Дизайн, прямо скажем, потрясающий. Сейчас, когда камера у меня уже несколько дней, глаз несколько замылился, но первое впечатление у любого, кто видит эту камеру, однозначно – «вау!» (или «ух ты!» – в зависимости от того, к какому поколению человек принадлежит). E-P1, как минимум, один из самых стильных цифровых фотоаппаратов, что мы когда-либо видели, а может быть, и самый стильный – причем без оговорки «среди аппаратов ретро-дизайна», а вообще, из всех камер. Любопытно, что дизайн не имитирует и не копирует внешний вид какой-либо из моделей прошлого буквально – даже тот же Olympus PEN 1959 года, сходство с которым отмечает сам производитель, не скопирован один к одному, а просто похож, в дизайне использованы сходные мотивы. При этом ощущение эксклюзивности аппарата очень сильное.
Второе впечатление – аппарат очень прочный, на уровне моделей серии Olympus Tough. Если ты вдруг собираешься колоть своим фотоаппаратом орехи, то E-P1 – из тех немногих, что позволят тебе это делать. Корпус металлический, довольно увесистый. Выпускается в двух цветовых схемах – брашированный металл с черной накладкой и молочно-белый с бежевой накладкой.
На задней панели есть выступ, за который держится большой палец. Спереди – декоративная накладка из имитирующего кожу материала, слегка выступающая из корпуса. В результате хват более уверенный, чем у компактов «мыльничного» типа, но все же с удобной рукояткой крупных аппаратов вся эта комбинация, конечно, не сравнится.
В системе Микро-4/3 у Олимпуса пока лишь два объектива, с обоими нам удалось познакомиться. Это M Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 и M Zuiko Digital 17/2.8.
На большинстве рекламных фотографий E-P1 запечатлен с объективом 17/2.8, и понятно, почему – именно в такой комбинации наиболее сильно проявляется один из главных плюсов аппарата, его компактность. Объектив не зря называют «блинчиком», даже официальный Olympus – он действительно весьма плоский и легкий, хотя имеет металлический байонет и вообще воспринимается достаточно серьезно. Фокусное расстояние в пересчете на пленочный эквивалент составляет 34 мм – умеренно широкоугольный объектив, наиболее подходящий на роль сверхуниверсального фикса для любой ситуации. Если уж выбирать фикс на все случаи жизни, то как раз такой. На практике блинчик показал себя наилучшим образом – практически нет дисторсий, да и автофокусируется с ним камера несколько быстрее, чем с 14-42.
Что касается зум-объектива M Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6, то с ним аппарат уже не выглядит предельно компактным. Даже в карман куртки его не очень-то положишь – и хотя он остается относительно небольшим и легким, все же становится уже аппаратом для ношения на ремне.
Оригинальная конструкция объектива предусматривает «парковочное» положение, в котором объектив сложен и максимально компактен. Чтобы привести его в рабочее состояние (а также вернуть назад), нужно сдвинуть рычажок блокировки большим пальцем левой руки. Не самый удобный момент, особенно если учесть, что расположение рычажка не постоянно, он вращается вместе к кольцом зуммирования – но ничего страшного, привыкаешь. Тем более что выключать питание камеры можно, и оставляя объектив в «незапаркованном» состоянии.
Объектив черного цвета смотрится несколько чужеродно на светлом корпусе камеры. Утверждение сомнительное, но для тех, кто с этим согласен, оба объектива выпускаются и в серебристом варианте.
Кнопка спуска затвора расположена оптимальным образом, а вот фиксация полунажатия у нее, на мой вкус, чуть менее четкая, чем хотелось бы. Рядом находятся кнопки включения камеры и экспокоррекции.
Неподалеку, на выступе, нанесена надпись: «OLYMPUS PEN since 1959. E-P1». Откровенно говоря, у меня не осталось четкого понимания, как же именно называется модель. Слово «PEN» постоянно упоминают, на схожесть E-P1 с пленочной моделью PEN постоянно ссылаются... Однако даже на официальных сайтах Olympus модель называют по большей части просто Olympus E-P1, хотя иногда и Olympus PEN E-P1, а также Olympus PEN.
Диск режимов мне показался не очень удобным. Большей частью он скрыт под верхней панелью, выступает на заднюю грань камеры лишь небольшой его сегмент. Если ты держишь камеру обычным образом (левая рука снизу, большой палец смотрит вверх), то вращать диск неудобно – мешает выступ задней панели и монитор. Более удобным оказывается способ, когда держишь камеру только правой рукой, а левая заходит сверху, и ее большой палец ориентирован вниз. Собственно, можно так и поступать, других-то забот у левой руки нет – никаких других органов управления рядом не расположено, и метаться туда-сюда ей не придется.
