Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Fujifilm FinePix X100



Гибридный видоискатель

В чем основные преимущества оптического видоискателя перед электронным? Прежде всего, мы видим изображение именно таким, как в реальной жизни. У него нет пересветов в ярких областях; нет и провалов в тенях. Оно «отображается в реальном времени», нет ни малейшей задержки, нет шлейфов, дрожания, гранулированности, шумов и других дефектов. Картинка прекрасна видна в яркий солнечный день, когда электронный видоискатель становится блеклым и плохо читаемым.

Однако и у электронного видоискателя есть свои плюсы. Поскольку изображение полностью сформировано электронным путем, нет никакой проблемы добавить в кадр любую информацию – наложив ли ее поверх картинки или разместив с краю экрана, можно выводить живую гистограмму, параметры съемки, шкалы, пиктограммы, пояснения, любые вспомогательные элементы типа электронного уровня, и так далее. Кроме того, электронный видоискатель удобен в полумраке – он позволяет повысить яркость и тем самым улучшить восприятие изображения.

Разработчики Fujifilm смогли в модели FinePix X100 объединить эти два типа и создать гибридный видоискатель. В основе его конструкции – призма. Луч через оптический видоискатель попадает в окуляр напрямую (снизу вверх на схеме), а картинка с ЖК-панели попадает туда же, в окуляр, преломляясь на призме (слева направо по схеме).

Заметим, что на этой схеме остается как бы за кадром, что изображение на ЖК-панели, в свою очередь, формируется на базе сигнала с матрицы, и плюс к тому в него может быть добавлена любая служебная информация. Это же самое изображение может выводиться и на основной монитор камеры.

Первый базовый режим работы гибридного видоискателя – электронный видоискатель (EVF). Это мы не раз видели в многочисленных аппаратах с электронным видоискателем (как правило, они используются в суперзумах, но не только). Работа в режиме EVF выглядит так:

В этом случае оптический видоискатель не используется, его входное окошко даже физически перекрывается шторками. Вся картинка (как изображение сцены, так и служебная информация, если таковая присутствует) поступает в окуляр исключительно с ЖК-панели (слева направо по схеме).

Видимое изображение может выглядеть, например, следующим образом:

Врезка в правом нижнем углу просто символизирует тот факт, что переключение между режимами выполняется с помощью рычажка на передней панели. Конечно, в видоискателе мы его не видим.

Само по себе качество электронного видоискателя очень высокое. Он крупный, имеет высочайшее разрешение 1440000 точек. Наличие видоискателя такого уровня – уже большой плюс камеры. Но все же можно заметить, что на ярком солнце светлые участки не прорабатываются, да и по динамическому диапазону он не сравнится с реальной картинкой – особенно наглядно это заметно при переключении в оптический режим.

Итак, второй режим работы гибридного видоискателя – оптический (OVF). В этом случае мы видим в окуляре настоящее, оптическое изображение сцены (снизу вверх по схеме), на которое, при необходимости, может накладываться служебная информация (слева направо).

Изображение в окуляре может выглядеть примерно так:

Большая белая рамка – это собственно область, которая попадет в кадр. Во время съемки мы видим существенно более широкую зону. На самом деле, это очень удобно для кадрирования, мы всегда видим, что находится в непосредственной близости за кадром. В видоискателе обычной зеркалки для этого нужно поводить камерой в разные стороны.

Кроме того, дополнительное поле в видоискателе позволяет ввести коррекцию параллакса. Дело в том, что видоискатель Fujifilm X100, как и у классических дальномерных камер, не зеркального типа. Мы смотрим на сцену не через главный объектив, а через окошечко на передней панели, которое довольно далеко отстоит от оптической оси объектива. Поэтому изображение, которое мы видим, не полностью соответствует будущему кадру (как в зеркалке), а несколько сдвинуто. При съемке пейзажей этот сдвиг пренебрежимо мал, но если объекты находятся относительно близко (а тем более при макросъемке), композиция будущего кадра может отличаться уже существенно.

В Fujifilm X100 реализована электронная коррекция параллакса. В тот момент, когда производится автофокусировка (и зона срабатывания автофокуса отмечается зеленой рамкой), камера определяет расстояние до объекта съемки. Соответственно, вносится поправка – которая, как мы только что говорили, зависит от расстояния до объекта. Белая рамка сдвигается, в большей или меньшей степени, обозначая при этом уже истинные границы будущего кадра.

Если изображение остается неподвижным – включите воспроизведение анимации в настройках вашего браузера. 

Как видите, в видоискателе отображаются и экспопараметры, и шкала расстояний (внизу), и экспокоррекция (слева), и другая информация. Мы еще вернемся к этим нюансам на следующих страницах обзора, а пока посмотрите, как выглядит работа электронного уровня – функции, которая помогает обеспечить строгую горизонтальность камеры во время съемки.

В целом, гибридный видоискатель оставил о себе прекрасное впечатление. Работать с ним очень удобно, качество изображения прекрасно в обоих режимах, информационная насыщенность высокая. Однако не обошлось и без ложки дегтя... даже двух ложек.

Первая ложка – совсем маленькая. Насколько я понимаю, именно гибридный видоискатель не позволил использовать в Fujifilm X100 объектив с зумом. Видимо, не удалось совместить зуммирование в видоискателе с гибридной его конструкцией. Конечно, фикс-объектив тоже имеет право на существование, использованное фокусное расстояние в 35 экв.мм – оптимально, качество картинки у X100 прекрасное... и все же отсутствие зума, как ни крути, является определенным ограничением в функциональности камеры. 

Вторая ложка дегтя уже изрядная. В том экземпляре камеры, который был у нас на тестировании, наблюдался существенный перекос (поворот) изображения в электронном режиме относительно оптического. По моей оценке, градуса на два – и это очень много. Разумеется, гибридный режим, при котором видишь оптическое изображение, а поверх наложена белая рамка и другая информация, является наиболее привлекательным, поэтому именно его я использовал больше всего. Так вот, если я выполнял кадрирование, ориентируясь на белую рамку (или просто на собственные ощущения горизонталей и вертикалей в кадре), то снимок оказывался сильно перекошенным. Использование уровня давало хороший результат, но довольно неприятно видеть в окуляре наклоненное изображение с правильной индикацией уровня. Дальнейшие проверки показали – да, мне не показалось; если переключаешься рычажком туда-сюда, между оптическим и электронным режимами, изображение заметно наклоняется. Правда, на мои положительные впечатления от камеры это почти не повлияло, но если бы я ее купил?.. Реальный косяк (в прямом и переносном смысле) – в самой главной фишке камеры? Нехорошо.

Из сказанного очевидный вывод – если вы надумали приобрести X100, обязательно проверьте этот нюанс при покупке. Оказывается, перекос в принципе возможен.

Вернуться к списку обзоров
Перейти к обсуждению на форуме

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте