Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Olympus OM-D E-M10



Дизайн и система управления

Olympus OM-D E-M10 выпускается в двух цветовых схемах – полностью черный (как на первой иллюстрации во Введении) и с серебристыми элементами. Хороши оба варианта, хотя второй смотрится особенно "ретро-стильно".

Рукоятка небольшая, и по надежности хвата E-M10 не сравнится с топовой моделью E-M1, хотя в руке лежит все же достаточно удобно. В немалой степени этому способствует выступ на задней панели, под большой палец. Также выпускается опциональная накладная рукоятка ECG-1.

Мне понравилось, что E-M10 имеет встроенную вспышку. Все-таки популярная ныне среди беззеркальных моделей концепция "встроенной вспышки нет, но небольшая внешняя входит в комплект и устанавливается в специальный разъем" гораздо менее удобна.

Во Введении мы уже говорили о новом объективе M.Zuiko Digital ED 14-42/3.5-5.6 EZ, который при выключении питании складывается, как показано на следующей иллюстрации, а при включении выдвигается в рабочее положение.

На верхней панели слева расположен диск выбора режимов. Фиксатора у него не имеется, поэтому вращать его удобно, усилие оптимально. Справа расположены кнопки Fn2, о которой чуть позже, и Видеозапись (обе программируемые), а также два диска управления – передний и задний.

Передний диск достаточно удобен; с задним дела обстоят похуже. Он и так-то установлен весьма далеко от большого пальца, да, кроме того, еще и приподнят над плоскостью верхней панели. В результате до него приходится тянуться. Я постоянно ловил себя на том, что правая рука и вовсе отпускает рукоятку, перебираясь вверх, и что я вращаю задний диск двумя пальцами. Конечно, гораздо удобнее конфигурация, когда задний диск врезан в заднюю панель и находится прямо под большим пальцем, а передний – врезан в выступающую вперед рукоятку. Или хотя бы как у Е-М1, когда оба диска на верхней грани, но все же не так далеко, как у Е-М10 (и, кстати, у Е-М5). 

На скошенном ребре между верхней и задней панелью расположены две кнопки – Fn1 (программируемая) и Воспроизведение. Кстати говоря, объектив с электронным приводом EZ давал разработчикам возможность реализовать включение питания камеры с переходом в режим просмотра без выдвижения объектива (хотя бы той же кнопкой Воспроизведение), но нет – при любом включении питания, даже если вы хотите только просмотреть сделанные снимки, объектив выдвигается.

Кнопки навипада, а также другие кнопки задней панели, достаточно удобны и приемлемым образом воспринимаются на ощупь. Не очень понравилось расположение рычажка включение питания. Дело в том, что беззеркальные камеры с включенным монитором (или электронным видоискателем), потребляют гораздо больше энергии, чем зеркальные, и поэтому приходится их выключать в перерывах между моментами активной съемками (в отличие от зеркалок, которых обычно можно не выключать хоть целый день). В этой ситуации удобнее, когда рычажок питания находится возле пальцев правой руки – например, совмещен с кнопкой спуска затвора, или где-то рядом. А у Е-М10 он находится как раз вдали, что более уместно для зеркальной камеры.

Кнопка INFO последовательно перебирает режимы вывода информации на экран. Возможен чистый экран (слева), с параметрами (ниже) и с параметрами и гистограммой (еще ниже).

Гистограмма выводится традиционным для Olympus образом – белым цветом отображается распределение яркости по всему кадру, а зеленым – в центральной части кадра.

На экране могут отображаться две шкалы электронного уровня, помогающие удерживать камеру строго горизонтально. Белые риски показывают, насколько сильно отклонение. Шкала из белой становится зеленой, когда камера выровнена по соответствующей координате. Беда в том, что установленный по умолчанию уровень вовсе не гарантирует идеальную горизонтальность камеры. Слепо положившись, на него, можно получать слегка перекошенные снимки. Чтобы этого не происходило, необходимо выполнить калибровку уровня (фактически, сброс в ноль при нахождении на заведомо горизонтальной плоскости). Меня это слегка напрягает, ибо не совсем понятно, почему такую калибровку не может выполнить производитель, однако заметим, что аналогичную процедуру часто предусматривают и электронные уровни в камерах других производителей.

Еще один вариант вывода информации на монитор – отображение пересвеченных и слишком темных участков. При этом соответствующие области кадра будут окрашиваться в красный и синий цвет соответственно. Отдельно в меню включается вывод сетки кадрирования, с несколькими вариантами.

Во всех режимах экран остается достаточно неперегруженным информацией. Способствует этому и тот факт, что соотношение сторон кадра составляет 4:3, а у экрана – 3:2, так что слева и справа остаются черные полосы.

