Оценивая субъективно, можно сказать, что стабилизатор изображения у Olympus OM-D E-M1 работает очень хорошо, как и у модели Е-М5. Особенно его эффект сказывается при видеосъемке, а также при длинных выдержках при фотосъемке.
В этот раз мы впервые пробуем представить работу стабилизатора в наглядном виде. Методика тестирования будет следующей.
Используется светосильный фикс-объектив MZD 75/1.8 (фокусное расстояние 150 экв.мм). Темное помещение, объект – горящий светодиод режима Standby телевизора (диаметром менее двух миллиметров), расстояние до объекта около двух метров. Камеру держим в руках перед собой. Задача удерживать камеру максимально неподвижно, в принципе, не ставилась (иначе можно было бы упираться локтями в грудь и так далее, но это не делалось).
Снимки выполнялись в режиме приоритета выдержки при следующих значениях выдержки – 1/150, 1/50, 1/15, 1/5 и 1 секунда. Использовались три варианта работы стабилизатора – IS off (выключен), режим S-IS 1 (стабилизация вертикальных и горизонтальных перемещений) и режим AUTO (автоматическое распознавание камерой направления движения, в том числе при панорамировании и ведении камеры).
В каждом варианте делалось пять снимков, после чего самый неудачный отбрасывался (имеем право, мы же стремимся получить лучший результат), а остальные четыре были совмещены в редакторе изображения для наглядности.
При выдержке 1/150 секунды объект получился четким во всех режимах, в том числе и при отключенном стабилизаторе, так что и сравнивать там нечего. Этот вариант мы опускаем.
Начнем с выдержки 1/50 секунды:
Небольшой смаз при отключенном стабилизаторе имеется, но в целом опять же, снимки достаточно резкие. Кстати, выдержка 1/50 – уже втрое более длинная, чем рекомендуемая классической формулой минимальная выдержка, равная (в секундах) единице, деленной на эквивалентное фокусное расстояние объектива (в миллиметрах), и в нашем случае равная 1/150 секунды.
Разница между режимами S-IS 1 и S-IS AUTO практически неощутима.
Далее, выдержка 1/15 секунды.
Минимальный смаз появился, и неудивительно – ведь выдержка в десять раз длиннее рекомендуемой.
Работа стабилизатора этот смаз практически полностью компенсирует.
Теперь выдержка 1/5 секунды. Это уже в 30 раз длиннее рекомендованной.
Смаз сильный, и дрожание рук уже очевидным образом ощущаются во время съемки.
Стабилизатор справляется неидеальным образом, но полностью резкие снимки все же получить можно.
Наконец, выдержка 1 секунда.
Это в полтораста раз длиннее рекомендованной, и световое пятнышко успевает нарисовать изрядную траекторию.
Стабилизатор снижает смазанность, но уже далеко не полностью.
Какие выводы можно сделать?
Как и для любого стабилизатора изображения, имеется диапазон выдержек, когда стабилизатор наиболее эффективен. При более коротких выдержках он еще не нужен и использовать его не обязательно, а при более длинных – он уже не справляется (хотя и продолжает уменьшать смаз). В нашем тесте такой областью, где стабилизатор более всего нужен, получилась выдержка в 1/5 секунды (в 30 раз длиннее рекомендованной минимальной). В полевых условиях, вероятно, стабилизация пригодится и для более коротких выдержек.
Во всех случаях режимы S-IS 1 и S-IS AUTO работают практически одинаково (разумеется, с той оговоркой, что панорамирование здесь не применялось, и камере в режиме S-IS AUTO распознавать регулярное направленное движение было ненужно; но, по крайней мере, этот режим оказался не хуже, чем S-IS 1).
Сравнивая снимки при разных выдержках, можно заметить, что, например, при включенном стабилизаторе с выдержкой 1 секунды изображение выглядит примерно так же, как без стабилизатора при 1/5 секунды (и далее примерно та же закономерность). То есть, стабилизатор отрабатывает удлинение выдержки на 2-3 экспоступени. Это очень хорошо, хотя и не дотягивает до заявляемых производителем 4-5 ступеней. Впрочем, условия тестирования, конечно, могут различаться. Как и условия реальных съемок.