Традиционно для компактов Canon PowerShot, присутствуют две системы меню. Во-первых, экранное меню быстрого доступа, которое отображается поверх изображения при нажатии кнопки FUNC.SET. Слева в столбик выводятся параметры, внизу в строку разворачиваются их возможные значения, а центре экрана еще и отображаются подсказки с пояснениями.
Среди вариантов баланса белого есть установка По образцу, что практически обязательно для аппарата такого уровня.
Кроме того, имеется подстройка цветопередачи по двум координатам. Подстройка одна, общая для всех пресетов. Вообще-то, подход несколько неожиданный. Обычно уж если делают подстройку ББ, то для каждого пресета независимо, что соответствует здравому смыслу – допустим, аппарат может прекрасно отрабатывать на Авто-ББ, а на пресете Пасмурно давать желтый оттенок; в таком случае нужно и подстраивать исключительно пресет Пасмурно.
Цветовые режимы, или схемы (которые здесь почему-то названы туманным термином «Отключаемые эффекты» – в оригинале My Colors) присутствуют в большом количестве. Это увеличение и уменьшение насыщенности, монохромные схемы (сепия и черно-белое изображение), имитация слайда, осветление и затемнение тона кожи, усиление красных-синих-зеленых цветов. Наконец, возможно создание пользовательской схемы, с подстройкой изображения по параметрам контраст, резкость, насыщенность, красный-синий-зеленый каналы и тон кожи.
В ранних моделях PowerShot к цветовым схемам относили еще два специфических режима, которые теперь размещаются среди сюжетных программ. Это Акцентирование цветом и Замена цвета. В режиме Акцентирование цветом ты сначала выбираешь нужный тебе цвет, наводя небольшую рамку на соответствующую часть кадра. В примере на иллюстрации «Акцентирование цветом 1» выбран красно-коричневый (точнее, бледно-карминный) цвет ковровой дорожки. Далее, когда делаешь кадр, камера сохраняет на снимке только этот цвет (конечно, с неким допуском), а все остальное изображение становится черно-белым. Можно получать различные художественные эффекты, вроде красного зонтика на фоне черно-белой дождливой улицы.
В режиме Замена цвета аналогичным образом задаешь два цвета, и камера осуществляет их подмену. Можно получить красную траву, зеленое небо, синюю пожарную машину и т.д.
Помимо традиционного брекетинга по экспозиции (при котором делаются три кадра с вилкой до плюс-минус двух ступеней экспокоррекции), есть брекетинг по фокусу. Он работает при ручной фокусировке – камера при однократном нажатии кнопки спуска делает три кадра, добавляя к текущему положению еще два кадра, ближе и дальше от плоскости фокусировки. Шаг фокусировочной вилки также регулируется.
Включение нейтрального фильтра позволит восьмикратно увеличить необходимую выдержку, что пригодится в первую очередь любителям пейзажной съемки, например, для получения эффекта молочно-размазанной воды в горной речке.
Есть и возможность корректировать мощность вспышки.
Помимо обычной съемки одиночными кадрами, можно включать серийную съемку, при которой камера делает снимки друг за другом, пока кнопка спуска удерживается нажатой. Серийная съемка доступна в двух вариантах – в первом случае автофокус срабатывает перед первым кадром и далее фокусировка остается неизменной, во втором случае автофокусировка производится перед каждым кадром.
Покадровая съемка не слишком быстрая. Сделать междукадровый интервал меньше, чем две с половиной секунды, не удается. Положительный момент – камера допускает нажатие кнопки спуска затвора до того, как закончится обработка и сохранение предыдущего кадра. То есть, если ты нажал кнопку спуска «раньше, чем нужно», то камера-таки сделает кадр – после того, как расправится с предыдущим. Очень многие камеры работают не так – у них, если кнопка спуска нажата «рано», то камера это нажатие проигнорирует и кадра сделано не будет.
