Кнопок на корпусе не так уж много, при этом назначенный на них набор функций мне не кажется оптимальным – две кнопки имеют сходную функциональность («i» и «INFO»), еще две кнопки отведены на изменение масштаба (что вполне можно было бы поручить колесику). В результате, чтобы настроить даже базовые параметры, вроде баланса белого или чувствительности ISO, приходится либо включать INFO-меню на экране, либо погружаться в основное камерное меню. Правда, есть программируемая кнопка Fn, на которую можно назначить часто используемую функцию, но такая кнопка лишь одна.
Кнопку включения живого вида Lv разработчики расположили в непосредственной близости от большого пальца, как самую нужную и важную – каковой она, на мой взгляд не является; все-таки живой вид – для зеркалки функция вспомогательная.
Экранное INFO-меню хорошее, однако перемещение по нему получается медленным. Во-первых, меню сделано не в виде матрицы, а линейным списком. И хотя его можно зациклить в кольцо, все равно перебирать пункты долго. Кроме того, почему-то не используется колесико – ни для перемещения по пунктам меню, ни для изменения параметров. Конструктив зеркальной камеры потенциально дает возможность организовать быстрое изменение параметра – нажал соответствующую кнопку, одновременно повернул колесико. Здесь же приходится многократно нажимать навигационные кнопки, пробегая по пунктам меню, и даже выбрав нужный пункт, его значения опять-таки изменяешь только кнопками-стрелками. Сознательно зарезанные возможности вращающегося колесика снижает удобство и быстроту изменения параметров. Впрочем, такой метод управления, кнопками навипада, хорошо знаком пользователям компактов, что поможет им легко освоиться при переходе на D5000.
Информация о параметрах съемки может выводиться на экран с использованием одной из двух схем – классической, в виде прямоугольных зон с численными значениями параметров (кстати, при повороте камеры в портретную ориентацию изображение на экране автоматически разворачивается), либо графический, где большое внимание уделено схематичному анимированному изображению ирисовой диафрагмы, которая сжимается и раскрывается, наглядно отображая установленное значение диафрагменного числа. Вокруг располагается пунктирная дорожка, символизирующая длительность выдержки.
Во время общения с камерой на экране постоянно появляются подсказки – как при изменении параметров, так и при путешествии по пунктам меню. Они всплывают сами, их можно выводить нажатием кнопки "?", а в случае критической ситуации (например, освещение недостаточно, а вспышка не поднята) включается "Тревожная индикация" – знак вопроса моргает, привлекая твое внимание. Модель D5000 (как и другие младшие зеркалки Nikon) – это камера с очень дружественным интерфейсом, ориентированным на начинающих любителей.
Отметим такой нюанс, как ввод экспокоррекции, который реализован, на мой взгляд, несколько странным образом (как, впрочем, и у других зеркалок Nikon). По умолчанию система такая: поворачиваешь колесико вправо – получается экспокоррекцию в минус, картинка становится темнее. Колесико влево – экспокоррекция в плюс, картинка светлее. Вообще-то, практически во всей электронике различные регуляторы – как железные, так и виртуальные – сделаны так, что движение вверх, вправо, по часовой стрелке соответствует увеличению параметра: громкости, мощности, яркости... Тогда как движение вниз, влево, против часовой – уменьшению. Это общепринятый стандарт де-факто, а у Nikon сделано наоборот. Однако не спеши расстраиваться! Все предусмотрено. В меню можно направления проинвертировать, причем как поменять местами плюс и минус на отображаемой шкале, так и поменять знак вводимой экспокоррекции при вращении колесика. Таким образом, даже переходящий на зеркалку Nikon с других систем может подстроить ее работу под себя и не испытывать в этом плане никаких неудобств.
Кстати говоря, диапазон экспокоррекции составляет плюс-минус пять ступеней. Для камер такого класса типичен более узкий диапазон, плюс-минус две ступени экспокоррекции.