Olympus PEN E-P5 выпускается в трех цветовых схемах – черный с серебристой верхней и нижней панелями (ее вы видели на предыдущей странице обзора), полностью черный, а также светло-серый с бежевой рукояткой.
В отличие от младших моделей Olympus PEN, у E-P5 на передней грани имеется накладка – хоть и не полноценная рукоятка, однако надежность хвата с нею возрастает.
Монитор поворотный по одной оси, то есть отгибается вверх и вниз, облегчая съемку из необычных ракурсов и скрытную съемку (когда вы держите камеру внизу, словно разглядываете изображение на экране, а на самом деле ведете съемку). Мне кажется удобным использовать поворотный монитор и для видеосъемки.
У Olympus E-P5 два диска управления, причем расположены они удобно. В модели OM-D E-M5 верхний диск располагается на верхней панели, и до него приходится тянуться, здесь же он врезан в заднюю панель и прекрасно попадает под большой палец.
Питание камеры включается рычажком-переключателем. Кнопка Fn на верхней грани – программируемая.
Несмотря на преемственность, казалось бы, моделей Olympus PEN, расположение органов управления E-P5 кардинально отличается от предыдущей E-P3. Сравните сами, такой была задняя панель PEN E-P3...
...с необычным цилиндриком и кольцом навипада. Вроде бы, два вращающихся органа управления, но оба требуют управления большим пальцем, от чего эффективность их невысока.
Эргономика же Olympus PEN E-P5 существенно улучшена, два диска гораздо удобнее:
Особенность интерфейса Olympus PEN E-P5 – концепция управления «2х2». Суть ее в том, что на задней панели, возле большого пальца, имеется рычажок, переключаемый в положения 1 или 2. При этом меняется функциональность двух дисков управления. В положении 1 диски управляют двумя экспопараметрами (например, диафрагмой и экспокоррекцией, или экспокоррекцией и поправкой при съемке со вспышкой, конкретный вариант выбирается в пункте «Функции диска»).
В положении 2 передний диск управляет чувствительностью ISO, задний – балансом белого (или наоборот, что соответствует режимам переключателя «mode 1» и «mode 2»).
Помимо режимов «mode 1» и «mode 2», у переключателя есть еще два режима.
Вариант «mode 3» адресуется к кнопке с красной точкой. В положении рычажка 1 кнопка будет выполнять назначенную на нее функцию, а в положении 2 – управлять, как по умолчанию, видеосъемкой.
Наконец, вариант «mode 4» позволяет переключаться рычажком между двумя режимами фокусировки (например, оперативно включать ручную фокусировку).
Я больше всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы, и для меня наиболее удобным оказался режим работы «2х2», принятый по умолчанию. В одном положении рычажка диски управляют диафрагмой и коррекцией экспозиции, в другом – балансом белого и ISO.
Пожалуй, можно поспорить, что лучше – иметь множество кнопок и дисков управления, персонально на каждую из функций, или же иметь меньшее количество органов управления с оперативным переключением их функциональности. Если ставить во главу угла обеспечение компактности камеры, то, вероятно, неизбежно сокращение количества органов управления и движение по второму пути. В любом случае, концепция "2х2" получилась интересная, она действительно дает быстрый доступ к нескольким параметрам.
Правда, есть в ней если не негативный, то как минимум требующий внимания момент. Дело в том, что оба диска активны постоянно. Например, если у вас включен режим 2 и установлено ISO 800, то поворот переднего диска не только активизирует на экране индикацию шкал ISO и баланса белого (монитор примет такой вид, как на скриншоте слева), но и сразу изменит значение ISO соответствующим образом. А поскольку шкалы замкнуты по кругу, вы можете одним неосторожным щелчком диска попасть с Авто-ISO (и вероятно, минимально возможной чувствительности) на максимальное ISO 25600, или, аналогичным образом, с Автобаланса белого на CWB (пользовательскую установку ББ по температурной шкале).
Таким образом, вам нужно в любой момент времени четко осознавать, в каком положении находится рычажок, в каком из режимов (1 или 2) вы сейчас находитесь. Если вы посчитаете, что находитесь в режиме 1 и попробуете ввести экспокоррекцию, а на самом деле у вас включен режим 2, то как раз может случиться описанная выше ситуация с незапланированным скачком ISO.
Впрочем, если вы привыкли работать неторопливо, проверяя перед каждым кадром все текущие установки, то никакой проблемы здесь наверняка не возникнет.
Кнопка INFO последовательно перебирает режимы вывода информации на экран. Возможен чистый экран (слева), с подробными параметрами (ниже) и с параметрами и гистограммой (еще ниже).
Гистограмма выводится в традиционной для Olympus манере – белым цветом отображается распределение яркости по всему кадру, а зеленым – в центральной части кадра (именно в центральной части, а не в зоне срабатывания автофокуса).
На экран могут выводиться две шкалы электронного уровня, помогающие удерживать камеру строго горизонтально. Белые риски показывают, насколько сильно отклонение. Шкала из белой становится зеленой, когда камера выровнена по соответствующей координате.
Еще один вариант вывода информации на монитор – отображение пересвеченных и слишком темных участков. При этом соответствующие области кадра будут окрашиваться в красный и синий цвет соответственно (на скриншоте внизу – область под мостом).
Отдельно в меню включается вывод сетки кадрирования, с несколькими вариантами.
Во всех режимах экран остается достаточно неперегруженным информацией. Способствует этому и тот факт, что соотношение сторон кадра составляет 4:3, а у экрана – 3:2, так что слева и справа остаются черные полосы.
Монитор Olympus PEN E-P5 сенсорный, однако его функциональность в этом смысле используется ограниченным образом. Изменять параметры, прикасаясь к зонам экранного меню, нельзя.
Пиктограмма в левой нижней части экрана позволяет переключаться между тремя режимами сенсорного экрана – выключен (слева), автофокус (ниже) и автофокус плюс затвор (правее). Прикасаясь к объекту в кадре, вы отдаете камеру команду в соответствии с текущей установкой (просто сфокусироваться, или сделать снимок).
При полунажатии кнопки затвора на экране появляется зеленая рамка срабатывания автофокуса (или красная, если фокусировку произвести не удалось).
Что касается скорости автофокуса, то она очень высокая. Последние модели Olympus – одни из лидеров по этому показателю, причем не только среди беззеркальных камер.
Кнопка навипада Влево (вместе с кнопкой INFO и другими кнопками навипада) позволяет выбрать режим и зону автофокусировки. Всего доступно 35 зон, расположенных в виде матрицы 7х5. Можно либо выбрать любую одну из них, либо включить все сразу, поручив выбор зоны (или нескольких зон) автоматике камеры.
Можно задать не единственную зону, а группу из девяти зон. Камера будет отдавать предпочтение центральной из них, но может автоматически использовать и другие. По мере сдвига такой группы к краю кадра количество используемых зон будет сокращаться (до четырех, если группа попала в самый угол).
Возможен также вариант с уменьшенным размером зон автофокусировки.
Столбик с пиктограммами на правом краю экрана – фактически, экранное меню быстрого доступа. Нажимаете кнопку навипада ОК, и меню оживает, активный параметр высвечивается желто-зеленым («неоновым») цветом, а внизу появляется список возможных значений. Передвигаться по пунктам меню и изменять значение активного параметра можно и кнопками, и дисками управления. Когда привыкаешь, получается очень быстро.
На иллюстрации – задание цветовой схемы, или стиля изображения.
Имеется несколько режимов работы стабилизатора изображения. Режим S-IS1 – самый обычный, когда отрабатываются любые дрожания камеры. Вариант S-IS2 используется для панорамирования – компенсируются вертикальные дрожания, но горизонтальное перемещение трактуется как осмысленное желание пользователя. Варианте S-IS3, аналогичным образом, используется для горизонтального панорамирования при вертикальной ориентации камеры. Наконец, в новом режиме S-IS AUTO камера анализирует характер перемещения камеры и автоматически выбирает оптимальный алгоритм стабилизации.
В этом пункте экранного меню можно включить не только таймер автоспуска, но и серийную съемку. Имеется два ее варианта. В варианте «L» серийная съемка идет со скоростью 5 кадров в секунду, при этом работает автофокус.
В варианте «H» фокус фиксируется по первому снимки, и съемка ведется со скоростью до 9 кадров в секунду. На практике у меня получалось даже чуть быстрее, так что здесь все в порядке.
А это результат тестирования съемки одиночными кадрами. Формат RAW+JPEG, ручная фокусировка. Междукадровый интервал составляет около 0.6–0.65 секунды, что очень прилично.
Если таймер остается неподвижным, включите воспроизведение GIF-анимации в настройках вашего браузера и/или перезагрузите страницу.
Olympus PEN E-P5 позволяет задать формат кадра – помимо «родного» для матрицы соотношения сторон 4:3, доступны варианты 3:2, 16:9 или 1:1.
Конечно, достигается это фактически за счет обрезания кадра и отбрасывания «лишних» участков изображения.
Конечно, Olympus E-P5 поддерживает формат RAW, а также позволяет вести съемку одновременно двух кадров – RAW и JPEG (с разным разрешением и сжатием).
Набор режимов работы вспышки богатый – Авто, Красные глаза, Заполняющая, Выключена, Красные глаза + Медленная синхронизация, Медленная синхронизация по передней и задней шторки, а также прямое задание энергии импульса – FULL (полная мощность), 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 и 1/64.
Кроме того, возможно управление внешними вспышками.
Еще одна характерная для камер Olympus и, на мой взгляд, недооцененная функция – распознавание лиц с приоритетом глаз. Можно включить не только фокусировку по правому и левому глазу, но и автоматический выбор фокусировки по более близкому к нам глазу. Исключительно полезная функция при съемке портретов с малой глубиной резкости.