А вот экранные шрифты, как в режиме съемки, так и во внутрикамерном меню, мелковаты. Дальнозорким пользователям камеры это может доставлять определенное неудобство.

В интерфейсе Olympus OM-D E-M10 применена система управления "2х2", которую мы видели в моделях PEN E-P5 и OM-D E-M1. Правда, в несколько видоизмененном виде. 


Суть в том, что два диска управления (передний и задний) в "обычной" ситуации напрямую управляют двумя параметрами. Какими именно – зависит от режима, а также от заданной в меню конфигурации. Например, задний управляет диафрагмой, а передний при этом – экспосдвигом. Так вот, нажатие кнопки (Fn1, или другой, поскольку кнопки программируемые) кратковременно включает управление двумя другими параметрами – Балансом белого и Чувствительностью ISO. Соответственно, на экране появляются две шкалы (сверху и снизу). После внесения изменений, по полунажатию (или нажатию) кнопки спуска, функции дисков возвращаются к "обычным".

У вышеназванных моделей PEN E-P5 и OM-D E-M1 такое же переключение выполняется специальным рычажком, имеющим два фиксированных положения. Я сначала хотел сказать, что у E-M10 система "2х2" реализована "в урезанном виде", но это еще вопрос; может быть, так даже удобнее.

Во внутрикамерном меню E-M10 программированию кнопок и дисков управления уделено значительное внимание – это вообще типично для камер Olympus.

Как видите, программируются не только кнопки Fn1, Fn2 и «Кнопка с красной точкой» (на которую по умолчанию назначена видеосъемка), но и кнопки навипада. Правда, в этом случае потеряется возможность использовать их для быстрой смены точки автофокусировки.

Функциональность дисков в разных режимах съемки тоже программируется. Правда, не абсолютно свободным образом, вы фактически делаете выбор из нескольких пресетных вариантов. Но все они разумны, большего и не нужно.

Монитор у E-M10 поворотный, отклоняется вверх и вниз. Кстати, электронный видоискатель вполне приличный, хоть и не такой великолепный, как у флагмана E-M1.

Кнопки навипада служат для выбора зон автофокусировки, которые расположены в виде матрицы 9х9, то есть, всего доступна 81 зона. Вариант, когда включены все зоны, а выбор доверен автоматике, не является отдельным режимом, а включается путем перемещения зеленого прямоугольничка за пределы матрицы 9х9. 

Можно задавать не только единственную зону, но и группу из девяти зон. Камера будет отдавать предпочтение центральной из них, но может автоматически использовать и другие. По мере сдвига такой группы к краю кадра количество используемых зон сокращается (до четырех, если группа попала в самый угол).

Возможен также вариант с уменьшенным размером зон автофокусировки (скриншот внизу).

Столбик с пиктограммами в правой части экрана – фактически, экранное меню быстрого доступа. Нажимаете кнопку навипада ОК, и меню оживает, активный параметр высвечивается желто-зеленым («неоновым») цветом, а внизу появляется список возможных значений. Передвигаться по пунктам меню и изменять значение активного параметра можно и кнопками, и дисками управления. Когда привыкаешь, получается очень быстро.

Альтернативный вариант представления информации на экране – панель управления SCP («Super Control Panel»). Он включается кнопкой INFO (после нажатия ОК). В этом варианте одновременно видны (и могут оперативно настраиваться) многие параметры, однако снимаемая сцена перекрывается.

В меню можно задавать, в каких из режимах съемки будет использоваться панель управления SCP.

Небольшое замечание по поводу цветовых схем.

В камерах Olympus уже давно присутствует вариант i-Enhance, «Интеллектуально-насыщенный». До сих пор мне очень нравилось, как он работает – по идее, в этом режиме камера не банально повышает насыщенность, как в варианте Vivid, а анализирует сцену и учитывает изначальную насыщенность цветов. В результате снимки не получаются избыточно насыщенными.

В модели E-M10 мне впервые показалось, что в режиме i-Enhance тоже могут получаться перенасыщенные снимки. Вряд ли разработчики изменили алгоритмы; скорее всего, просто такие уж сложились условия во время тестирования именно этой модели. 

Вернуться к списку обзоров
Перейти к обсуждению на форуме

Популярные обзоры

Обзоры

21.11.2019  Топовая компактная новинка от Sony: Cyber-shot DSC-RX100 VII
20.11.2019  Советы по съемке бэкстейджа
20.11.2019  Компакт с большой матрицей: Panasonic Lumix LX100 II
15.11.2019  Обновление бюджетного защищенного компакта от Fujifilm: FinePix XP140
13.11.2019  Canon EOS Ra — самая маленькая камера для специалистов
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте