Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Olympus OM-D E-M1



Интерфейс и работа с камерой

Компания Olympus пригласила представителя Onfoto.Ru на презентацию новой модели в Ирландии, во время которой можно было опробовать OM-D E-M1 в разных режимах и сделать первые снимки. Соответственно, этот обзор был опубликован в статусе «предварительного». Потом мы получили получили на тестирование экземпляр Olympus OM-D E-M5 для более подробного ознакомления, и обзор был расширен. Кроме того, мы планируем позднее дополнить его снимками и тестами объектива MZD 12-40/2.8.

Признаюсь – в споре между зеркальными и системными беззеркальными камерами симпатии мои лежат на стороне классических зеркалок. Конечно, делая обзоры беззеркалок, я стараюсь быть объективным, отдавать должное всем их преимуществам, коих действительно немало, но в глубине души всегда считаю, что с хорошей зеркальной камерой сравниться ничто не может – с живой картинкой в оптическом видоискателе, с удобной эргономикой, с высокой отзывчивостью.

Olympus OM-D E-M1 – первая беззеркальная модель, уже при заочном знакомстве с которой я начал испытывать легкое беспокойство. Как из объективных ее технических характеристик, так и из первых субъективно-эмоциональных описаний получалось, что эта камера сможет всерьез поспорить с хорошей зеркалкой. Я смотрел в сторону E-M1 с настороженностью, как на потенциального ниспровергателя устоев и разрушителя мировоззрения – как минимум, моего личного.

Взяв камеру в руки, я сразу понял, что она действительно очень удобна. И меньше, и легче зеркалки, но в то же время не болезненно мелкая. Пальцам не приходится скрючиваться, как порой при работе с миниатюрными моделями. В карман, конечно, не положишь, но во всех остальных смыслах – впечатления самые приятные. Похоже, это действительно оптимальное соотношение между удобством, габаритами и весом. Очень удобно работать с установленной батарейной рукояткой HLD-7, но и без нее все в порядке, необходимость поворачивать камеру в вертикальную ориентацию для съемки портретов меня нисколько не напрягает.

У Olympus OM-D E-M1 два диска управления. Расположение их изменилось по сравнению с моделью E-M5. Там до заднего диска приходилось тянуться большим пальцем, сейчас же он подвинулся вправо, и теперь оба пальца попадают на диски очень ловко.

Кнопок достаточно много, к их расположению никаких претензий нет. По тактильному ощущению они, может быть, и не настолько приятны, как мягкие кнопки зеркальной камеры Olympus E-3, с которой у меня была возможность непосредственно сравнивать E-M1, однако кнопки E-3 – вообще одни из лучших, что мне доводилось видеть.

Продолжена концепция управления "2х2", ранее примененная в модели PEN E-P5. Справа от кнопки AEL/AFL находится рычажок, переключаемый в положения 1 или 2 (кстати, он расположен и ориентирован более удобно, чем в E-P5). Соответственно, меняется функциональность двух дисков управления. 

В положении 1 диски управляют двумя экспопараметрами (например, диафрагмой и экспокоррекцией, или экспокоррекцией и поправкой при съемке со вспышкой, конкретный вариант выбирается в пункте «Функции диска»).

В положении 2 передний диск управляет чувствительностью ISO, задний – балансом белого (или наоборот, что соответствует режимам переключателя «mode 1» и «mode 2»).

Помимо режимов «mode 1» и «mode 2», у переключателя есть еще три режима, «mode 3, 4 и 5», устанавливающий различные комбинации функциональности кнопок и дисков.

Я больше всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы, и для меня наиболее удобным оказался режим работы «2х2», принятый по умолчанию. В одном положении рычажка диски управляют диафрагмой и коррекцией экспозиции, в другом – балансом белого и ISO.

Похожим образом настраивается совместная функциональность переключателя и двух кнопок, расположенных на верхней грани камеры слева.

В совокупности, концепция "2х2" действительно дает быстрый доступ к важнейшим параметрам.

