Fujifilm X-E2 – беззеркальная камера со сменной оптикой (байонет X-mount). В ней используется матрица формата APS-C разрешения 16 Мп, выполненная по технологии Fujifilm X-Trans CMOS II – без фильтра низких частот, с фирменным расположением элементов цветового фильтра и встроенными датчиками фазового автофокуса.
Особенности Fujifilm X-E2:
электронный видоискатель высокого разрешения 2.36 миллионов точек,
встроенная вспышка,
система автофокусировки с 49 зонами,
диапазон чувствительности ISO 100-25600 в JPEG (или 200-6400 в RAW),
монитор с диагональю 3" и разрешением 1040000 точек,
пикинг и цифровое разделение изображения при ручной фокусировке,
14-битный RAW и внутрикамерное преобразование RAW в JPEG,
режимы PASM,
серийная съемка 7 кадр/сек, а также 3 кадр/сек с автофокусом,
видеосъемка Full HD 1920x1080@30/60p,
диски экспокоррекции и выдержки на верхней панели,
встроенный стереомикрофон и разъем для подключения внешнего,
встроенный Wi-Fi для беспроводной загрузки снимков в смартфоны и другие устройства.
Краткие характеристики:
Матрица
X-Trans CMOS II - 16 Мп; 4896x3624; APS-C (23.6х15.6 мм)
Объективы
Системы X-Mount (коэффициент фокусного расстояния 1.5х). На тесте был объектив FUJINON XF 18-55mm F/2.8-4.0 R LM OIS (27–84 экв.мм).
Носитель
Карты памяти SD/SDHC/SDXC
Монитор
3", 920000 точек
Формат файлов
RAW, JPEG; видео – MOV H.264, до 1920x1080 при 60p кадр/с, со звуком (стерео)
Связь
USB, мини-HDMI
Габариты
129 x 75 x 37 мм (данные производителя, корпус без выступающих частей, без объектива)
Положение в линейке
Fujifilm X-M1 – Fujifilm X-E2 – Fujifilm X-Pro1
Следуя позиционированию самой компании Fujifilm, мы ставим X-Pro1 в модельном ряду выше, чем X-E2. Однако, на наш взгляд, это не столь уж однозначный момент. Конечно, именно X-Pro1 задал высокую планку для топовых камер Fujifilm X, у него есть уникальная технология гибридного видоискателя (причем он единственный использует сменные зум-объективы; другие модели Х100 и X100S, оснащенные гибридным видоискателем, имеют несменный фикс-объектив). С другой же стороны, X-E2 оснащен новой матрицей со встроенными датчиками гибридного автофокуса, обладает более высоким быстродействием, да и по некоторым другим параметрам превосходит X-Pro1.
Вообще говоря, в течение последних трех с небольшим лет компания Fujifilm очень активно развивала свою топовую линейку камер X, так что немудрено и запутаться в названиях моделей. Мы свели для наглядности информацию о моделях Fujifilm X в единую таблицу.
Модель
Дата
анонса
Тип
камеры
Объектив
Формат
матрицы
Тип
матрицы
Гибрид-ный АФ
Видо-
искатель
X100
2010 сен
Компакт
с крупной матрицей
Несменный
фикс
APS-C
12 Мп
CMOS
Нет
Гибрид-
ный
X10
2011 сен
Компакт
Несменный
зум
2/3"
12 Мп
EXR
CMOS
Нет
Оптичес-
кий
X-S1
2011 ноя
Бридж
(псевдо-
зеркалка)
Несменный
ультразум
2/3"
12 Мп
EXR
CMOS
Нет
Электрон-
ный
X-Pro1
2012 янв
Псевдо-
дальномерная
Сменные
APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS
Нет
Гибрид-
ный
X-E1
2012 сен
Псевдо-
дальномерная
Сменные
APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS
Нет
Электрон-
ный
XF1
2012 сен
Компакт
Несменный
зум
2/3"
12 Мп
EXR
CMOS
Нет
Нет
X100S
2013 янв
Компакт
с крупной
матрицей
Несменный
фикс
APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS II
Да
Гибрид-
ный
X20
2013 янв
Компакт
Несменный
зум
2/3"
12 Мп
X-Trans
CMOS II
Да
Оптичес-
кий (с наложением)
X-M1
2013
июн
Компакт
с крупной матрицей
Сменные
APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS
Нет
Нет
X-E2
2013
окт
Псевдо-
дальномерная
Сменные
APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS II
Да
Электрон-
ный
Важнейшее отличие Fujifilm X-E2 от модели X-E1, которой она пришла на смену – это матрица второго поколения X-Trans CMOS II, впервые примененная в модели X100S. Она имеет встроенные датчики фазового автофокуса, которые позволяют реализовать гибридную систему автофокусировки, с элементами как контрастного автофокуса, по картинке с матрицы, так и фазового – с использованием информации от тех самых фазочувствительных датчиков. В результате скорость автофокуса у последних моделей Fujifilm X действительно заметно возросла.
Хотя X-E2 не предлагает революционных решений, эта камера существенно доработана по сравнению с X-E1, которая и сама уже была прекрасной моделью (см. наш обзор Fujifilm X-E1). По подсчетам разработчиков, в списке улучшений X-E2 более шестидесяти пунктов. Приведем некоторые из них, которые показались нам наиболее значимыми:
Монитор с диагональю 3" (у X-E1 была 2.8").
Расширенный до 3 ступеней диапазон экспокоррекции на диске.
Раздельные кнопки AE-F и AE-L (у X-E1 они были совмещены на одной кнопке).
Четыре программируемые кнопки (вместо одной).
Наличие медленного варианта серийной съемка 3 кадр/сек с автофокусом и отображением живой картинки между кадрами.
В режиме непрерывного автофокуса AF-C можно использовать любую из 49 зон, а не только центральную.
Конфигурируемое Авто-ISO (задается диапазон значений ISO, а также максимальная выдержка).
Три функции помощи при ручной фокусировке (увеличение масштаба, пикинг и разделение изображения).
Расширенный фильтр (эффекты обработки изображения) – у X-E1 их не было.
Запись RAW в 14-битном формате.
Частота обновления в ЭВИ в полумраке теперь 60 кадр/с (была 20 кадр/с).
При серийной съемке кадры нумеруются обычным образом и отображаются раздельно (раньше они группировались в единый массив).
Камера не очень легкая и относительно габаритная, однако ее тяжесть скорее приятна, нежели обременительна. Накладная рукоятка обеспечивает довольно удобный хват, хотя, конечно, не настолько удобный, как фигурная рукоятка хорошей зеркальной камеры.
Трехпозиционный переключатель в правом нижнем углу передней панели позволяет выбрать режим фокусировки – покадровый автофокус S, непрерывный C или ручная фокусировка М.
Вместе с камерой Fujifilm X-E1 у нас на тесте был объектив Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS. Он, как и другие объективы Fujinon XF, имеют диафрагменное кольцо, однако оно управляет диафрагмой несколько иначе, чем фиксы Fujinon XF. Кольцо не механическое в прямом смысле – то есть, поворотом кольца мы даем команду электронике камеры использовать некое значение диафрагмы в момент снимка, а не впрямую управляем лепестками диафрагмы, как в «истинно механическом» случае.
На оправе фикс-объективов нанесены диафрагменные числа, и мы видим конкретное значение диафрагмы, которое у нас задано в тот или иной момент. Кроме того, на краю диапазона имеется красная буква «А»; если совместить ее с риской, то ручное управление диафрагмой отключается, и мы выходим из режима приоритета диафрагмы.
А у зум-объектива XF 18-55/2.8-4.0 система не такая.
Во-первых, угловое положение диафрагменного кольца (оно самое близкое к камере из трех, правое на этой иллюстрации; среднее – трансфокатор, а левое – ручная фокусировка) не привязано жестко к определенным значениям диафрагмы. Вращая кольцо, мы отдаем команду лишь на изменение диафрагмы, но какое именно при этом установится значение – видно только на мониторе камеры (или в видоискателе). К сожалению, такой метод на практике оказывается менее наглядным, чем при использовании фиксов XF, с которыми весь интерфейс получается предельно "механическим", когда мы сразу видим установленные значения трех экспопараметров (выдержки, диафрагмы и экспокоррекции) по положению соответствующих дисков.
Для выхода из режима приоритета диафрагмы у объектива 18-55 используется отдельный переключатель. Пиктограмма диафрагмы – это режим приоритета диафрагмы (который, вообще-то, традиционно обозначается в фотоиндустрии буквой А), а красная буква А символизирует передачу функции управления диафрагмой [А]втоматике камеры. Да, некоторая путаница с буквой А здесь прослеживается.
В правой части верхней панели (см. далее) имеется скопление механических органов управления. Прежде всего, это диск установки выдержки. Логика его совместной работы с переключателем на объективе (или с диафрагменным кольцом в случае фиксов) проста и удобна. Если вы установите и диафрагму, и выдержку вручную – разумеется, это будет ручной режим М. Если поставите диск выдержек в положение [А]вто, то автоматически перейдете в режим приоритета диафрагмы (активным органом управления окажется диафрагменное кольцо на объективе). И наоборот, если поставите на [А]втомат переключатель на объективе (или кольцо диафрагм), то будете работать в режиме приоритета выдержки и устанавливать значение, вращая диск выдержек. Наконец, если и там, и там выберете положение [А]вто, то получится режим программного автомата Р.
Рычажок включения питания располагается вокруг кнопки спуска. Сама кнопка имеет резьбу для подсоединения традиционного механического тросика. Правее – программируемая кнопка Fn (я по большей части назначал на нее значение ISO, но есть еще дюжина вариантов, о них дальше). Рядом, под большим пальцем – диск экспокоррекции.
Переходим на заднюю панель. Хотя расположение органов управления осталось прежним (конструктив сохранили), функциональность их изменилась, частично они поменялись местами.
Кнопка VIEW/MODE, задающая режим переключения между монитором и ЭВИ, ушла в меню (и слава богу). Совмещенная кнопка фиксации автофокуса и экспозамера разделилась на две. Поменяла место кнопка вызова меню быстрого доступа Q (на мой взгляд, стало менее удобно; тянуться до кнопки Q приходится дальше, а я нажимаю ее все же чаще, чем AE-L). Также мне не очень по душе расположение кнопки выбора зоны автофокуса AF на нижней клавише навипада; возможно, лучше было бы сделать ее поближе к большому пальцу, на верхней клавише, которое занято включением режима MACRO, практически бесполезного на камере со сменными объективами, где возможность реальной макросъемки определяется в первую очередь установленным объективом.
У Fujifilm X-E2 программируются целых четыре кнопки. Это, очевидно, Fn1 (на верхней панели, возле указательного пальца) и Fn2 (на задней панели), а также кнопки AE и AF. Опять же, довольно странно, что не сделали программируемой как раз-таки кнопку MACRO. Зато очень удобно, что для переназначения функций не обязательно погружаться в меню, достаточно любую из этих кнопок удерживать нажатой более секунды.