Во время съемки кнопка INFO переключает объем выводимой на монитор информации. Через меню можно в определенных пределах конфигурировать эти варианты – подключать и отключать гистограмму, сетку кадрирования и т.д.
Иллюстрации слева и внизу относятся к способу управления, называемому Live Control – когда параметры выводятся в два столбика по краям экрана, можно активизировать их при помощи кнопки START/OK и внести изменения, не погружаясь во внутрикамерное меню.
Второй метод управления именуется Панелью управления (Super Control Panel). Формат отображения позаимствован из зеркальных камер Olympus. Все параметры объединены в таблицу, активный параметр выделен желтым цветом. И тут начинает сказываться отсутствие колесика управления. При наличии колесика достаточно повернуть его, чтобы изменить значение активного параметра, что делается почти мгновенно. Здесь же нужно сначала нажать кнопку ОК, после чего развернется дополнительный экран, и только там уже можно стрелками навипада выбрать нужное значение.
Кнопка навипада Вверх позволяет ввести экспокоррекцию. Нажимаешь ее, и значение поправки активизируется (в данном случае –0.3), после чего можно кнопками Влево-Вправо вводить экспокоррекцию, а кнопками Вверх-Вниз – выполнять программный сдвиг (что отображается появлением символа «s» в обозначении режима Ps, в левом нижнем углу).
Ввод экспокоррекции может быть организован и другим способом, типичным для компактов Olympus. На экран выводится четыре мелких кадра, показывающих, как будет выглядеть картинка при разных численных значениях поправки.
На мой взгляд, такой метод гораздо менее информативен, чем ввод с гистограммой, однако саму возможность выбора, какой из вариантов использовать, можно только приветствовать. Гораздо хуже, когда камера навязывает тебе единственный вариант. Что касается E-PL1, то это вообще очень гибкая модель, ненавязчиво предлагающая нам – можете работать так, а можете иначе, можете использовать некую возможноть, но это не обязательно.
Кнопка навипада Влево позволяет переключать зону автофокусировки. Приятно, что разработчики назначили эту функцию, достаточно серьезную, на отдельную кнопку – а не какое-нибудь сомнительно полезное Распознавание лиц, как в попсовых ультракомпактах. Здесь-то распознавание лиц тоже имеется, но размещено в меню – и правильно.
Выбор зоны автофокуса осуществляется кнопками навипада (опять приходится пожалеть, что нет колесика). Мультизонный вариант не выделен в отдельный тип автофокусировки. Сделано проще – если при передвижении одиночной зоны (зеленого квадрата на иллюстрации) выходишь за пределы обозначенной пунктиром 11-зонной области, то включается мультизонный вариант (предыдущая иллюстрация). При продолжении движения опять появляется одиночная зона, и так далее.
Нажав кнопку навипада Вправо, можно переключить режим работы вспышки. Вариантов много: Автоматическая, Подавление красных глаз, Заполняющая (принудительно включена), Выключена, Подавление красных глаз с медленной синхронизацией, Медленная синхронизация по 1 и по 2 шторке, а также, что совсем уж неожиданно, ручная установка мощности вспышки – полная FULL, и далее 1/4, 1/16 и 1/64 доля от максимально возможной.
Обилие режимов работы вспышки, а особенно ручная установка энергии импульса – очередное свидетельство сложного, неоднозначного характера E-PL1, на которое мы не раз еще обратим внимание. С одной стороны, очевидным образом прослеживается ориентация камеры на начинающих фотолюбителей. С другой – поражает насыщенность модели серьезными функциями и возможностями, которые позволят самым требовательным фотографам общаться с нею «на одном языке».
С помощью кнопки навипада Вниз переключаются режимы работы затвора. Таймер автоспуска можно установить на задержку в 2 или 12 секунд.
Серийная съемка, при которой кадры делаются друг за другом, пока кнопка спуска удерживается нажатой, может использоваться только в режимах PASM. При включении авторежима iAUTO, одной из сюжетных программ SCN или Арт-фильтров, режим затвора автоматически переключается на съемку одиночными кадрами.
Серийная съемка идет со скоростью 3 кадра в секунду. Это хорошая скорость, на уровне зеркалок начального уровня. У компактных камер подобное встречается редко – кроме случаев скоростных режимов съемки, при пониженном разрешении кадра. Здесь подобных режимов нет. Три полных кадра в секунду – ни больше, ни меньше.
На этом заканчиваем рассмотрение параметров, которыми можно управлять впрямую при помощи кнопок задней панели. Следующая группа параметров управляется при помощи экранного меню. Напомним, что оно существует в двух графических вариантах – либо Панели управления (Super Control Panel), либо Live Control, который мы и будем использовать для иллюстрации.
Первый пункт экранного меню Live Control – режим цвета. Первые пять вариантов обозначаются, прямо скажем, малоинформативными пиктограммами, просто под номерами 1-2-3-4-5 (хотя при их переборе названия появляются).
Итак, первые пять режимов цвета – это i-Enchance (интеллектуальная насыщенность, избирательное автоматическое повышение насыщенности и контраста; кстати, в меню названия всех цветовых режимов оставленны без перевода), Vivid (повышенная насыщенность и контраст), Natural (стандартная цветопередача), Muted (приглушенные цвета) и Portrait (портрет). Далее идут еще два варианта – Монохром М и пользовательская установка С.
Каждый из семи цветовых режимов имеет четыре или пять внутренных параметров (например, Контраст, Резкость, Насыщенность, Градация и Интенсивность), которые могут подстраиваться с помощью меню, однако при выборе через экранное меню режим выбирается уже в неизменном виде, с той самой конфигурацией параметров, котороя определена заранее.
Баланс белого можно установить на Авто, выбрать один из пресетов – Солнечно, Тень, Пасмурно, Лампа накаливания, Флюоресцентная лампа (три варианта) и Вспышка, а также задать вручную – либо По образцу (по серому листу), либо напрямую, в Кельвинах цветовой температуры.
Иногда можно услышать, как говорят «в градусах Кельвина», но это неправильно – бывают градусы Цельсия и Фаренгейта, а шкала температур по Кельвину измеряется именно в Кельвинах.
Каждый из 11 вариантов баланса белого может прецизионно подстраиваться в меню.
Стабилизация изображения, как и в других фотоаппаратах Olympus, где она вообще присутствует, выполняется с помощью сдвига матрицы. Таким образом, любой установленный на камеру объектив автоматически становится стабилизированным (в случае старинных объективов, не обменивающихся с камерой информацией в электронном виде, для наиболее эффективной работы стабилизатора потребуется вручную ввести значение фокусного расстояния).
Стабилизация может осуществляться по двум координатам, горизонтали и вертикали (режим IS1), либо только по вертикали (режим IS2, используется при съемке с проводкой), либо только по горизонтали (режим IS3 – также используется при съемке с проводкой, но с портретной ориентацией камеры).
Возможность задать соотношение сторон кадра иногда вызывает снисходительную усмешку – мол, подумаешь, выполняется-то она простым кадрированием, обрезанием полного кадра и соответствующим снижением разрешения; подобную обработку всегда можно выполнить во внешнем редакторе.
Конечно, так оно и есть, однако вспомним о главной концепции E-PL1 – отличные снимки должны получаться максимально простым образом. И тогда окажется, что возможность сразу получать снимки желаемого формата действительно очень удобна. Формат 4:3 соответствует традиционным компактным камерам и подходит для отображения на обычном телевизоре и многих компьютерным мониторах; формат 16:9 соответствует HD-видеосъемке и совпадает с современными HD-телевизорами; формат 3:2 – это «пленочное» соотношение, часто самое удобное при печати фотографий; наконец, квадратный формат 6:6 позволяет никогда не поворачивать камеру в портретную ориентацию, что довольно удобно, да и вообще построение композиции «в квадрате» доставляет при съемке удовольствие и придает готовым снимкам особый шарм.
Файлы могут записываться в формате RAW, в четырех вариантах JPEG, а также возможна одновременная запись RAW и каждого из четырех JPEG'ов – итого девять вариантов.
В меню все эти четыре варианта JPEG конфигурируются – как с точки зрения степени сжатия, так и по разрешению кадра в пикселях.
Экспокоррекция при съемке со вспышкой регулируется в диапазоне +/–3EV. Как и режимы вспышки, ее можно переключать, не поднимая вспышку в рабочее положение. В этом случае соответствующие пункты в меню будут отображаться приглушенным серым цветом, но при подъеме вспышки станут актуальными.
Помимо трех традиционных типов экспозамера – ESP, Центральновзвешенного и Точечного – имеются еще два, также точечных, но с приоритетной передачей светов или теней.
Режимов фокусировки тоже пять – обычный Покадровый (он назван Однократным), Непрерывный (он же Постоянный), Ручная фокусировка, далее Однократный автофокус с возможностью выполнить после автофокусировки доводку фокуса вручную, и наконец, Следящий автофокус.
В режимах, где задействована возможность ручной фокусировки (MF и S-AF+MF), активизируется кольцо ручного фокуса на объективе, точнее, его электромеханический привод. Как только начинаешь его вращать, изображение на экране увеличивается для облегчения фокусировки. Никаких переключений не требуется, это происходит автоматически, и это удобно.
Диапазон ISO простирается от 100 до 3200 единиц. При всех вариантах снимки делаются в полном разрешении матрицы. При ручном переборе ISO на экран выводятся пояснения, значение ISO200 именуется «рекомендованным», ISO3200 – «расширенным», а к ISO100 дается подсказка «низкий шум».
Если выбрать вариант AUTO, то определенное автоматикой текущее значение ISO будет отображаться на мониторе в формате «ISO-A 500» (как на скриншотах в самом начале этой страницы).
Заканчивая разговор о том, как выглядит монитор E-PL1 во время съемки, приведем пример работы программируемой кнопки Fn. Если на нее назначить функцию фиксации экспозиции, то при ее нажатии слева внизу появляется зеленая пиктограмма AEL, и текущий режим экспозамера также отмечается зеленым цветом (в данном случае – точечный с приоритетам по теням).
Фиксация экспозиции может действовать в двух вариантах – либо пока кнопка Fn удерживается нажатой, либо до ее повторного нажатия. Во втором случае даже сделанный кадр не сбрасывает зафиксированный экспозамер, что можно использовать, в частности, при съемке панорам.