Fujifilm FinePix X100 снимает видео в одном-единственном формате – 1280x720p с частотой 24 кадра в секунду. Видео сжимается кодером H.264 и сохраняется в файле MOV. Максимальная продолжительность одного ролика ограничена 10 минутами.
Стереозвук записывается с помощью двух встроенных микрофонов (крошечные отверстия можно обнаружить на передней панели камеры). Подключение внешнего микрофона не предусмотрено.
До начала съемки можно задать диафрагму и экспокоррекцию, во время записи их изменять уже нельзя. Зато можно использовать цветовые стили (они же «моделирование пленки»).
С фокусировкой при видеосъемке не все гладко. Автофокус работает постоянно, то есть, камера может рыскать автофокусом, даже когда этого совершенно не требуется. Правда, делает она это довольно тихо, да и расфокусировка с широкоугольным объективом не столь драматична, как на камерах с телеобъективом, но тем не менее.
Получается, что имеет смысл использовать ручную фокусировку, однако, во-первых, не работает увеличение масштаба (как при фотосъемке с ручным фокусом), а во-вторых, нельзя изменять фокус в процессе видеозаписи.
Качество видео неплохое, однако в целом реализация видеорежима оставила впечатление недоработанности.
Кнопка в правом нижнем углу задней панели, обозначенная RAW, включает на один следующий кадр съемку в формате RAW. Точнее говоря, после ее нажатия будут сохраняться два файла – один в формате RAW, другой в JPEG текущего сжатия (Fine или Normal).
Комбинацию JPEG+RAW можно включить и через меню. В этом случае установка будет действовать на все последующие кадры, а функция кнопки RAW изменится с точностью до наоборот – она станет отключать файл RAW на один ближайший снимок.
Мы не рассмотрели еще две кнопки задней панели, отвечающие за отображение информации. Первая из них – это кнопка View Mode в левом нижнем углу. Она включает один из трех вариантов – визирование по монитору на задней панели (в этом случае видоискатель работает как оптический и не переключается); визирование по видоискателю (который можно переключать между оптическим и электронным режимом); и смешанный вариант, когда информация выводится но монитор, но при приближении лица переключается на видоискатель (опять же он может быть оптическим или электронным). Звучит замысловато, но на самом деле все достаточно просто и удобно.
Наконец, под навипадом имеется кнопка DISP/BACK. Ее последовательными нажатиями перебираются три варианта отображения: стандартный (минимум информации, иллюстрация внизу слева), пользовательский (большое количество разнообразной информации, в том числе шкала расстояний, живая гистограмма, электронный уровень – иллюстрация внизу справа), а также «информационный дисплей».
Обратите внимание на шкалу расстояний в нижней части экрана. В момент полунажатия кнопки спуска, когда срабатывает автофокус, на шкале не только отмечается красной риской расстояние до объекта, но и появляется белый участок, обозначающий границы ГРИП (глубины резко отображаемого пространства).
Иллюстрация слева – это фрагменты четырех скриншотов. Видно, как с ростом диафрагменного числа расширяется ГРИП. Просто и хорошо – даже странно, почему такое никто не сделал до сих пор.
Третий режим отображения информации – «информационный дисплей». Живое изображение с экрана пропадает (хотя продолжает, конечно, быть видно в видоискателе), и монитор служит просто информационной панелью.
Значительная часть площади экрана выделена под выбор зоны фокусировки. Здесь придется отметить еще один недочет в системе управления.
Выбор зоны можно делать кольцом навипада. Вращаешь кольцо, и точки быстро перебираются одна за другой, слева направо и сверху вниз. Дойдя до последней, перескакиваем на первую. То есть, зоны фактически организованы в цепочку, которую мы пробегаем последовательно. Пока все довольно разумно и удобно.
Однако если выбирать зону клавишами навипада, то не все здорово. Допустим, двигаем зону клавишей Вправо – правее, правее... дойдя до правого края, перескакиваем на левый – однако уже не не в этот ряд, а на один ниже. Ладно, понятно – последствие циклической организации зон. Гораздо хуже другая ситуация – если мы находимся в нижнем ряду (в любой из 9 зон), то нажав клавишу Вниз, всегда попадаем в верхний левый угол. Аналогично, из любой зоны верхнего ряда клавишей Вверх попадаем всегда в правый нижний угол – но не в соответствующую зону нижнего ряда, как ожидаешь.
На левой грани камеры имеется единственный переключатель – режим фокусировки (ручной фокус MF, автофокус одиночными кадрами AF-S и непрерывный автофокус AF-C). При непрерывном автофокусе используется только центральная зона фокусировки. Про то, что в режиме MF фокусировка электронно-механическая, мы уже говорили. Автофокус, по сегодняшним меркам, довольно-таки нетороплив.
На правой грани камеры имеется небольшая крышечка, под которой расположено два разъема – мини-HDMI и USB. Примечательно, что разъема A/V, к которому нас приучили многие поколения цифровых камер, здесь нет. Очевидно, HDMI призван полностью его заменить.
На нижней грани камеры находится металлическое штативное гнездо. Оно смещено относительно оси объектива; при установке на штатив доступ к отсеку аккумулятора и карты памяти перекрывается. И то, и другое не вполне соответствует серьезному уровню камеры.
Аккумулятор имеют несимметричную форму, одно из его ребер скруглено – очевидно, было задумано, чтобы оно играло роль ключа при установке аккумулятора. Однако он без проблем вставляется и в перевернутом состоянии (камера при этом, конечно, не включается). Создается впечатление несогласованности действий различных подразделений разработчиков.
Зарядное устройство – тоже с сюрпризом. Аккумулятор на несколько миллиметров меньше предназначенного для него гнезда, и в комплект входит поджимающая его прокладка. Такого мы еще не видели. Впрочем, никакой катастрофы в этом нет.