительно друга.
Режимы «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения» размещены в разных местах: первый среди сюжетных программ, второй – на виртуальном диске режимов. Однако работают они очень похоже. Камера делает шесть быстрых снимков, которые затем объединяются в один, что позволяет получить более качественное изображение, чем на одиночном снимке, сделанном при тех же экспопараметрах.
Разница между ними в том, что в режиме «Устранение размытия движения» камера стремится получить максимально короткую выдержку (дабы устранить то самое размытие), и ради этого смело идет на повышение ISO вплоть до значения ISO6400, в то время как приоритетной задачей режима «Сумерки с рук» является получение качественной картинки с минимальными шумами, поэтому здесь камера старается использовать ISO пониже (хотя если света совсем мало, также поднимает его вплоть до 6400).
На следующей иллюстрации слева приведен пример работы камеры в режиме «Устранение размытия движения», а справа – изображение получено в режиме М при тех же значениях параметров (ISO6400, диафрагма F/4.5, выдержка 1/125 сек, ББ Авто, стиль Standard, f=54 экв.мм).
Съемка панорам организована простым, удобным и эффектным образом – наверное, многие из вас уже с ним знакомы. Сначала мы задаем направление движения камеры (одно из четырех, вправо, влево, вверх, вниз), причем сделать это можно не только в меню, но и просто вращением диска навипада. Затем, нажав кнопку спуска затвора, просто ведем камеру в соответствующем направлении, словно снимаем кино. Камера щелкает затвором, на экране отображается прогресс-бар – общая развертка, как ее прогнозирует камера, и движущийся по ней маркер текущего положения.
После съемки камера ненадолго задумывается... и получаем готовый панорамный снимок.
Качество склейки, как правило, очень хорошее. Камера делает незаметные стыки, даже если вы не соблюдаете строгую прямолинейность движения камеры.
Вести камеру нужно с некоей оптимальной скоростью – если делать это слишком быстро или медленно, то камера либо прекратит съемку, либо сформирует снимок с «недоснятым» серым участком (разумеется, потом его можно отрезать в редакторе изображения):
Аналогичным образом происходит и съемка 3D-панорамы. Создается два файла – обычный JPEG и MPO. Мы не располагаем оборудованием, позволяющим адекватно оценить качество 3D-изображения, так что сказать о качестве 3D-панорамы ничего не можем.
В меню можно выбрать один из двух вариантов – Стандартная панорама, лабо Широкоугольная. В первом случае при горизонтальной ориентации камеры получится файл разрешения 8192х1856 пикселей, во втором – 12416х1856. Если снимать «вертикальную панораму» (а это подходит не только для съемки колонн или шпилей, но и для обычной панорамной съемки, просто вы ведете камеру, держа ее в портретной ориентации), то разрешение составит 3872х2160 и 5536х2160 пикселей соответственно.
Сверху – Стандартная панорама, ниже – Широкая, снятая с той же точки.
Полноразмерные файлы панорам можно скачать в разделе Примеры снимков.