Хотя у медали есть и оборотная сторона. Как и всякий продвинутый инструмент, концепция "2х2" требует от пользователя повышенного внимания и дисциплины. Дело в том, что диски постоянно активны. Например, если у вас включен режим 2 и установлено ISO 800, то поворот переднего диска не только активизирует на экране индикацию шкал ISO и баланса белого  (как на иллюстрации слева), но и сразу изменит значение ISO соответствующим образом. А поскольку шкалы замкнуты по кругу, вы можете одним неосторожным щелчком диска попасть с Авто-ISO (и вероятно, минимально возможной чувствительности) на максимальное ISO 25600, или, аналогичным образом, с Автобаланса белого на CWB (пользовательскую установку ББ по температурной шкале).

Ситуация усугубляется тем, что вам нужно постоянно четко осознавать, в каком положении находится рычажок, в каком из режимов (1 или 2) вы сейчас находитесь. Если вы подумаете, что находитесь в режиме 1 и попробуете ввести экспокоррекцию, а на самом деле у вас включен режим 2, то как раз может случиться вышеописанная ситуация с незапланированным скачком ISO.

Наверное, нужно выработать у себя четкую привычку. Либо перед поворотом дисков быстрым движением большого пальца проверять, в каком положении стоит переключатель. Либо всегда держать его в одном положении (для меня это было бы положение 1, с управлением экспокоррекцией и диафрагмой в режиме А), а в положение 2 для настройки ISO или ББ переключаться только кратковременно, сразу же и в обязательном порядке возвращаясь обратно.

Впрочем, если вы привыкли работать неспешно, проверяя перед каждым кадром все текущие установки, то никакой проблемы здесь и вовсе не увидите.

Если вы не видели электронный видоискатель VF-4, устанавливаемый аксессуар для линеек Olympus PEN и OM-D, то встроенный видоискатель E-M1 (аналогичный VF-4) вас приятно удивит – и это как минимум. Видоискатели подавляющего большинства камер (кроме лучших зеркальных) оставляют впечатление замочной скважины, а ЭВИ Е-М1 вы смотрите, словно маленький телевизор. Поле очень большое, детализация высокая (хоть и видно, конечно, что это не зеркало). Изображение хорошо читается даже в солнечную погоду с контрастным освещением. Можно сказать, что с учетом возможности отображения информации поверх снимаемой сцены, которую предоставляет электронный видоискатель... да! похоже, что ЭВИ такого качества по совокупности впечатлений может реально поспорить с зеркалом. Черт побери, сам не верю, что говорю это.

Тем не менее, объективные преимущества у зеркала остаются. Помимо идеальной картинки, это еще и радикально меньший расход энергии аккумулятора. Впрочем... парочка запасных аккумуляторов – это ведь не проблема?

Кнопка INFO последовательно перебирает режимы вывода информации на экран. Возможен чистый экран (слева), с подробными параметрами (ниже) и с параметрами и гистограммой (еще ниже).

Гистограмма выводится в традиционной для Olympus манере – белым цветом отображается распределение яркости по всему кадру, а зеленым – в центральной части кадра.

На экран могут выводиться две шкалы электронного уровня, помогающие удерживать камеру строго горизонтально. Белые риски показывают, насколько сильно отклонение. Шкала из белой становится зеленой, когда камера выровнена по соответствующей координате. Правда, изначально уровень вовсе не гарантирует идеальную горизонтальность камеры. Слепо положившись, на него, можно получать слегка перекошенные снимки. Чтобы этого не происходило, необходимо выполнить калибровку уровня (фактически, сброс в ноль при нахождении на заведомо горизонтальной плоскости). Меня это слегка напрягает, ибо не совсем понятно, почему такую калибровку не может выполнить производитель, однако заметим, что аналогичную процедуру редусматривают и электронные уровни в камерах других производителей.

Еще один вариант вывода информации на монитор – отображение пересвеченных и слишком темных участков. При этом соответствующие области кадра будут окрашиваться в красный и синий цвет соответственно.

Отдельно в меню включается вывод сетки кадрирования, с несколькими вариантами.

Во всех режимах экран остается достаточно неперегруженным информацией. Способствует этому и тот факт, что соотношение сторон кадра составляет 4:3, а у экрана – 3:2, так что слева и справа остаются черные полосы.

