Режимы отображения информации на мониторе переключаются у Panasonic GH4 обычным образом – перебором по кругу, последовательными нажатиями кнопки DISP. Всего доступно пять вариантов, плюс шестой – выключенный монитор.
Сам экран имеет соотношение сторон 3:2, а кадр, как и положено в системе Микро-4/3, соотношение 4:3. Соответственно, слева и справа на дисплее отображаются черные полосы. Компания Olympus в аналогичной ситуации выводит пиктограммы различных функций и параметров в вертикальные столбики слева и справа, тем самым минимизируя наложение символов на изображение. Panasonic поступает иначе, символы располагаются горизонтально вверху и внизу экрана. При фотосъемке, возможно, это не оптимальное решение, однако при съемке видео, с соотношением сторон кадра 16:9, такая система имеет преимущество.
Впрочем, как видно на скриншоте слева, можно выбрать вариант, где символы на экран почти совсем не выводятся.
В камере имеется двухкоординатный электронный уровень, помогающий держать камеру строго горизонтально. В работе достаточно удобен, виден хорошо.
Сенсорный экран позволяет установить гистограмму в любое место экрана, просто перетащив ее пальцем.
Среди вариантов отображения есть информационная панель. Опять же, можно перейти к настройке любого параметра (кроме режима, в примере это приоритет диафрагмы А), прикоснувшись к сенсорному экрану.
На предыдущих скриншотах справа видны две виртуальные кнопки-закладки – «<» и «Fn». Первая из них выводит на экран несколько дополнительных виртуальных кнопок – управление различными сенсорными функциями экрана, фокусировкой и фиксацией экспозиции по прикосновению, спуском затвора, а также другими функциями, в зависимости от текущего режима они могут быть различными.
Вторая «закладка», Fn, выводит на экран пять виртуальных функциональных кнопок, обозначенных Fn6...Fn10 – в дополнение к пяти аппаратным кнопкам Fn1...Fn5 на верхней и задней панелях камеры. Функциональность всех этих десяти кнопок задается в меню, причем количество возможных вариантов весьма велико (54 для аппаратных кнопок, 50 для виртуальных).
Примерно так выглядит дисплей Panasonic GH4 в момент полунажатия кнопки спуска.
В правом нижнем углу указывается количество снимков, которые можно сделать при текущих установках формата файла и серийной съемки до заполнения буфера (то есть, до момента снижения скорости). В процессе серийной съемки это число будет постепенно уменьшаться. Далее, по мере скидывания снимков на карту памяти – вновь увеличиваться. Таким образом, вы в любой момент знаете, насколько заполнен буфер и каковы ваши возможности в плане серийной съемки. Замечательная функция!
Кстати, крестик в центре экрана – это маркер «Центр экрана», включаемый и отключаемый в меню.
Три выделенные кнопки на верхней панели GH4 – Баланс белого, ISO и Экспокоррекция – дают прямой доступ к соответствующим функциям.
При выборе пресета баланса белого можно оперативно выполнить подстройку по двум координатам, независимо для каждого пресета. Здесь же включается и брекетинг по балансу белого. Установка ББ по образцу производится мгновенно, одним нажатием. Есть возможность задания ББ по цветовой температуре в Кельвинах.
При установке Авто-ISO в качестве минимальной чувствительности камера будет использовать ISO200, минимальное "штатное" значение, вариант ISO100 нужно задавать вручную. При включении опции "i-ISO" камера будет анализировать движение объектов в кадре и учитывать это для определения необходимой выдержки (и, соответственно, для выбора ISO).
При вводе экспокоррекции с экрана пропадает гистограмма – хотя это тот момент, когда она больше всего нужна. По завершении ввода, конечно, она снова появляется, но все равно неудобно. Это один из немногих нюансов интерфейса GH4, который не понравился.
Титульный для текущего режима параметр (в данном примере это диафрагма) управляются обоими дисками управления, и передним, и задним. При этом на экран в любом случае выводятся шкалы обоих экспопараметров – и выдержки, и диафрагмы, но подсвечен только один, активный.
В режиме Р, конечно, работает программный сдвиг.
Одна из интересных функций Panasonic GH4 – возможность подстройки тональной кривой, раздельно в Тенях и Светах (оперативно, вращением двух дисков). Аналогичную подстройку мы впервые увидели в беззеркалках Olympus.