Скорость серийной съемки лишь слегка превышает 1 кадр/сек. Прямо скажем, это очень медленно – особенно с учетом того, что мощность процессора от модели к модели возрастает, а в данном конкретном случае (при переходе от G10 к G11) еще и количество мегапикселей уменьшилось почти в полтора раза. Казалось бы, серийная съемка должна стать очень быстрой, но нет. Остается предположить, что вся процессорная мощность уходит на формирование более качественного изображения – в конечном счете, наверное, это важнее.
Работа автофокуса еще сильнее замедляет серийную съемку – частота кадров падает до 0.7–0.8 кадров в секунду (междукадровый интервал порядка 1.3–1.4 сек).
Последний пункт экранного меню быстрого доступа – задание разрешения снимка и степени сжатия JPEG. Варианты разрешения – 10, 6, 4, 2, 0.3 Мп и широкоформатный вариант 7 Мп (3649х2048). Кроме того, имеется возможность съемки в формате RAW. Будет ли к нему добавляться второй кадр, формата JPEG (в единственном варианте "Large хорошего качества") – определяется флажком в меню: "RAW+Large JPEG".
Что касается качества JPEG, то разработчики оставили только два варианта степени сжатия – Хорошо и Нормально (Fine и Normal). В большинстве моделей линейки G их было три, но теперь варианта SuperFine (Отлично) нет. Такой подход можно, скрепя сердце, назвать разумным – разницу между SuperFine и Fine на глаз заметить нереально, она может проявиться в случае интенсивной пост-обработки снимка на компьютере, однако тот, кто занимается обработкой всерьез, скорее всего, и снимать будет в RAW, ведь именно этот формат потенциально позволяет полчить максимально высокое качество снимков. Зато такой подход позволяет экономить память – при съемке в JPEG’е размер файла не превышает 4 МБ.
Вторая система меню в аппарате PowerShot G11 – обычное внутрикамерное меню, которое включается кнопкой MENU. Визирование по монитору при этом отключается – ты уже не видишь, что снимаешь, в отличие от экранного меню быстрого доступа, а полностью погружаешься в меню. Те настройки, которые есть в экранном меню, здесь уже не повторяются – и правильно, в результате внутрикамерное меню не становится перегруженным.
Пункты внутрикамерного меню определяют логику работы камеры в различных режимах. Например, если включить функцию "зум точки автофокуса", то в момент срабатывания АФ соответствующая зона отобразится на экране увеличенной. Оптический стабилизатор может быть выключен, включен непрерывно, включен в режиме "панорамы" (для съемки с проводкой), или только в момент съемки (что сберегает аккумуляторы). Среди режимов автофокуса есть Определение лиц, а функция «Непрерывный автофокус» призвана ускорить работу автофокуса (ценой повышенного расхода энергии аккумулятора).
Функция i-Contrast (интеллектуальный контраст) оптимизирует изображение, высветляя и прорисовывая глубокие тени (см. иллюстрацию ниже). Включать i-Contrast следует с осторожностью, поскольку в случаях, когда изображение в кадре само по себе не слишком контрастное и корректировать его не нужно, функция i-Contrast может сформировать вялое, малоконтрастное изображение, то есть, фактически эффект от ее включения окажется негативным. Не зря по умолчанию i-Contrast отключен – и я советую его включать только в тех случаях, когда результат при обычной съемки оказывается неудовлетворительным.
Режимы отображения информации на мониторе можно настраивать. Расставляя галочки, ты сам определяешь, какие из элементов информации выводятся в каждом из двух вариантов работы монитора. Есть еще третий вариант – монитор отключен, пользуешься оптическим видоискателем, что, опять же, помогает продлить время работы на одном заряде аккумулятора.
Замечательная особенность меню – наличие полностью конфигурируемой страницы, названной Мое Меню. Можно выбрать те функции и пункты меню, которые используются наиболее часто, отсортировать их по желанию, а дальше, вызывая Мое Меню, получать к ним максимально быстрый доступ.
Сначала ты выбираешь нужные пункты (до пяти штук из полного списка в двадцать четыре пункта), далее их можно сортировать (изменять порядок следования), а если установить флажок «Показывать по умолчанию», то будешь при нажатии кнопки MENU попадать сразу на страницу Мое Меню.