Виртуальный диск, с помощью которого можно переключать режимы съемки, выводится на экран либо при обращении к меню, либо сразу по нажатию центральной кнопки навипада (если она не запрограммирована на пользовательские функции).
На «диске» девять положений – классический набор экспорежимов P-A-S-M (который можно воспринимать как продвинутый), два чисто автоматических режима – i-AUTO и сюжетные программы SCN, съемка Панорам, съемка 3D-панорам и «Устранение размытости движения».
В режимах P-A-S-M доступно максимальное количество съемочных параметров. Отметим, что в NEX-5N появилась функция программного сдвига в режиме Р (возможности синхронно изменить значение двух экспопараметров при сохранении неизменной экспозиции) – это делается вращением кольца навипада.
За положением виртуального диска SCN скрывается набор из восьми сюжетных программ, типовой для камер Sony NEX: Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Закат, Ночной портрет, Ночная сцена и Сумерки с рук.
Сюжеты строго-запретительные, то есть, изменять большинство параметров съемки (ISO, ББ, тип экспозамера и т.д.) – нельзя. Более того, нельзя даже ввести экспокоррекцию.
Говоря о режиме Макро, отметим, что в отличие от компактных камер, у аппаратов со сменной оптикой не происходит оптической адаптации объектива к фокусировке на сверхблизких расстояниях. Для получения настоящих макроснимков нужно использовать, как и в случае зеркальных камер, специальные макрообъективы.
Кстати, объектив 18-55/3.5-5.6 обладает редкой особенностью – с ростом зума у него не происходит нарастания минимального расстояния фокусировки. Оно остается практически неизменным по всему диапазону зума, составляя примерно 15 см (от передней линзы до объекта). И все же большого увеличения при этом не получится.
Сюжет «Сумерки с рук» стоит несколько особняком в ряду сюжетных программ.
Дело в том, что в Sony NEX-5N, как и в предыдущих моделях NEX, реализовано несколько режимов, чья родственная связь может показаться неочевидной из их названий – Сумерки с рук, Устранение размытия движения, Панорамная съемка (обычная и в 3D), а также HDR (High Dynamic Range, расширение динамического диапазона). На самом же деле, все они базируются на возможности быстрой серийной съемки и на процессорных алгоритмах, позволяющих совмещать несколько изображений, сдвинутых друг относительно друга.
Режимы «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения» размещены в разных местах: первый среди сюжетных программ, второй – на виртуальном диске режимов. Однако работают они очень похоже. Камера делает шесть быстрых снимков, которые затем объединяются в один, что позволяет получить более низкий уровень шумов, чем на одиночном снимке, сделанном при тех же экспопараметрах.
Разница между ними в том, что в режиме «Устранение размытия движения» камера стремится получить максимально короткую выдержку (дабы устранить то самое размытие), и ради этого легко идет на повышение ISO вплоть до значения ISO6400, в то время как приоритетной задачей «Сумерек с рук» является получение качественной картинки с минимальными шумами, поэтому здесь камера старается использовать ISO пониже (хотя если света совсем мало, также поднимает его вплоть до 6400).
На следующей иллюстрации слева приведен пример работы камеры в режиме «Сумерки с рук», а справа – изображение получено в режиме М при тех же значениях экспопараметров (ISO6400, диафрагма F/5.6, выдержка 1/40 сек, ББ Авто, стиль Standard, f=82 экв.мм, штатив).
Съемка панорам организована простым, удобным и эффектным образом – наверное, многие из вас уже с ним знакомы. Сначала мы задаем в меню направление движения камеры (одно из четырех, вправо, влево, вверх, вниз), а затем, нажав кнопку спуска затвора, просто ведем камеру в соответствующем направлении, словно снимаем кино. Камера щелкает затвором, на экране отображается прогресс-бар – общая развертка, как ее прогнозирует камера, и движущийся по ней маркер текущего положения. Нужно приноровиться и вести камеру с некоей оптимальной скоростью – делать это слишком быстро или медленно камера не позволит.
После съемки камера ненадолго задумывается... и получаем готовый панорамный снимок. Качество склейки, как правило, очень хорошее. Камера не только делает незаметные стыки, но и во многих случаях умудряется корректно обходиться с движущимися объектами. Впрочем, это получается не всегда, иногда можно увидеть двоящиеся куски проезжавших автомобилей, но не стоит требовать невозможного – в целом функция отличная.
Аналогичным образом происходит и съемка 3D-панорамы. Создается два файла – обычный JPEG и MPO. Мы не располагаем оборудованием, позволяющим адекватно оценить качество 3D-изображения, так что сказать о качестве 3D-панорамы ничего не можем.
В меню можно выбрать один из двух вариантов – Стандартная панорама, или Широкоугольная. В первом случае при горизонтальной ориентации камеры получится файл разрешения 8192х1856 пикселей, во втором – 12416х1856. Если снимать «вертикальную панораму» (а это подходит не только для съемки колонн или шпилей, но и для обычной панорамной съемки, просто ведешь камеру, держа ее в портретной ориентации), то разрешение составит 3872х2160 и 5536х2160 пикселей соответственно.
Приведем здесь один пример – это горизонтальная «стандартная» панорама. Разрешение 15 Мп (8192x1856), ISO100, f=52 экв.мм. По клику загружается полный файл 4.2 МБ.
Другие панорамы приведены в разделе Примеры снимков.
ВИДЕОСЪЕМКА
Мы уже говорили, что Sony Alpha NEX-5N может писать видео разрешения Full HD (вплоть до 1080p) в формате AVCHD (а также другие разрешения в MP4).
Во время видеосъемки можно «на лету» изменять экспопараметры – диафрагму (и значит, управлять глубиной резкости), выдержку, ISO, вводить экспокоррекцию. Это здорово.
Качество изображения при видеосъемке весьма приличное. Работает автофокус. Ему можно помочь, полунажав кнопку спуска, однако это почти наверняка будет сопровождаться рысканьем автофокуса, которое потом увидим на записи. Работает и ручная фокусировка (если выбрать режим MF в меню), позволяя производить эффектные переводы фокуса с плана на план.
Далее приводим несколько видеороликов, снятых камерой Sony Alpha NEX-5N.
Пример 1. Full HD 1920x1080@50p, поток 25/28 Мб/с, длительность 00:10".
Скачать исходный файл MTS 33 МБ.
Пример 2. Full HD 1920x1080@25p, поток 16/18 Мб/с, длительность 00:10".
Скачать исходный файл MTS 20 МБ.
Пример 3. Full HD 1920x1080@25p, поток 16/18 Мб/с, длительность 00:12".
Скачать исходный файл MTS 25 МБ.