Серийная съемка у Olympus E-M10 может вестись в двух вариантах скорости – High (до 8 кадров в секунду) и Low (здесь скорострельность можно выбрать через меню).
Конечно, имеется таймер автоспуска (два пресета с задержкой на 12 и 2 секунды, а также пользовательский вариант, где задаешь задержку в секундах и количество кадров, которые камера сделает после этого).
В тестах скорострельности, которые мы провели с Olympus OM-D E-M10, результаты получились следующие.
1. Серийная съемка High speed, формат RAW+JPEG. Первый десяток снимков камера сделала с заявленной скоростью 8 кадр/сек, дальше скорость упала примерно до 2.5 кадр/сек (использовалась карточка памяти класса UHS-I). Пауза в конце цикла введена искусственно, для наглядности.
2. Съемка одиночными кадрами, формат RAW+JPEG, ручная фокусировка. Здесь удалось получить скорость порядка 2.6 кадр/сек (междукадровый интервал в среднем 0.38 сек).
Если изображения остаются неподвижными, включите воспроизведение GIF-анимации в настройках вашего браузера и/или перезагрузите страницу.
Кстати, автофокус у Е-М10 хоть и не рекордно, но все же очень быстр. Немногие камеры, в том числе зеркальные, показывали в наших тестах лучшие результаты.
Стабилизатор изображения у Е-М10 отрабатывает смещения камеры по трем координатам (в отличие от Е-М1, где стабилизатор «пятиосевой», то есть добавлена еще компенсация вращательных движений). Мы не анализировали работу стабилизатора Е-М10 настолько глубоко, чтобы выразить эффективность в каких-либо количественных величинах, но по субъективному ощущению он воспринимается практически на уровне Е-М1.
Имеется несколько режимов работы стабилизатора. Режим S-IS 1 – самый обычный, когда отрабатываются любые дрожания камеры. Вариант S-IS 2 используется для панорамирования – компенсируются вертикальные дрожания, но горизонтальное перемещение трактуется как осмысленное желание пользователя. Вариант S-IS 3, аналогичным образом, используется для горизонтального панорамирования при вертикальной ориентации камеры. Наконец, в режиме S-IS AUTO камера анализирует характер перемещения камеры и автоматически выбирает оптимальный алгоритм стабилизации.
Еще одна характерная для камер Olympus функция – распознавание лиц с приоритетом глаз. Можно включить не только фокусировку по правому и левому глазу, но и автоматический выбор фокусировки по более близкому к нам глазу. Исключительно полезная функция при съемке портретов, особенно светосильными объективами, с малой глубиной резкости.
Среди режимов работы вспышки имеется и возможность задать конкретное указание энергии выспышки, в долях от максимального (от 1/64 до FULL) – в принципе, редкая функция, но, опять же, для камер Olympus весьма типичная.
Монитор у Olympus E-M10 сенсорный. Прикоснувшись на экране к нужному объекту, можно дать камере команду сфокусироваться на нем, либо не только сфокусироваться, но и сделать снимок.
Пиктограмма в левой части экрана (см. скриншот слева) показывается, какой из этих режимов включен (внизу слева – фокусировка, справа – снимок).
На кнопку F2, что на верхней панели, по умолчанию назначена «Мультифункция». Это означает, что удерживая кнопку нажатой, мы можем поворотом диска выбрать одну из специфических функций – Управление тенями и светами, Создание цвета (Color Creator), Кратковременное управление балансом белого и ISO (мы об этом говорили выше), Увеличение и Пропорции кадра. В дальнейшем, кратковременное нажатие той же кнопки используется для активации ранее выбранной функции.
С функцией «Управление тенями и светами» мы впервые познакомились в модели Olympus OM-D E-M5 (см. видеоролик). Здесь все работает аналогично. Вращая два диска управления, можем раздельно изменять форму передаточной кривой в нижней части (тени) и в верхней части (светлые участки). Помимо исходного нейтрального положения, возможны 7 шагов плюс или минус, всего 15 значений.
Когда функция «Управление тенями и светами» используется, то есть когда форма кривой отлична от линейной, в правом нижнем углу монитора выводится соответствующая пиктограмма. В нашем примере введена положительная коррекция +3 в тенях, и отрицательная –7 в цветах.
Правда, это напоминание легко и не заметить – возможно, имело смысл сделать его крупнее, или выделить красным цветом.
Функция Colour Creator (или, по-американски, Color Creator, буквально "Создатель Цвета") появилась впервые в модели E-M1. В этом режиме вращение заднего диска управления изменяет цветовую насыщенность изображения (по шкале от –4 до +3; здесь нулю соответствует стандартная насыщенность, а минус 4 – это монохромное изображение). Вращение переднего диска настраивает Hue, цветовой сдвиг. Таким образом вы можете оперативно изменять цветовую атмосферу снимка в широких пределах.
На скриншоте слева – исходное, нейтральное положение – Насыщенность Vivid=0, цветового сдвига Color также нет.
На иллюстрации ниже – цветовой сдвиг справа по кругу, к красно-фиолетовым тонам.
