Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Olympus E-5 и Canon EOS 7D - тест стабилизаторов



Методика тестирования

Исследование оптических стабилизаторов – дело достаточно нетривиальное. Прежде всего, сложно количественно описать вибрации, привносимые в реальном мире руками фотографа, когда он держит камеру в руках, нажимает на кнопку спуска и делает снимок. Насколько сдвигается камера, как быстро, в каком направлении?..

Очевидно, проводить тесты, попросту держа камеру в руках – это не вариант; слишком велик будет разброс тестового воздействия от снимка к снимку. Хотя, как ни странно, даже авторитетные сайты порой проводят исследования в духе «мы сделали двадцать снимков, держа камеру в руках; из них 15% получились резкими, 20% не совсем резкими, 25% так себе и 40% очень размытыми». Однако, на наш взгляд, для получения более-менее достоверного результата необходимо обеспечить стабильное, воспроизводимое от раза к разу воздействие. Еще лучше, если оно будет регулируемым.

В нашем распоряжении оказался вибростенд, который удовлетворяет если не всем мыслимым требованиям, то многим из них. Он обеспечивает синусоидальные колебания подвижной площадки, на которую закрепляется фотоаппарат, по одной оси (горизонтальной), с фиксированной частотой (6 Герц, или шесть колебаний в секунду). Амплитуда воздействия может регулироваться – от долей миллиметра до нескольких миллиметров.

Следует оговориться, что это не специализированное тестовое оборудование, сертифицированное соответствующими авторитетными органами для проведения испытаний электронной техники. Мы не можем гарантировать, что амплитуда колебаний на нашем стенде составляет, например, 1.2 мм (а не 1.1 или 1.3 мм). Кроме того, фотоаппарат фиксируется на стенде не абсолютно жестко, некоторая минимальная упругая подвижность сохраняется (на самом деле, это и неплохо с точки зрения сохранности тестируемой техники – мы же не хотим, чтобы аппараты развалились на куски, что вполне возможно при слишком жестком воздействии).

Однако вибростенд обеспечивает главное – воспроизводимое воздействие, одинаковое для каждой серии снимков, а также дает возможность изменять амплитуду этого воздействия для новой серии снимков. Поскольку мы будем сравнивать работу оптических стабилизаторов двух аппаратов между собой (а не сравнивать с некими референсными, выверенными данными) – такого стенда вполне достаточно. В конце концов, дрожащие руки фотографа также не обещают произвести на аппарат некое заранее оговоренное воздействие – дрожат, как могут, а уж дело стабилизатора это дрожание отработать. 

Графически работу вибростенда можно обозначить следующим образом:

По горизонтальной оси отложено время, по вертикальной – амплитуда колебаний. Период колебаний составляет 1/6 секунды, иначе говоря, за одну секунду вибростенд производит шесть полных колебаний.

Мы не можем синхронизировать начало экспозиции (момент открытия затвора) с конкретной фазой колебаний (например, чтобы экспозиция всегда начиналась в момент прохождения подвижной площадки через ноль). Фотоаппарат делает снимок по срабатыванию таймера автоспуска. Однако на первом этапе испытаний мы можем применить небольшую хитрость. Установим выдержку равной периоду колебания (1/6 секунды). 

В этом случае, в какой бы момент времени ни началась экспозиция (обозначенная на графике красным цветом), за 1/6 секунды вибростенд, а с ним и фотоаппарат, выполнит один полный период колебаний. Красный участок на графике может начаться в нулевой фазе колебаний, в момент максимальной амплитуды, или в любой другой фазе – все равно за 1/6 секунды пройдет полный цикл, от края до края.

В первой серии испытаний мы установим значение амплитуды колебаний, равное 0.4 миллиметра (см. выше). В численном выражении амплитуда в доли миллиметра кажется небольшой, однако поверьте, когда так дрожит аппарат весом почти полтора килограмма (с объективом) – это очень даже заметная вибрация. Тем не менее, интуитивно кажется, что стабилизаторы такую вибрацию должны отработать и полностью скомпенсировать. Что ж, проверим!

Далее (см. ниже) увеличим амплитуду колебаний в три раза, до 1.2 миллиметра. Это уже весьма внушительная вибрация, и не факт, что стабилизаторы ее отработают. Выдержку сохраняем равной 1/6 секунды – то есть, по прежнему длительность выдержки в точности соответствует одному полному периоду колебаний.

Далее увеличим амплитуду колебаний еще втрое, до 4 миллиметров. Честно говоря, на камеры смотреть при этом уже немного страшно. Как говорится, колбасит их жутким образом. И почти наверняка стабилизаторы не скомпенсируют такие вибрации. Поэтому мы решаем слегка изменить условия съемки.

Период колебаний у нас, как вы помните, фиксирован и равен 1/6 секунды. Чтобы дать аппаратам шанс отработать сильные вибрации и получить минимально смазанные изображения, укоротим выдержку на порядок, до 1/50 секунды.

Поскольку привязать начало экспозиции к определенной фазе колебания мы по-прежнему не можем, в исследованиях появляется фактор неопределенности. В случае А (см. иллюстрацию) будет произведено воздействие, обозначенное слева, на вертикальной выноске, красным цветом А. В случае В амплитуда воздействия окажется максимальной. В случае С – напротив, минимальной, однако со сменой направления движения. Очевидно, все это привносит в испытания элемент статистики. Мы поступим так: сделаем в каждой серии десять снимков, и отберем четыре лучших из них. Будет очень неплохо, если стабилизаторы смогут обеспечить приличные результаты примерно в половине случаев.

Наконец, четвертая серия будет выполнена в самых тяжелых условиях. Амплитуда также будет максимальна (4 мм), а кроме того, увеличим выдержку до 1/20 секунды. Это составляет почти треть периода колебаний, так что линейный сдвиг может составлять две трети от полной амплитуды (см. случай А внизу), и даже минимальный сдвиг составит около одной четверти (см. случай В).

Каждое из четырех вышеописанных испытаний будем проводить при разных фокусных расстояниях объектива. Для первой пары испытаний используем значения, примерно равные 28, 50 и 88 экв.мм, для двух последних – 50 и 88 экв.мм. Диапазоны фокусных расстояний объективов, которые участвуют в тесте, различаются (у Canon зум 3.2х, а у Olympus 5x), но указанные значения перекрываются обоими объективами.

Расстояние от аппаратов до объекта съемки неизменно и составляет около 1.2 метра.


Вернуться к списку обзоров
Перейти к обсуждению на форуме

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте