Базовые режимы съемки переключаются у Sony Alpha a7 при помощи диска, расположенного на верхней панели. Если в меню включена опция "Справка о выбранном режиме", то повороты диска сопровождаются анимацией на экране и поясняющими текстами, если же отключена – то повороты диска просто сразу меняют текущий режим. Его обозначение появляется в левом верхнем углу монитора.
На диске режимов (соответственно, и на виртуальном экранном «диске») десять положений – классический набор экспорежимов P-A-S-M, сюжетные программы SCN, съемка Панорам, видеосъемка, два пользовательских режима с сохранением параметров (1 и 2), а также положение AUTO, за которым скрыто два автоматических режима, – обычный «Интеллектуальный авторежим» i-AUTO и «Супер авторежим» i-AUTO+.
В режимах P-A-S-M доступно максимальное количество съемочных параметров. В режиме Р работает функция программного сдвига (возможность синхронно изменить значение двух экспопараметров при сохранении неизменной экспозиции).
За положением диска SCN скрывается набор из девяти сюжетных программ, типичный для последних моделей Sony NEX, а теперь и Sony Alpha: Портрет, Спорт, Макро, Пейзаж, Закат, Ночная сцена, Сумерки с рук, Ночной портрет и Устранение размытия движения.
Сюжеты строго-запретительные, то есть, изменять большинство параметров съемки (ISO, ББ, тип экспозамера и т.д.) – нельзя. Более того, нельзя даже ввести экспокоррекцию. Хотя у Alpha 7 имеется аппаратный диск экспокоррекции, его вращение попросту игнорируется. Однако будьте осторожны – если вы, находясь в сюжетной программе, повернули диск, а затем вернулись, например, к режиму А, то значение поправки считается с диска и актуализируется.
Говоря о режиме Макро, заметим, что в отличие от компактных камер, у аппаратов со сменной оптикой не происходит оптической адаптации объектива к фокусировке на сверхблизких расстояниях. Например, для "китового" объектива Sony FE 28-70/3.5-5.6 OSS минимальное расстояние фокусировки составляет порядка 20 см в широкоугольном положении. Для получения настоящих макроснимков нужно использовать специальные макрообъективы.
Как и в других моделях NEX/Alpha, реализовано несколько режимов, чье сходство на первой взгляд может показаться неочевидным – Сумерки с рук, Устранение размытия движения, Панорамная съемка, а также HDR (High Dynamic Range, расширение динамического диапазона). На самом деле, все они базируются на возможности быстрой серийной съемки и на процессорных алгоритмах, позволяющих совмещать несколько изображений, сдвинутых друг относительно друга.
Режимы «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения» работают почти идентично. Камера делает несколько быстрых снимков, которые затем объединяются в один, что позволяет получить более качественное изображение, чем на одиночном снимке, сделанном при тех же экспопараметрах.
Разница между ними в том, что в режиме «Устранение размытия движения» камера старается получить максимально короткую выдержку (дабы устранить то самое размытие), и ради этого смело идет на повышение ISO, в то время как приоритетной задачей режима «Сумерки с рук» является получение качественной картинки с минимальными шумами, поэтому здесь камера стремится использовать более низкие значения ISO (хотя если света совсем мало, также поднимает его).
В «интеллектуальных авторежимах» i-AUTO камера сама определяет оптимальные настройки, исходя из снимаемого сюжета. В варианте i-AUTO+ («Супер авторежим») иногда, по необходимости, включаются те самые алгоритмы совмещения нескольких снимков, о которых мы только что говорили.
Съемка панорам организована простым и удобным образом – многие из вас наверняка с ним хорошо знакомы. Сначала мы задаем направление движения камеры (одно из четырех, вправо, влево, вверх, вниз). Затем, нажав кнопку спуска затвора, просто ведем камеру в соответствующем направлении, словно снимаем видео. Камера щелкает затвором, как пулемет, на экране отображается прогресс-бар – общая развертка будущей панорамы, а также движущийся по ней маркер текущего положения.
Камеру следует вести с некоей оптимальной скоростью. Если делать это слишком быстро или медленно, то камера либо прекратит съемку, либо сформирует снимок с «недоснятым» серым участком (разумеется, потом его можно отрезать в редакторе изображения).
Можно выбрать один из двух форматов панорамы – Стандартная или Широкоугольная.
Приведем пару примеров панорамной съемки камерой Sony Alpha α7. Полные файлы скачиваются по клику.
Использовался объектив Zeiss Sonnar T* 135/1.8 ZA. Заметим, что о его оптических свойствах (которые великолепны) по этим панорамным снимкам судить, конечно, нельзя.
Режимы «Вызов памяти» (MR1 и MR2) позволяют сохранять, а затем мгновенно восстанавливать, поворачивая диск режимов в соответствующие положения, два набора параметров, касающихся самых разных настроек камеры.
Параметров в этих наборах действительно много – одна страница отображает самые важные из них в виде гистограмм, плюс еще три страницы – списком. Здесь, в отличие от других разделов меню, цифра 1 вверху означает не номер страницы, а первый из двух наборов «памяти».
Видеосъемка
Sony ILCE-7 Alpha α7 может писать видео в форматах AVCHD или MP4. В первом случае разрешение всегда фиксировано на Full HD 1920x1280, других вариантов нет (что, на мой взгляд, не очень хорошо). А вот вариантов потока при этом пять: 1920x1080@50p (28 Мб/с), 1920x1080@50i (24 или 17 Мб/с), 1920x1080@25p (24 или 17 Мб/с).
В формате MP4 разрешение может составлять 1440х1080 (12 Мб/с) или 640х480 (3 Мб/с), в обоих случаях при 25 кадр/с.
И при съемке, и в режиме просмотра видеороликов можно переключать количество выводимой на монитор информации – аналогично тому, как это происходит при фотосъемке.
Насколько я понимаю, «видеодвижок» Альфы 7 такой же, как у камер NEX (по крайней мере, у моделей последнего времени). Однако Sony a7 может выводить несжатый поток через разъем HDMI для записи внешним рекордером. Ну и, конечно, крупная матрица Альфы 7 сказывается на качестве картинки только положительно.
При видеосъемке сохраняется полный контроль за экспопараметрами. Вы можете изменять значения выдержки, диафрагмы и ISO, вводить экспокоррекцию, причем прямо «на лету», во время записи.
Если вы начали видеосъемку, когда диск режимов был установлен в положение A, S или M (а это возможно, достаточно просто нажать кнопку с красной точкой), то соответствующий данному режиму параметр, или параметры, остаются активными. Если же вы начинаете видеосъемку из положения диска режимов «Видеосъемка», то экспорежим (P, A, S или M) можно (и нужно) выбрать заранее в меню.
При видеосъемке продолжает работать «зебра», а также, при ручной фокусировке, функция пикинга (выделения контуров объектов, которые попали в фокус), особенно полезная с учетом небольшой глубины резкости, которую способна обеспечиать полнокадровая матрица. Все это, хотя и нагружает экран, способствует получению качественно результата.
При видеосъемке можно использовать Эффекты рисунка (точнее, большинство из них), а вот сделать фотоснимок во время записи видео нельзя.
Посмотрим римеры видеосъемки в исполнении Sony Alpha a7. Во всех случаях использовался объектив Sony FE 28-70/3.5-5.6 OSS, съемка велась в формате Full HD 1920x1080@50p, поток 28 Мб/с.