Правее – плюс к тому еще и повышенная до +3 насыщенность.
При значении насыщенности –4 изображение становится монохромным, однако изменение Hue продолжает оказывать влияние на характер изображения, подобно тому, как применение цветных фильтров (в том числе цифровых) оказывает влияние на баланс светов и теней, на контраст отдельных участков и изображения в целом.
Позволим себе использовать небольшой видеоролик из нашего обзора Olympus E-M1 – процесс работы с "Создателем цвета" у Е-М10 выглядит аналогично.
Функция Увеличения позволяет оперативно переключаться между полным кадром и увеличенным во весь экран фрагментом, отмеченным рамкой. Разумеется, и масштаб увеличенной зоны, и ее расположение в пределах полного кадра регулируется.
Гранулированность на иллюстрациях ниже вызвана тем, что для их создания использовались не реальные объекты, а экран телевизора.
Функция «Пропорции кадра» изменяет соотношение сторон получаемых снимков. Помимо «родного» для матрицы соотношения 4:3, есть еще варианты 16:9, 3:2, 1:1 и 3:4. Все они получаются путем обрезания лишних участков изображения и работают, конечно, только в формате JPEG.
Базовые режимы съемки переключаются у Olympus OM-D E-M10 поворотом диска режимов, расположенного на верхней панели камеры слева (а также, что довольно необычно, и дистанционно через Wi-Fi). На диске девять положений – программный автомат Р, приоритет диафрагмы A, приоритет выдержки S, ручной режим М, видеосъемка, режим Фотоколлаж, сюжетные программы SCN, художественные фильтры ART и интеллектуальный авторежим iAUTO.
Повороты диска сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути.
За положением диска режимов SCN скрываются 23 сюжетные программы: Портрет, e-Портрет (со сглаживанием кожи), Ландшафт, Ландшафт+Портрет, Спорт, Ночная съемка, Ночь+Портрет, Подвижные дети, Яркая тональность, Темная тональность, Режим стабилизации, Макросъемка, Макросъемка природы, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Три различных конвертера, 3D фото (конечно, только при использовании 3D объективов).
Режим Панорама не выполняет автоматической склейки, как это делают в наше время многие камеры. Вам просто показывают на экране некие направляющие линии, которые призваны помочь в компоновке следующего кадра. Более того, при этом даже не отображается полупрозрачный край предыдущего снимка, который можно было бы использовать для ориентировки. Практически все вы делаете самостоятельно, в том числе и последующую склейку панорамы на компьютере из отдельных кадров.
Отдельные положение на диске режимов выделено для создания коллажей. Вы выбираете одну из комбинаций расположения будущих фрагментов в кадре, после чего, делая последовательные снимки, заполняете соответствующие зоны. Если снимок вам не понравился, его можно отменить и сделать заново.
Не думаю, что это очень полезная функция, но кому-то, возможно, она и понравится.
Арт-фильтры, или «Художественные фильтры» – это алгоритмы процессорной обработки, радикальным образом изменяющие вид снимков. В разных моделях Olympus набор их слегка различается. В данном случае набор следующий: Поп Арт (сверхнасыщенные цвета), Мягкий фокус (размытие для портретов), Бледные цвета (не только бледные, но еще и в голубоватой гамме), Светлая тональность, Зернистость (черно-белое изображение), Пинхол (имитация камеры-обскуры), Диорама (имитация съемки миниатюры, или макета), Кросс-процесс (искажение цветопередачи), Легкая сепия (не совсем понятно, почему она названа «легкой» – картинка темная, окрашивание насыщенное), Расширенная тональность (эффект, похожий на HDR с широкой вилкой), Key Line (рисунок с оконтуриванием) и Акварель (на мой взгляд, единственный неудачный фильтр).
Предлагаются вариации эффектов – с разной интенсивностью, с разным окрашиванием, с добавлением рамок и так далее.
Здесь же, в общем списке, находится и функция брекетинга по Художественным фильтрам. Вы можете заранее задать в меню, какие из фильтров желаете включить в брекетинг-серию (можно заодно записать и файл RAW, а также "обычные" цветовые схемы – Vivid, Neutral и т.д.). Далее, выбрав режим ART BKT, одним нажатием кнопки спуска на карточку памяти память запишется целая группа снимков с разными эффектами.
Посмотрим пример работы Арт-фильтров:
Многие относятся к подобным готовым эффектам скептически, предпочитая снимать в RAW и обрабатывать снимки на компьютере, ну а мне Арт-фильтры нравятся, снимать с ними приятно, они стимулируют интерес к съемке, помогают получить эффектные результаты с минимумом усилий. Конечно, применять их нужно в меру.
В «интеллектуальном» режиме iAUTO кнопка ОК включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа на экране появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).
Намерение облегчить жизнь начинающему фотолюбителю стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.
В большинстве ситуаций кнопкой INFO можно выводить подсказки – например, о том, как добиться большего размытия фона. Кроме того, шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» так и называется – Советы по съемке. Там, действительно, даются советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов но только очень уж мало этих советов, это даже не мини-, а буквально микроучебник.