Объектив Гелиос 40 85мм f/1.5 впервые сошел с конвейера Красногорского завода в 1957. Он представлял собой светосильный телеобъектив с однослойным просветлением для фотоаппаратов с присоединительной резьбой M42.
Оптические схемы первых отечественных планаров, к которым относится данный объектив, были рассчитаны в Государственном Оптическом Институте в 1937. Однако по одной из версий оптическая схема была позаимствована у объектива Carl Zeiss. Таким образом, не до конца ясно, является Гелиос 40 заимствованием или советской разработкой.
В 1970 году на смену Гелиос 40 пришел Гелиос 40-2. Основными новшествами становятся корпус черного цвета (до этого был блестящий металлический), привычный нам диаметр резьбы светофильтра 67 мм (вместо 66 мм), разрешение 36/17 лин./мм (у Гелиос 40 - 32/16 лин./мм) и янтарный цвет просветляющего покрытия (у Гелиос 40 – фиолетовый, что приводит к смещению баланса белого к теплым тонам). В таком виде Гелиос 40-2 выпускался вплоть до начала 90-х.
В 2012 году на фоне бума популярности неожиданно вошедших в моду олдскульных советских объективов выпуск Гелиос 40-2 85мм f/1.5 Красногорским заводом им. С. А. Зверева был возобновлён. В октябре в заводском фирменном магазине «Гелиос» начались продажи небольших партий. Помимо резьбовой версии стали доступны варианты объектива для крепления на байонеты Canon EF и Nikon F, которые получили названия Гелиос 40-2С 85мм f/1.5 и Гелиос 40-2Н 85мм f/1.5 соответственно. В 2015 году объектив был доработан, помимо установки на объектив байонетов, был слегка изменен дизайн корпуса, теперь он выполнен в едином стилевом решении с остальной линейкой объективов Красногорского завода. Кольцо фокусировки стало шире, с более плавным ходом, исчезли характерные выступы, незначительно уменьшился вес.
Объектив имеет превосходные оптические качества и интересный конструктив с двумя кольцами управления диафрагмой, что позволяет держать ее открытой в момент фокусировки и закрыть ее до нужного значения непосредственно перед спуском затвора.
Корпус полностью выполнен из металла, что в сочетании с массивной стеклянной оптикой с одной стороны дает значительную надежность и “неубиваемость”, с другой – немалый вес и шанс намертво примерзнуть к нему на морозе. Единственными пластиковыми элементами являются передняя и задняя крышка объектива.
Фотографии, сделанные на этот объектив, отличает мягкость и даже какая-то нежность картинки, а ставший легендарным закрученный фон, привлекает внимание всех любителей эффектного боке.
Так почему же Гелиос 40-2 85мм f/1.5, мануальный объектив, разработанный для пленочных камер, обрел свою популярность именно во времена расцвета цифровых камер? Во времена пленочных камер каждый кадр в прямом смысле обходился фотографу очень дорого. Поэтому сложность ручной наводки на резкость, заметный софт и большой вес объектива не добавляли популярности Гелиосу. Появление цифровых камер дало возможность делать большое количество повторных дублей для достижения кадров с наибольшей резкостью. Это в сочетании с современными возможностями дальнейшей цифровой обработки фотографий привело к буму необычайной популярности объектива Гелиос 40-2 85мм f/1.5 в наше время. Картинка получается объемная и мягкая, за счет чего сильно отличается от картинки современных объективов.
В связи с отсутствием автофокуса Гелиос 40-2 85мм f/1.5 нельзя рекомендовать для репортажной съемки. Однако, благодаря своим качествам, он отлично подходит для художественной съемки в различных жанрах, но особенно хорош для портретов.