А вот большому пальцу правой руки дел хватает. Фактически, все управление камерой – это его забота. Помимо расположенных вертикально в ряд четырех кнопок с очевидной функциональностью (AEL/AFL, Воспроизведение, Удаление и MENU), есть еще переназначаемая кнопка Fn, а также кнопка INFO, во всех режимах переключающая варианты вывода информации на монитор.
Кстати, монитор большой, но разрешение у него – типовое VGA, не на уровне многих современных моделей с 921000 точек. Не знаю, стоял ли у разработчиков выбор по принципу или/или – высокое разрешение монитора или хорошая его читаемость на ярком солнце, но если таковой выбор стоял, то я приветствую принятое решение. Конечно, разрешение важно, но читаемость монитора в любых условиях – гораздо важнее, особенно для такой камеры, как E-P1, у которой нет оптического видоискателя. Если бы монитор E-P1 не читался на солнце, все плюсы этого аппарата были бы сразу зачеркнуты невозможностью работать с ним в реальных условиях. А так перед нами, пожалуй, один из лучших в этом смысле дисплеев.
Четыре клавиши навипада (Чувствительность ISO, Режимы фокусировки, Баланс белого и Режимы затвора) объединены в единый диск, в центре которого расположена кнопка ОК, а вокруг находится вращающееся кольцо управления (мануал назвает его «главным диском управления»). Весь этот блок очень похож на используемый во многих моделях компактов Canon.
А вот вертикальный рифленый цилиндр – это совершенно новый тип органа управления. Переводчики даже не смогли подобрать для него термина и назвали «вспомогательным диском управления». По сути он аналогичен заднему колесику управления зеркальных камер (такое же вращение влево-вправо), но такой цилиндрической реализации мы еще не видели. В первый момент цилиндр вызвал некую настороженность, и в общем-то, не зря: порой во время работы оба «колесика» (цилиндр и кольцо) сбиваются со своих положений от передвижений большого пальца, однако в целом система управления оказалась все же весьма удобной.
Кнопка Fn – программируемая. На нее можно назначить одну из девяти функций: Определение лица, Репетир (просмотр глубины резкости), Установка ББ по образцу, База (фактически – переключение между 11-зонный и однозонным автофокусом), Ручная фокусировка, Включение формата RAW+JPEG, Тестовый снимок без сохранения, «Мой режим» и Отключение монитора.
Встроенная вспышка отсутствует. Наверное, Olympus E-P1 – вообще первая непрофессиональная камера, у которой нет встроенной вспышки (кстати, забавный момент – при рассказе о E-P1 постоянно приходится употреблять слова «самый» или «первый»). Возможно, кто-то посчитает отсутствие вспышки серьезным минусом. Однако меня работа встроенных вспышек у компактов, бьющих прямо в лоб, в любом случае не устраивает, и я всегда встроенную вспышку отключаю (исключение – большие компакты «псевдозеркального дизайна», с высоко поднимающейся вспышкой). Так что для меня отсутствие вспышки у E-P1 – это не минус, тем более что имеется разъем «горячий башмак» для подключения внешней вспышки, какового у большинства компактов как раз нет.
Другими словами, комбинация факторов «имеется разъем для внешней вспышки + хорошее качество снимков при высоких ISO + эффективный оптический стабилизатор» мне представляется куда более важной, чем наличие встроенной вспышки.
Штативное гнездо – металлическое. Расположено оно не строго на оси объектива. При установке камеры на штатив отсек аккумулятора и карт памяти перекрывается.
Карты памяти – формата SD. Тут Olympus наступил на горло собственной песне, стандарту xD, и это понятно – нужно было обеспечить широчайшую приемлемость для E-P1, а формат SD сейчас самый распространенный. Так что ход разумный.
Аккумулятор BLS-1 – такой же, как в зеркалках Olympus Е-620 и E-450, но отличный от использующегося в других моделях аккумулятора BLM-1. Совместимость нарушилась, и владельцам зеркалок Olympus, которые хотели бы добавить к своей системе относительно компактную камеру, вряд ли такой подход понравится.
Время работы аккумулятора сложно сравнивать с зеркалками впрямую (ибо при работе с оптическим видоискателям энергия очень сильно экономится), но производитеь обещает 300 снимков с одного заряда – по меркам компакта очень неплохо, особенно учитывая большой экран, постоянно включенный во время работы. Безусловно, иметь наготове второй (как минимум) заряженный аккумулятор – всегда хорошая идея.