Fujifilm FinePix F70EXR – компактная камера с 10-кратным стабилизированным зум-объективом. Технология EXR позволяет использовать матрицу Super CCD EXR тремя разными способами – для достижения высокого разрешения, широкого динамического диапазона и низкого уровня шумов при высоких значениях чувствительности.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Матрица
10.0 Мп; 3616x2712; 1/2"
Объектив
10х оптический зум (27-270 экв. мм), F/3.3-5.6
Носитель
Карты памяти SD / SDHC, встроенная память 47 МБ
Монитор
2.7", 230000 точек
Формат файлов
JPEG; видео – AVI (Motion JPEG) до 640х480 при 30 кадр/с, со звуком
Далеко не все производители фотоаппаратов устанавливают в свои модели светочувствительные матрицы собственного изготовления. Многие используют матрицы сторонних производителей. Ситуация эта сложилась давно и воспринимается вполне нормально.
Компания Fujifilm – одна из тех, кто разрабатывает собственные матрицы, причем занимается этим очень активно. Многие технологические идеи впервые нашли применения именно в матрицах этой фирмы, а зачастую они так и остаются уникальными решениями.
Fujifilm именует свои матрицы общим термином Super CCD, однако внутри этой линейки было разработано уже несколько поколений матриц различной идеологии. Нынешние матрицы называются Super CCD EXR, и заложенные в них технологии позволяют при получении снимков сделать акцент на одном из трех направлений – достижении высокого разрешения, широкого динамического диапазона и высокого соотношения сигнал/шум.
Далее мы увидим, что среди съемочных режимов модели Fujifilm F70EXR имеются три EXR-режима, в каждом из которых максимально полно реализуется потенциал соответствующего направления. В зависимости от стоящих задач и от условий съемки можно переключать режимы работы матрицы EXR и камеры в целом.
Светочувствительные элементы любой матрицы сами по себе являются как бы черно-белыми – в том смысле, что воспринимают только яркость падающего света, которая в дальнейшем преобразуется в соответствующую амплитуду электрического сигнала. Чтобы сформировать цветное изображение, перед элементами матрицы ставят фильтры, ячейки которых окрашены в разные цвета и таким образом разделяют падающий свет на цветовые составляющие.
В подавляющем большинстве цифровых фотоаппаратах применяется разделение света на три составляющие R-G-B (красный, зеленый, синий) при помощи фильтра Байера, цветные элементы которого чередуются в соответствии со схемой, приведенной на рисунке слева. В новой матрице EXR элементы фильтра располагаются в другом порядке.
Первые матрицы Fujifilm, в которых были реализованы революционные идеи, призванные расширить динамический диапазон, передаваемый камерой в одном кадре, назывались Super CCD SR. В этих матрицах использовались ячейки двух типов: S-ячейки – большего размера и высокой светочувствительности, и R-ячейки – меньшего размера и низкой светочувствительности. Во время съемки камера как бы одновременно делала два снимка, и в процессе обработки совмещались изображения, полученные с S- и с R-ячеек. Диапазон яркостей существенно расширялся.
Далее Fujifilm выпускала матрицы Super CCD HR, где использовались другие принципы расширения динамического диапазона.
В нынешнем поколении матриц, Super CCD EXR, вновь используются принципы двойной экспозиции. Фактически одновременно делаются два снимка, с большей и меньшей чувствительностью, которые в дальнейшем объединяются в один снимок. Похоже на первые матрицы SR, однако здесь все ячейки одинаково крупные, и поэтому потенциал этого метода (в плане расширения динамического диапазона) еще выше.
Соответствующий съемочный режим в камере FinePix F70EXR называется EXR-DR (от Dynamic Range, динамический диапазон).
Второе направление использования матрицы Super CCD EXR – увеличение отношения сигнал/шум (S/N) при высокой чувствительности. Здесь речь идет вот о чем. При высоких значениях чувствительности, когда разброс уровней сигнала между единичными элементами матрицы возрастает, многие производители применяют очевидную идею – объединяют сигнал с нескольких соседних элементов, или ячеек. При этом разрешение кадра падает (например, с 12 до 3 мегапикселей), зато шумность изображения можно снизить.
Важный нюанс состоит в том, что у «обычной» матрицы чередование элементов, отвечающих за красный, зеленый и синий цвета, подчиняется «байеровской» структуре (иллюстрация внизу слева). Ячейки одного цвета (особенно красные и синие) располагаются не рядом друг с другом, а чередуются. Поэтому ячейки одного цвета трудно объединить корректным образом, возникают как бы взаимные пересечения, или перекрещивания. В результате могут формироваться паразитные цветовые полосы, муар, ложное окрашивание элементов изображения.
В матрице EXR цветовые элементы R-G-B следуют другому шаблону. Зеленые ячейки образуют сплошные диагональные ряды, а синие и красные идут парами, также ориентированными диагонально. При сдваивании ячейки оказываются рядом друг с другом, в результате изображение получается более четким, с более чистыми цветами и без паразитного окрашивания.
Соответствующий режим в камере FinePix F70EXR называется EXR-SN (от Signal/Noise, сигнал/шум).
Наконец, третий режим работы матрицы Super CCD EXR – высокое разрешение EXR-HR (High Resolution). В общем-то, он является более-менее «обычным» режимом, в отличие от двух вышеописанных. Матрица Super CCD EXR, в совокупности с процессором обработки RP, обеспечивает картинку высокого разрешения, что особенно важно при наличии множества мелких объектов в кадре – вроде травы, листьев, волос и так далее. Этот режим, по-видимому, будет в работе основным, используемым по умолчанию, а EXR-DR и EXR-SN – специфическими, включаемыми в случае возникновения соответствующих условий съемки.
Матрица Super CCD EXR используется в нескольких моделях Fujifilm (и вообще, компания ставит матрицы Super CCD лишь в старшие и лучшие модели, а в остальных используются матрицы обычного типа CCD). Каждая из них по-своему очень интересна. Сегодня у нас на тесте FinePix F70EXR – компактная камера с десятикратным диапазоном зума, оптической стабилизацией изображения, экспорежимами P-A-M и множеством сюжетных программ. Есть и дополнительная изюминка, оригинальные режимы работы, в которых камера объединяет несколько снимков в один – «Про-Фокус» имитирует «зеркальную» глубины резкости, а «Про-Слабое-освещение» позволяет достичь сверхнизкого уровня шумов.