А вот экранные шрифты, на мой взгляд, мелковаты. Дальнозорким пользователям камеры это может доставлять пределенное неудобство.

При выборе режима и зоны автофокусировки доступно 49 зон, расположенных в виде матрицы 7х7. Можно либо выбрать любую одну из них, либо включить все сразу, поручив выбор зоны (или нескольких зон) автоматике камеры.

Можно задавать не только единственную зону, но и группу из девяти зон. Камера будет отдавать предпочтение центральной из них, но может автоматически использовать и другие. По мере сдвига такой группы к краю кадра количество используемых зон будет сокращаться (до четырех, если группа попала в самый угол).

Возможен также вариант с уменьшенным размером зон автофокусировки.

Столбик с пиктограммами в правой части экрана – фактически, экранное меню быстрого доступа. Нажимаете кнопку навипада ОК, и меню оживает, активный параметр высвечивается желто-зеленым («неоновым») цветом, а внизу появляется список возможных значений. Передвигаться по пунктам меню и изменять значение активного параметра можно и кнопками, и дисками управления. Когда привыкаешь, получается очень быстро. 

Альтернативный вариант представления информации на экране – панель управления «Super Control Panel». В этом варианте одновременно видны (и подлежат оперативному изменению) многие параметры, однако снимаемое изображение по большей части перекрывается. 

Имеется несколько режимов работы стабилизатора изображения. Режим S-IS 1 – самый обычный, когда отрабатываются любые дрожания камеры. Вариант S-IS 2 используется для панорамирования – компенсируются вертикальные дрожания, но горизонтальное перемещение трактуется как осмысленное желание пользователя. Вариант S-IS 3, аналогичным образом, используется для горизонтального панорамирования при вертикальной ориентации камеры. Наконец, в режиме S-IS AUTO камера анализирует характер перемещения камеры и автоматически выбирает оптимальный алгоритм стабилизации.

Еще одна характерная для камер Olympus функция – распознавание лиц с приоритетом глаз. Можно включить не только фокусировку по правому и левому глазу, но и автоматический выбор фокусировки по более близкому к нам глазу. Исключительно полезная функция при съемке портретов с малой глубиной резкости.

Кнопка F2, расположенная на верхней панели, возле кнопки с красной точкой, программируется. По умолчанию ей присвоена «Мультифункция». Удерживая нажатой кнопку, мы можем включить одну из специфических функций – Управление тенями и светами, Создание цвета (Color Creator), Увеличение и Пропорции кадра. Далее кратковременное нажатие той же кнопки используется для активации ранее выбранной функции, и начинают работать диски управления.

С функцией «Управление тенями и светами» мы впервые познакомились в модели Olympus OM-D E-M5 (см. видеоролик). Здесь она работает аналогично. Вращаем два диска управления, которые раздельно изменяют форму в нижней части кривой (тени) и в верхней части (светлые участки). Помимо исходного нейтрального положения, возможны 7 шагов плюс или минус, всего 15 значений.

Функция Увеличения позволяет оперативно переключаться между полным кадром и увеличенным во весь экран фрагментом, отмеченным рамкой.

Разумеется, и масштаб увеличенной зоны, и ее расположение в пределах полного кадра регулируется.

Функция «Пропорции кадра» изменяет соотношение сторон получаемых снимков. Помимо «родного» для матрицы соотношения 4:3, есть еще варианты 16:9, 3:2, 1:1 и 3:4. Все они получаются путем обрезания лишних участков изображения и работают, конечно, только в формате JPEG.

Впервые появившаяся в OM-D E-M1 и, возможно, самая интересная среди «мультифункций» – Создание цвета, или Color Creator. Она заслуживает отдельной страницы обзора.

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

08.11.2019  Leica SL2 — полнокадровая беззеркалка
07.11.2019  Ricoh GR III: компактная камера с APS-C матрицей
06.11.2019  Canon EOS 250D – новая стартовая зеркалка для новичков от Canon
31.10.2019  Фотоаппарат мгновенной печати Fujifilm Instax Mini 9
30.10.2019  Короткий телефото фикс для MFT и Sony E: Sigma 56mm f1.4 DC DN Contemporary
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте