Режимы съемки переключаются диском. Повороты диска не сопровождаются вращением сегмента диска на экране, или иной подобной анимацией, а просто появляется информационная надпись – в данном случае, о включении ручного режима М.
Вариантов на диске восемь. Прежде всего, это классический набор PASM (программный автомат P, приоритет диафрагмы А, приоритет выдержки S и ручная установка экспопараметров М). Во всех этих случаях монитор выглядит и работает практически одинаково, с небольшими нюансами – так, в режиме М кнопка навипада Вверх активизирует значения диафрагмы и выдержки (в нижней строке монитора, слева), после чего стрелки Вверх-Вниз начинают управлять выдержкой, а Влево-Вправо – диафрагмой.
Помимо PASM, на диске размещено еще четыре режима – Интеллектуальный авторежим iAUTO, Сюжетные программы SCN, Фильтры эффектной обработки ART, и наконец, Видеосъемка.
Интеллектуальный авторежим iAUTO интересен тем, что в нем реализован новый тип интерфейса, названный Live Guide (в переводе на русский – Фотогид). Включается он нажатием кнопки START/OK, и в нем как раз воплощена концепция «простого управления», ориентированная на пользователей, не владеющих фототерминами «экспозиция», «диафрагма» и тому подобными.
В режиме Фотогид терминология адресуется к конечному результату съемки. При управлении диафрагмой пользователю предлагается «размыть фон» в большей или меньшей степени, сдвигая регулятор по шкале «размыто/резко». Аналогичным образом при задании выдержки предлагается выбрать между «размытым движением» и «остановкой движения». Ввод экспокоррекции называется в Фотогиде «Изменить яркость», по шкале «яркий/темный».
Помимо перечисленного, имеется возможность «Изменить насыщенность» изображения (ну, здесь понятно, насыщенность цвета она и есть насыщенность), а также «Изменить оттенок» (ввести цветовой сдвиг, по линейной шкале теплый/холодный оттенок).
Конечно, при использованияя Фотогида управление параметрами получается объективно менее точным и конкретным. «Изменение яркости» (оно же ввод экспокоррекции) без гистограммы и даже без численного значения поправки даст менее предсказуемый и четкий результат.
Тем не менее, это лишь мое личное мнение, а Фотогид как раз и не рассчитан на людей, привычных к общению с фототехникой. Поэтому я специально проверил работу Фотогида на нескольких знакомых разного возраста, имеющих минимальный опыт фотографирования. Их мнение вполне единодушно – да, так изменять параметры понятнее и проще. Получается, что задумка Olympus – облегчить получение снимков – сработала.
Единственное замечание касается применненных в панели Фотогида пиктограмм. Несколько квадратиков, раскрашенных по-разному, недостаточно информативны. Конечно, при их переборе появляются текстовые пояснения, но стоило бы подумать о более «говорящих» пиктограммах. Впрочем, это опять же пожелание начинающих фотографов – подозреваю, что через несколько дней работы с камерой можно будет и выучить, что означает каждый из пяти разноцветных квадратиков.
Шестой пункт в меню Фотогида – Советы по съемке. В отличие от пяти предыдущих, здесь не переключаются никакие параметры, это просто встроенный мини-учебник с советами по съемке.
Учебник покрывает следующие аспекты фотографии: съемку детей, животных, цветов и продуктов, а также кадрирование.
Несмотря на очевидную пользу учебника, хочется посетовать на его краткость. Фактически, в 5 разделах приведено 15 советов – буквально одной-двумя короткими фразами. Это даже не мини-, а микроучебник. Почему было бы не сделать его пообъемнее, ну хотя бы в несколько раз? Требования к экономии встроенной памяти в современных электронных устройствах не так уж и актуальны. К примеру, в модели Olympus SP-800UZ во встроенной памяти хранится мануал (инструкция по эксплуатации) в формате PDF на 38 языках, суммарным объемом 105 МБ – хотя это существенно более дешевая модель, чем E-PL1.
За положением диска SCN находятся 19 сюжетных программ: Портрет, e-Портрет, Ландшафт, Ландшафт+Портрет, Спорт, Ночная съемка, Ночь+Портрет, Подвижные дети, Яркая тональность (High Key), Низкая тональность (Low Key), Режим стабилизации, Макросъемка, Макросъемка природы, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег.
Для каждого сюжета можно посмотреть краткое пояснение о его сути – и об условиях, в которых он является наиболее подходящим, и о настройках камеры, которые при этом включаются. Например, для Фейерверка: «Ручная фокусировка. Для съемок фейерверков. Используется более длительная выдержка, чем обычно».
В сюжете «Панорама» не производится автоматическая склейка снимков в единую панораму. Появляется лишь облегчающая кадрирование разметка и полупрозрачный край предыдущего кадра, а склейка выполняется вручную во внешнем редакторе.
Видеосъемку можно вести с использованием экспорежимов P-A-M. Ручная установка диафрагмы позволяет управлять глубиной резкости. Крупная (в сравнении с компактными фотоаппаратами и любительскими видеокамерами) матрица E-PL1 в состоянии обеспечить небольшую глубину резкости, что в сочетании с ручной фокусировкой позволяет выполнять переводы фокуса с одного плана на другой. Фильм смотрится солидно, как «настоящее кино». Автофокус, конечно, также можно задействовать, в том числе в непрерывном режиме. Работает установка баланса белого, можно ввести экспокоррекцию и включить/выключить стабилизатор.
Во время видеосъемки можно также включить Арт-фильтры. Однако эта возможность является скорее формальной, поскольку частота кадров существенно снижается и фильм становится дерганым, так что практическая польза от такой съемки минимальна – а жаль! Арт-фильтры являются одной из самых симпатичных особенностей E-PL1, к их рассмотрению мы и перейдем в следующем разделе обзора. К счастью, при фотосъемке Арт-фильтры работают прекрасно.