Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Sony Alpha NEX-5N



Управление и функции (часть 2)

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Верхняя кнопка задней панели в большинстве случаев включает внутрикамерное меню. Помимо параметров, напрямую управляемых клавишами навипада и кнопками задней панели, все остальные настройки и переключения выполняются именно через меню. 

Нередко Верхняя кнопка выполняет и другие функции – отмену действия, возврат назад и так далее. Однако во всех случаях эти функции определяются самой камерой, Верхняя кнопка не программируется.

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Раздел меню «Фотоаппарат» относительно небольшой. Прежде всего, здесь можно переключать режимы работы затвора – таймер автоспуска, обычная покадровая съемка, непрерывная – о них мы уже говорили.

Далее, здесь переключаются режимы фокусировки – автофокус AF, ручной MF, а также гибридный вариант DMF, в котором после выполнения автофокусировки можно довести фокус вручную. Два последних варианта, в которых задействована ручная фокусировка, реализованы чрезвычайно удобно. Стоит тронуть кольцо кольцо ручного фокуса на объективе (в варианте DMF при этом нужно удерживать полунажатой кнопку спуска затвора), как изображение на мониторе увеличивается. Можно использовать увеличение с кратностью 4.8x или 9.5x.

Можно выбрать один из трех вариантов зоны фокусировки (пояснение на экране гласит «автофокусировки», но на самом деле выбранная зона используется и применительно к фокусировке ручной; отображаться в увеличенном масштабе будет соответствующая зона) – Мульти, Центр и «Рег. пятно АФ». Последний вариант позволяет перемещать зону фокусировки клавишами навипада вручную – по матрице из 17х11 положений, до самых краев кадра. Поскольку в модели NEX-5N экран сенсорный, зону можно указать просто прикосновением к экрану в нужном месте – это действительно удобно!

В вариантах Мульти и Центр прикосновение к экрану запускает режим следящей фокусировки – камера запоминает указанный объект и в дальнейшем отслеживает его перемещение в кадре. Честно говоря, делает это не вполне уверенно.

Выбор зоны действует только в режимах P-A-S-M. Автоматические режимы его игнорируют.

 

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Замечательная функция, которую мы уже видели в системе фокусировки Sony NEX-C3 – выделение контуров – имеется и у NEX-5N. Фрагменты изображения, находящиеся в фокусе, окаймляются цветными контурами (в примере на иллюстрации слева – желтыми, но в меню можно выбрать и белый или красный цвет). Регулируется также интенсивность эффекта (Высокий, Средний, Низкий, Выключено). 

Выделение контуров очень помогает при ручной фокусировке, а также работает при видеосъемке – и это особенно здорово.

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

В разделе меню «Размер изображения» задается разрешение снимка при фотосъемке (полные 16 Мп, 8 Мп и 4 Мп), соотношение сторон кадра (3:2 или 16:9), варианты использования форматов RAW и JPEG. 

Здесь же задаются параметры панорамных снимков – как обычных, так и 3D, а также видеосъемки.

Видео может записываться в форматах AVCHD или MP4. В первом случае разрешение всегда фиксировано на Full HD 1920x1280, других вариантов нет (что, на мой взгляд, не очень хорошо). А вот вариантов потока при этом несколько - 50 и 25 кадров в секунду, чересстрочная и прогрессивная развертка (поток от 17 до 28 Мб/с). Не все из вариантов совместимы с форматом Blu-Ray, о чем камера честно предупреждает перед началом записи.

В формате MP4 помимо разрешения 1440х1080 (12 Мб/с) появляется еще разрешение VGA (3 Мб/с).

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

В разделе меню «Яркость/цвет» расположены такие важнейшие параметры съемки, как Экспокоррекция (как вы помните, к ней есть и прямой доступ клавишей навипада Вниз), ISO, Баланс белого, Режим экспозамера, Экспокоррекция при вспышке, DRO/HDR и Творческий стиль.

Две функции – DRO и HDR – относятся к оптимизации динамического диапазона, то есть способности камеры в одном снимке прорисовать как самые яркие, так и темные участки. Функция DRO работает чисто программно – делается один кадр, и при формировании изображения форма тоновой кривой может изменяться, тем самым улучшается прорисовка проблемных участков. Можно выбрать один из пяти уровней интенсивности или установить DRO на Авто. 

Более интересна функция HDR (High Dynamic Range). Камера делает подряд три быстрых кадра с разными экспопараметрами, после чего, на несколько секунд задумавшись, складывает их в один готовый снимок. Грубо говоря, из недодержанного снимка берутся света, а из передержанного – тени. Интенсивность эффекта (ширину эксповилки) можно регулировать. Производится автоматическое совмещение изображений, что позволяет вести HDR-съемку с рук, без штатива. 

