





|
Рассмотрим, как в Nikon P300 реализован ввод экспокоррекции. Нажимаем соответствующую кнопку (клавишу навипада Вправо). Попадаем на ввод экспокоррекции. Поскольку большой палец в этот момент уже лежит на кольце навипада – казалось бы, сделайте, чтобы он сразу мог изменять значение! Но нет. Интуитивно повернув кольцо, мы как раз уходим с этого параметра, попадаем на другие – насыщенность, тон (цветовой сдвиг). А ввод экспокоррекции – ради которого мы, собственно, попали в этот пункт – можно делать либо клавишами навипада Вверх-Вниз, либо верхним диском управления. Во всех случаях, нужно переносить большой палец на соответствующие органы управления. Лучше было бы, чтобы кольцо навипада могло сразу менять экспокоррекцию, а верхний диск – перебирал параметры.
Кстати говоря, направление вращения верхнего диска при вводе экспокоррекции соответствует принятому в зеркалках Nikon: поворот вправо вводит отрицательную экспокоррекцию (в минус), влево – положительную (в плюс). Я уже устал ворчать, что мне это кажется противоестественным, в адрес каждой зеркальной модели Nikon, поэтому на сей раз промолчу.
Обратите внимания, что при экспокоррекции на мониторе отображается живая гистограмма, которая отрабатывает введенные значения экспокоррекции. Еще недавно для компактов Nikon живая гистограмма вообще была не характерна, так что мы приветствуем ее наличие, причем в не самой старшей модели. Жаль только, что она появляется на экране, лишь когда мы нажимаем клавишу навипада Вправо, то есть когда мы уже приняли решение о необходимости коррекции. Во время же съемки гистограмма с экрана исчезает, так что собственно о необходимости коррекции экспозиции она не предупреждает.
Более того, поскольку в ручном режиме М ввод экспокоррекции невозможен по самой сути этого режима, то и живой гистограммы в режиме М нет. Соответствующая кнопка просто не работает. Хотя именно в режиме М гистограмма была бы ох как не лишней.
С параметром «Насыщенность» все более менее понятно. Но вот параметр «Тон» (он же цветовой сдвиг) работает несколько неожиданным образом. Сдвиг цвета производится не относительно текущего выбранного пресета баланса белого, как можно подумать. Более того, даже и не вокруг Авто, а вокруг пресета Дневной свет. Почему нам это кажется странным? А вот представьте. Вы снимаете в помещении, с освещением лампами накаливания. Свет теплый, и изображение при установке баланса белого Авто получается оранжево-желтым. Вы переключаетесь на пресет Лампа накаливания – картинка улучшается, но все же цветопередача не совсем точная. Вы хотите подстроить Тон... бах, только включаете этот параметр, и цвет вообще сбивается! Оказывается, что шкала сдвига построена не вокруг текущего пресета (Лампа накаливания), а вокруг пресета Дневной свет. Смысл всей подстройки теряется; зачем прецизионно подстраиваться вокруг заведомо не подходящего пресета? Получается, что настройка Тона вообще имеет смысл только в солнечный день.
Есть и еще один нюанс. Даже если вы ползунок на шкале Тон установите на ноль (в нейтральное положение), ожидая, что тем самым не используете сдвиг и отключаете параметр Тон – вас ждет сюрприз. В дальнейшем вам не удастся переключить баланс белого – этот пункт в меню камеры будет просто невозможно выбрать. Вы даже не сразу поймете, что происходит, и почему в камере установка баланса белого вдруг оказалась блокированной. Оказывает, надо в настройке параметра Тон обязательно выполнить «Сброс», выбрав букву [R]. Только тогда ползунок со шкалы исчезнет (оказывается, его отсутствие не эквивалентно нулевому положению), отключится пресет Дневной свет, ассоциированный с параметром Тон, и вы вернетесь к предыдущему пресету (в нашем примере – Лампа накаливания). Только тогда возобновится возможность изменять баланс белого.
|