Кнопка INFO во время съемки управляет выводом информации на монитор. Варианта три. Точнее говоря, три – это максимальное количество вариантов. В меню можно задавать, выставляя флажки-галочки, какие из вариантов будут использоваться при переборе последовательными нажатиями кнопки INFO.
Первый режим – монитор в режиме информационной панели. Выводятся текущие настройки некоторых параметров. Отображение пассивное, ничего изменить здесь нельзя.
Следующий режим – электронный уровень (см.ниже), который позволяющий задать строго горизонтальное положение камеры по двум координатам. Внешнее кольцо с засечками используется при наклоне камеры влево-вправо, а шкала в центре кольца – при наклонах вверх-вниз.
При достижении строгой горизонтальности красные линии становятся зелеными (справа).
Третий режим работы монитора назван «Отображением функций съемки». Пока в левом нижнем углу выделена синим цветом пиктограмма «Q», монитор пассивен. Однако если нажать кнопку Q, панель активизируется (перейдет в режим «меню быстрого доступа», или Q-меню), и появляется возможность изменять отображаемые параметры прямо на экране.
В левом верхнем углу отображается текущий режим съемки, в данном случае это приоритет диафрагмы Av. Изменить его можно только вращением диска режимов (на верхней панели камера, слева), с помощью монитора сделать это нельзя.
Активный параметр выделен серо-голубым цветом. Для передвижения по экрану и выбора активного параметра используется джойстик. Активный параметр можно изменять одним из двух вращающихся органов управления (верхним колесиком или диском навипада). Почти во всех случаях оба они работают идентично, но не всегда. Например, когда активна шкала экспокоррекции, то диск навипада задает экспосдвиг, а верхнее колесико позволяет включить брекетинг экспозиции.
Активный параметр можно также изменять нажатием кнопки SET – в этом случае на мониторе откроется отдельная страница, где значения параметра будут развернуты во всех подробностях.
Разумеется, во всех случаях титульный, если можно так сказать, параметр (соответствующий текущему режиму – диафрагма в режиме Av или выдержка в режиме Tv) специально активизировать не нужно, он управляется непосредственно вращением верхнего диска.
Как и положено камере столь высокого уровня, как Canon EOS 5D Mark III, возможности конфигурирования интерфейса весьма широки. То есть, функциональность многих органов управления можно настраивать с помощью специального меню «Назначение элементов управления». Выбираете параметр, нажимаете кнопку SET, появляется список доступных опций. Программируется даже кнопка предпросмотра глубины резкости.
Хотя в Canon EOS 5D Mark III не предусмотрено сюжетных программ, возможности изменять параметры изображения все же имеются. Можно выбрать один из десяти «Стилей изображения», или цветовых схем.
Подробнее стили изображения и влияние настройки параметров на характер картинки мы рассмотрим в отдельном разделе обзора, а пока перейдем к следующим пунктам экранного меню быстрого доступа Q-меню.
Баланс белого можно установить на пресеты Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Флуоресцентные лампы и Вспышка. Есть также Автоматический баланс белого, Ручной (установка по образцу) и указание конкретной цветовой температуры (в Кельвинах).
Предусмотрена точная подстройка баланса белого (по двум координатам: синий/янтарный и пурпурный/зеленый), а также брекетинг по ББ (три кадра). Подстройка не индивидуальная для каждого из пресетов, а общая для всех.
Функция «Автокоррекция яркости» служит для оптимизации тонового баланса снимков. В первую очередь это проявляется как высветление самых темных участков. Интенсивность функции можно регулировать – есть три фиксированных величины, и плюс выключение.
Если в меню включить функцию Приоритет светов (очень полезную в плане борьбы с пересветами), то Автокоррекция яркости уже не включается.
В Canon 5D Mark III предусмотрено два слота для карт памяти – один формата CF, второй SD. Выбор карты конфигурируется. В Стандартном варианте запись идет на ту карту, которую вы указали. Автоматический выбор подразумевает заполнение одной карты с последующим переключением на другую. Можно задать раздельная запись файлов JPEG на одну карту, а RAW – на другую. Опция «Дублирование» (одновременная запись информации на обе карты) на мой взгляд, совершенна необходима для фотографов, ответственно подходящих к съемке важных и неповторимых мероприятий, типа свадеб.
Пункт Q-экрана «Качество» позволяет установить разрешение кадра (вариантов много, особенно если вспомнить о возможность задавать соотношение сторон кадра 3:2, 4:3, 16:9 или 1:1 – правда, включается это не здесь, а во внутрикамерном меню), степень сжатия JPEG, а также используемый формат RAW-файла.
Приятно отметить гибкость и оперативность настроек в этом пункте. Два диска управления позволяют выполнять переключения мгновенно.
Меню, коррекция ХА, приоритет светов D+
Внутрикамерное меню Canon EOS 5D Mark III организовано замечательным образом. Большое количество функций и настроек сгруппированы в четкую и удобною систему.
Прежде всего, меню разбито на шесть разделов (строка пиктограмм в верхней части экрана). В каждом из разделов – несколько страниц, однако прыгать по структуре меню из верхнего уровня (разделы) в нижний уровень (страницы) и обратно не требуется, все страницы последовательно идут друг за другом единым списком, так что, вращая верхний диск управления, вы можете пробежать по всем страницам и разделам достаточно быстро. При этом активный раздел (пиктограмма в верхнем ряду) выделяется цветной подсветкой, ниже появляются индикаторы страниц (небольшие квадратики), текущяя страница опять же выделена цветом. Кроме того, правее появляется текстовое обозначение текущего раздела и страницы (например, на следующей иллюстрации – «SHOOT1», то есть, меню съемки, страница первая).
В пункте меню «Коррекция аберраций объектива» – два подпункта, которые независимо включают коррекцию виньетирования (затемнения углов кадра) и коррекцию хроматических аберраций (цветного оконтуривания на границах контрастных объектов).
Далее приведем пример работы Коррекции хроматических аберраций. Фрагменты в попиксельном масштабе 1:1 взяты с края кадра (именно там искажения всегда выражены сильнее). Объектив установлен в самое широкоугольное положение. При трех значениях диафрагмы (F/4, F/8 и F/16) результаты очень близки, поэтому приведем только фрагменты при F/8.
С точки зрения хроматики правое изображение, конечно, выглядит предпочтительнее, хотя резкость на нем чуть-чуть снижена.
В пункте меню съемки «Настройка чувствительности ISO» задается диапазон используемых значений ISO (в том числе включение расширений диапазона до ISO 50 и ISO 102400), а также диапазон ISO, который будет использоваться камерой в случае автоматического определения ISO.
Камера может автоматически учитывать фокусное расстояние объектива при определении значения Авто-ISO. То есть, прежде всего, стремится использовать минимальное ISO, и с учетом текущего фокусного расстояния выставляет как можно более длинную выдержку (по классической формуле «единица, деленная на фокусное расстояние», то есть 1/30 секунды при f=24 мм, или 1/125 секунды при f=105 мм). Далее по мере снижения освещенности камера сначала повышает ISO до максимума (в примере на иллюстрации выше – до ISO 12800), а если этого оказывается недостаточно, начинает затем удлинять выдержку.
Интенсивность шумоподавления при высоких значениях ISO регулируется (три уровня и выключено). Как это влияет на изображение, покажем в разделе Качество снимков – натюрморт, шумы.
Включение функции «Приоритет светов» позволяет избежать пересветов на самых ярких участках изображения, при сохранении общей экспозиции снимка практически неизменной.
Показателен следующий пример. На верхнем снимке «Приоритет светов» выключен, и обширные области оказались пересвеченными – например, блики на обоих крыльях автомобиля. На нижнем снимке функция «Приоритет светов» почти полностью устраняет блики, спасая снимок.