Базовые режимы съемки переключаются с помощью диска режимов.
Вращение диска сопровождается отображением анимированной полоски на экране – то есть, в принципе, ты можешь вращать диск, не глядя на него, и не отрываться от изображения на мониторе.
Прежде всего, это традиционный экспонабор PASM.
Заметим, что функции двух колес (точнее говоря, «вращательных органов управления» – кольца и цилиндра) задаются в меню для каждого из режимов. Например, в ручном режиме M кольцо может управлять диафрагмой, а цилиндр – выдержкой, или наоборот. В режиме P цилиндр может вносить экспокоррекцию, а кольцо – сдвиг программной линии, и так далее. Не забывай также, что для ввода экспокоррекции всегда можно использовать кнопку (что на верхней панели) с одновременным вращением любого из двух колес.
Далее идет режим iAUTO – наиболее «безопасный» режим, который можно рекомендовать самым начинающим фотографам. Камера проанализирует условия съемки, сама выберет сюжетную программу (Макро, Портрет, Пейзаж, Спорт, Ночная сцена) и отработает соответствующим образом.
Сюжетные программы можно, конечно, выбирать и вручную – это как бы вторая ступенька, которую стоит освоить начинающему. Ставишь диск режимов в положение SCN и выбираешь на экране один из 19 сюжетов, наиболее подходящий для текущих условий.
К каждой сюжетной программе на экране появляется подсказка. Иногда она говорит очевидные вещи, а иногда и важные – например, что в сюжете Фейерверк включается ручной режим фокусировки.
Далее на диске режимов находим положение ART – мы добрались до одной из самых интересных функций аппарата, Арт-фильтрам (в мануале они названы более длинно – Художественные фильтры).
Это встроенные алгоритмы процессорной обработки, кардинально изменяющие внешний вид снимка. Они прикладываются к JPEG файлам во время съемки и не затрагивают формат RAW. Их шесть штук, набор хороший, разнообразный.
«Поп-арт» создает яркую, контрастную картинку со сверхнасыщенными цветами.
«Мягкий фокус» размывает изображение – подходит для съемки воздушных портретов.
«Бледные цвета» высветляет картинку и придают ей холодноватый оттенок.
«Светлая тональность» несколько снижает цветонасыщенность и контрастность.
«Зернистость» выдает драматичный, высококонтрастный черно-белый снимок и накладывает на него сильное зерно (не очень похожее на пленочное; скорее, декоративно-цифровое).
«Пинхол» имитирует съемку камерой-обскурой – искажение цветов, сильное виньетирование и общее затемнение.
Приведем несколько примеров работы Арт-фильтров (ВНИМАНИЕ - файлы размером до 8 МБ).
Поп-арт
Мягкий фокус
Бледные цвета
Светлая тональность
Зернистость
Пинхол
Мне кажется, названия фильтров "Бледные цвета" и "Светлая тональность" следовало бы поменять местами, тогда они более соответствовали бы сути эффекта. Тем не менее, фильтры названы именно так, как написано (в оригинале - "Pale&Light Color" и "Light tone" соответственно).
Работают арт-фильтры выраженным, очевидным образом. Обработка идет довольно долго, пару секунд. Жаль, что фильтры никак не регулируются – ни интенсивность, ни какие-либо еще параметры, работают они строго только так, как задано производителем. В принципе, все эти эффекты (причем с большей гибкостью) можно получить пост-обработкой во внешнем редакторе, однако арт-фильтры позволят здорово экономить время, а кроме того, дают тебе сильный эмоциональный заряд – с ними любая картинка эффектно преображается, так и хочется пойти и поснимать еще и еще. На мой взгляд, арт-фильтры прекрасно сочетаются именно с этой моделью. EP-1 – аппарат «вкусный», и арт-фильтры такие же. В зеркальной камере типа Olympus Е-30 они, конечно, тоже хороши, но смотрятся несколько несерьезной фичей, игрушкой.
На практике оказывается, что организация режимов позволяет очень быстро переключаться между несколькими вариантами настройки камеры одним поворотом диска. Например, на Р ставишь монохром (черно-белое изображение); в сюжетах SCN выбираешь Портрет или Спорт; в Арт-фильтрах – Пинхолл; плюс есть еще iAuto – самый безопасный стандартный вариант. Получаешь как минимум четыре совершенно разных типа поведения камеры и характера снимков.
Камера позволяет выбрать один из четырех типов брекетинга – по экспозиции, балансу белого (с вилкой по двум координатам), по интенсивности вспышки и по значению ISO.
Включается аппарат примерно за полторы секунды, вполне достаточное быстродействие. А вот скорость автофокуса – не самая сильная сторона E-P1. Напомним – аппарат не зеркальный, у него нет специальных фазовых датчиков, и автофокус работает по сигналу с матрицы, как у компактов. Результат – скорость автофокуса на уровне хороших компактов, но не зеркалок. При хорошем освещении перефокусировка занимает чуть менее секунды, в полумраке время возрастает. Так что для съемки динамичных сцен это не лучшая камера. Положительный момент – лаг срабатывания затвора практически нулевой, то есть для движущихся объектов можно применять технику предварительной фокусировки (на том месте, где ожидаетя прохождение объекта) полунажатием кнопки спуска.
Заметим еще, что у зеркалок время автофокусировки заметно зависит от того, насколько далеко нужно перефокусироваться. Если новая точка недалеко от старой, то автофокус срабатыват быстро, а если разница расстояний велика – замедляется. Здесь же сложилось чувство, что фокусировка в любом случае занимает одинаковое время.
Видеосъемка
Есть еще одно положение на диске режимов, которое мы пока не упомянули – видеосъемка.
Olympus E-P1 позволяет снимать видео как в стандартном VGA-разрешении 640х480, так и в высоком разрешении 1280x720@30 (соотношение сторон кадра 16:9). Длительность одиночного ролика ограничена семью минутами – в большинстве случаев этого вполне достаточно. Звук пишется в стереоформате при помощи встроенных микрофонов, возможности подключения внешнего микрофона нет.
Видеосъемка может вестись в одном из восьми режимов, базирующихся на соответствующих фоторежимах камеры. То есть, ты можешь выбрать вариант P, и тогда к видеосъемке будут приложены настройки из соответствующего фоторежима (баланс белого, экспокоррекция или даже монохромная цветовая схема). Выбираешь вариант А – и можешь самостоятельно задавать диафрагму, тем самым определяя глубину резкости во время видеосъемки. Кроме того, можно включать любой из шести арт-фильтров, получая видеоролики с соответствующим эффектом. Нюанс тут в том, что включение арт-фильтров замедляет быстродействие камеры и количество кадров в секунду снижается. Для фильтров «Зернистость» или «Пинхол» это можно посчитать полезным эффектов – дерганые ролики усиливают тот «ретро-импульс», который заложен в этих арт-фильтрах – однако падение частоты кадров, например, для «Пинхола» в формате HD-видео уже попросту слишком сильное.
Звук пишется достаточно качественно – по заявлению производителя, на уровне лучших диктофонов фирмы (а ведь диктофоны – одно из «козырных» направлений деятельности компании Olympus). К сожалению, звук у E-P1 можно записывать либо как сопровождение к видеозаписи, либо как комментарий к снимкам – а использовать камеру просто как диктофон, записывая только звук, нельзя.