Два интересных режима работы Nikon COOLPIX P300, вынесенные на диск режимов отдельными позициями, связаны с умением этой камеры быстро делать несколько снимков, а затем совмещать их в единое изображение.
Режим «Ночной пейзаж» работает в двух вариантах. Первый вариант, «Со штатива», вполне традиционен – камера использует минимальное значение ISO и длинную выдержку. Понятно, что это обеспечит наилучшее качество изображения.
Во втором же варианте, «С рук», быстро делаются несколько кадров. Используется повышенное значение ISO (чтобы получить достаточно короткую выдержку и избежать смаза). Далее эти кадры совмещаются в один – так удается снизить шумы и лучше проработать изображение.
Посмотрим, как работает режим «Ночной пейзаж».
Сравниваем фрагменты трех снимков. Первый сделан просто в режиме P с достаточно высоким значением чувствительности (ISO 800). Крайний правый – в режиме «Ночной пейзаж со штатива» (здесь ISO минимально, оттого картинка лучше всех). Промежуточный вариант, посередине – компромиссный «Ночной пейзаж с рук». Использование высокого ISO 800 позволило обойтись без штатива (выдержка 1/60 сек), а картинка заметно лучше, чем при обычной съемке одним кадром.
Второй интересный режим на диске Nikon COOLPIX P300 – «Освещение сзади». Он также может работать в двух вариантах. Первый из них не задействует функцию HDR (High Dynamic Range, широкий динамический диапазон) – делается просто вспышка, подсвечивающая темный объект на переднем плане. Во втором варианте как раз реализована технология HDR, делается несколько снимков с разной экспозицией, которые потом объединяются в один.
Посмотрим пример, как на практике выглядит съемка в режиме «Освещение сзади».
Сначала делаем обычный снимок в режиме программного автомата Р (см.ниже). Небо оказывается пересвеченным, выгорает. Вводим экспокоррекцию в –1EV, небо прорабатывается лучше, однако снимок в целом темноват. Пробуем обойтись традиционным для Nikon инструментом – функцией D-Lighting, которая высветляет тени. Получается не так уж плохо!
Далее включаем режим «Освещение сзади» (Backlighting). Сначала без HDR, срабатывает вспышка. Далее включаем HDR, устанавливаем два разных уровня интенсивности.
Какой вариант использовать – решать вам. Хорошо, что камера предоставляет на выбор различные возможности.
Отметим, что режимы «Ночной пейзаж» и «Освещение сзади» имеют собственные настройки экспокоррекции. Допустим, в режиме Р мы вводим экспокоррекцию –1EV, однако если после этого включим режим «Освещение сзади», либо «Ночной пейзаж», то окажемся с нулевой коррекцией (причем сброс происходит при каждом повторном включении этих режимов).
Развивая эту тему, добавим, что во всех режимах группы PASM введенная экспокоррекция сохраняется, а в сюжетных программах – сбрасывается, и это не очень удобно. Например, если вы чередуете съемку в цвете (режим приоритета диафрагмы А) и съемку в сюжете SCENE «Контрастное монохромное изображение», то экспокоррекция, которую вы вводите для монохромных снимков, будет сбрасываться на ноль после каждого возврата к сюжету из режима А. Впрочем, это весьма типично для самой идеологии сюжетных программ.