У Panasonic GH4 имеются не только четыре готовых пресета (Стандарт, Больший контраст, Меньший контраст и «Придать яркость теням»), но и три пользовательских установки С1-2-3. Подстроить и сохранить можно все семь вариантов.
Когда включен любой из пресетов функции Тени/Света (то есть, во всех случаях, когда форма тоновой кривой отличается от стандартной-линейной), на мониторе появляется маленькая пиктограмма. К сожалению, независимо от выбранного пресета, отображается всегда одна и та же пиктограмма. То есть, о самом факте использования функции она свидетельствует, на каким именно образом изменена тоновая передача – не подсказывает. Было бы гораздо лучше выводить не одну общую, а конкретную пиктограмму пресета (S-кривую, N-кривую, C1, C2 и так далее), благо в графическом интерфейсе-то они уже в принципе присутствуют (см. нижнюю строку на двух предыдущих скриншотах).
Экранное меню быстрого доступа (Q.MENU) имеет типичный для камер Panasonic вид. Вызывается нажатием кнопки, накладывается поверх изображения. Доступные параметры выводятся в две строки, сверху и снизу экрана, а возможные значения активного параметра (который выделяется желтым цветом) – в середине экрана. Меню можно конфигурировать, то есть выбрать нужные именно вам параметры.
Наличие у GH4 двух дисков управления дает возможность быстрой настройки параметров. Передним диском пробегаем по параметрам, задним – устанавливаем нужное значение.
Конечно, используется и сенсорная природа дисплея, можно потыкать пальцем и внести все изменения еще быстрее.
Мы уже говорили, что вариантов покадрового автофокуса два. Помимо обычного AFS (одиночный автофокус), есть вариант AFF (Auto Focus Flexible). Его рекомендовано использовать для объектов, перемещения которых непредсказуемы. Пока кнопка спуска удерживается в положении полунажатия, автофокус будет отслеживать движение объекта (однако не будут использоваться алгоритмы прогнозирования перемещений, как в режиме AFC).
Имеется шесть вариантов задания зоны автофокуса (см. ниже).
Необычный, и довольно забавный, вариант задания зоны автофокуса – «Пользовательский мульти». Здесь вы можете буквально нарисовать шаблон, выбрав те из 49 зон (7х7), которые желаете использовать.
Далее можно сохранить до трех сформированных таким образом шаблонов в качестве пользовательских пресетов С1 (в нашем примере), С2 или С3.
При использовании одиночной зоны для автофокусировки можно изменять ее размер, вращая задний диск. Доступно восемь вариантов размера.
Зону можно перемещать по экрану, используя четыре клавиши навипада. Сброс в центральное положение – кнопкой DISP.
Если включено распознавание лиц, то автофокус не только обводит обнаруженное лицо в рамку, но и перекрестием из тонких линий отмечает один из глаз как «приоритетный». Я не совсем понял, что влияет на этот выбор – похоже, что вовсе не всегда выбирается ближний (или более четко прорисованный) глаз, как, например, это происходит на следующих скриншотах (слева – процесс автофокусировки в динамике, справа – момент полунажатия кнопки спуска).
В разделе обзора, посвященном видеосъемке, мы покажем, как работают некоторые из режимов автофокусировки GH4.
Отдельная группа режимов, для которой на диске предусмотрено специальное положение (пиктограмма палитры) – цифровые фильтры, или «эффекты фильтра».
Эффекты, помеченный звездочкой, работают только для фото, остальные – и при видеосъемке.
Эффекты можно подстраивать (регулировать интенсивность, или другой параметр).
Набор фильтров точно такой же, как в модели GM1 (хотя многие названия переведены иначе). Примеры работы фильтров можно посмотреть в нашем обзоре Panasonic GM1.
Интересная возможность Panasonic GH4 – перевод дисплея в режим «Приоритета видеосъемки». При включении этой опции интерфейс экрана изменяется (хотя я бы не сказал, что радикальнейшим образом). Исчезает информация, неактуальная при съемке видео (например, режим работы вспышки или формат записи фотоснимков RAW/JPEG), зато больше внимания уделяется именно параметрам видеозаписи – используемым форматам, частоте кадров, и так далее.