Для съемки движущихся объектов (людей, автомобилей, или даже листвы на ветру) этот режим не очень подходит, потому что совмещение не получится, и такие объекты могут двоиться. Взгляните на следующую иллюстрацию.

Первые два фрагмента взяты со снимков, сделанных Sony NEX-5. Справа – наглядная иллюстрация того, что съемка HDR не очень подходит при наличии в кадре подвижных объектов.

Создается впечатление, что NEX-5N справляется с этой проблемой лучше, чем NEX-5. Взгляните на нижнюю пару фрагментов – в сходных условиях, на сильном ветру, листья получились несмазанными даже в режиме HDR, причем такое происходило не однажды. У меня даже возникло подозрение, уж не борется ли NEX-5N с подобными несовпадениями кадров при съемке в HDR? Например, совмещает сдвинутые детали изображения программно, или попросту использует в местах несовпадений фрагменты лишь одного снимка? Однако встречались и «обычные», проблемные в этом смысле снимки... так что в итоге однозначного вывода, что NEX-5N снимает HDR лучше, чем 5N, сделать пока не получилось.

Пример работы функции HDR:

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Параметр Творческий стиль позволяет выбрать одну из шести цветовых схем – Стандартный, Яркий, Портрет, Пейзаж, Закат и Черно-белый. Каждую из них можно дополнительно подстраивать, по параметрам Контрастность, Насыщенность и Резкость (семь уровней) – кроме, конечно, параметра Насыщенность для Черно-белого стиля.

 

Завершая разговор об интерфейсе, хочется отметить, что по мере развития линейки NEX разработчики систему управления постоянно модернизируют. Исправляются недочеты, повышается гибкость, улучшается быстродействие в удобство работы в целом. Интерфейс NEX-5N – лучший из тех, что мы видели у камер NEX.

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Тем не менее, кое-что в интерфейсе по-прежнему вызывает стойкое недоумение. Например, мы уже отмечали, что отображение Информационной панели на мониторе сделано пассивным, и к параметрам нет быстрого доступа прямо здесь же, без погружения в меню. Однако это мелочи. Главное же, что когда мы все-таки входим в меню – казалось бы, можно было бы прямо тут же изменять значение параметров. На примере слева – мы дошли до пункта ISO, установлен вариант ISO AUTO. Из обзора в обзор мы вопрошаем – почему же не дать возможность сразу же здесь изменить это значение? Отчего не использовать клавиши Влево-Вправо для изменения значения? Но нет, эти клавиши просто оставлены незадействованными. Нужно нажать центральную кнопку, и происходит возврат к основному экрану, с анимацией сегмента диска. 

Если же мы хотим настроить еще один параметр, придется снова погружаться в меню (сейчас мы, конечно, говорим не о параметрах, впрямую назначенных на кнопки). А если учесть, что меню состоит из шести разделов и не всегда очевидно, в каком именно разделе находится тот или иной параметр, работа получается не быстрой и не очень удобной. Сенсорный экран добавил удобства при настройке параметров, но, честно говоря, в небольшой степени. 

Одним словом, организация интерфейса NEX, несмотря на быстрый прогресс от модели к модели, в целом мне по-прежнему представляется далекой от идеала. В обзорах, посвященных NEX-5N, мне встречалась такая точка зрения: «...Не очень оперативный интерфейс управления остается одним из слабых мест системы, во всяком случае с точки зрения фотографов старой закалки». Могу согласиться, но лишь отчасти. В основном-то дело не в закалке! Фотографы разных поколений могут спорить, какой интерфейс удобнее – традиционный кнопочно-колесный, или же современный сенсорный. Однако оперативность, быстрота работы с интерфейсом является характеристикой объективной, а не субъективно-вкусовой. И тут уж извините – с интерфейсом NEX работается реально медленнее. Хотя, повторяю, интерфейс NEX быстро прогрессирует, и мы возлагаем большие надежды на его реализацию в грядущей топовой модели Sony Alpha NEX-7.

Sony Alpha NEX-5N screenshot

Некоторые недочеты в интерфейсе не являются принципиальными, при желании разработчики могли бы их доработать. Например, иногда при попытке обратиться с какому-то пункту меню получаем на экране сообщение «Данная функция отключена». Наверное, неплохо было бы добавить здесь пояснение, что-то вроде «Выделение контуров не работает в режиме фокусировки AF, включите режим MF или DMF». В некоторых случаях именно так и сделано, но не во всех.

Вернуться к списку обзоров
Перейти к обсуждению на форуме

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте