Базовые режимы съемки переключаются диском режимов. Имеется программный режим P, приоритет выдержки Tv, приоритет диафрагмы Av и ручная установка экспопары М.
В режимах Tv и Av на экране появляется симпатичная аналоговая шкала, и соответствующий параметр (выдержку или диафрагму) изменяешь, вращая кольцо управления. Зона возможных значений при этом выделена черным цветом, недоступные значения – серым.
В режиме М в правой части экрана отображается вертикальная шкала экспонометра, а переключение между выдержкой и диафрагмой осуществляется кнопкой типа экспозамера.
Во всех четырех режимах P-Tv-Av-M кнопка, помеченная звездочкой, дает дополнительное удобство при установке экспопараметров, повышая наглядность. Когда ее нажимаешь, аналоговая шкала становится «двухэтажной», диафрагма и выдержка отображается друг под другом. При этом в режиме программного автомата Р вращение кольца управления соответствует сдвигу программной линии.
В совокупности с живой гистограммой и «железным» диском экспокоррекции получается мощная система управления экспозицией, быстрая и удобная – настоящий праздник для продвинутых фотографов.
Доступ к Сюжетным программам осуществляется через положение диска SCN. Их семнадцать – Портрет, Пейзаж, Ночная съемка, Дети и домашние животные, Вечеринка, Спорт, Закат, Ночной сюжет (в отличие от Ночной съемки, здесь необходим штатив, поскольку камера стремится использовать минимальное ISO и, соответственно, выдержка сильно удлиняется), Фейерверк, Пляж, Под водой, Аквариум, Листва, Снег, Акцентирование цветом, Замена цвета и Панорама. Сюжетные программы перебираются вращением кольца управления, при этом на экране отображается соответствующая пиктограмма и название сюжета, а если в меню включена опция Подсказки, то вслед за этим появляется и краткое описание сюжета.
На самом деле, использование сюжетных программ не всегда дает оптимальный результат. Следующий пример иллюстрирует работу сюжета Снег.
Когда в кадре много снега, то при обычной автоматической работе в режиме Р картинка визуально воспринимается как темноватая. Экспоавтоматика не знает, что в кадре снег, и стремится привести яркость к значению, принятому за «средне-стандартное» (обычно к 18-процентному серому). Однако на самом-то деле снег – весьма яркий объект, и чтобы мы воспринимали картинку нормально, она должна быть, с точки зрения камеры, более светлой.
При включении сюжета Снег камера так и действует – увеличивает экспозицию. Светлые области получаются пересвеченными (см. иллюстрацию – крыша сливается с небом), фактура снега во многих случаях не прорисовывается, на снегу появляются однородно-белые пятна. В обычном режиме Р результат гораздо лучше.
Отдельным положением на диск вынесен режим, который иногда размещают среди сюжетных программ. По сути это возможность использования сверхвысоких значений ISO с одновременным снижением разрешения. В данном случае режим называется «Недостаточная освещенность», чувствительность может доходить до ISO12800, а разрешение кадра ограничено 2.5 мегапикселями.
Неожиданным образом реализован еще один режим – «Быстрый снимок». При его включении придется использовать оптический видоискатель, поскольку монитор превращается в информационную панель – подобным образом в процессе работы обычно выглядят мониторы зеркальных камер. Кнопкой FUNC.SET можно активизировать эту экранную панель, далее стрелками навипада выбрать нужный параметр, а вращением кольца задать его значение. Автофокус в режиме Быстрого снимка работает непрерывно, что позволяет уменьшить до минимума задержку между нажатием кнопки затвора и получением снимка (по-видимому, в совокупности с отсутствием необходимости обновлять картинку на мониторе в реальном времени).
В последнее время наблюдается повсеместное внедрение в цифровые фотоаппараты не просто функции видеосъемки, но видеосъемки в высоком разрешении. Гордую строчку «HD-видео» можно увидеть в спецификации как многих компактов, так и зеркальных камер. Однако у Canon G11 видеосъемка ведется в обычном VGA формате – разрешение 640х480 (или 320х240) пикселей, частота кадров 30 в секунду, звук монофонический. Можно включать фильтр подавления шума ветра, а также режимы Акцентирование цветом и Замена цветом. Оптический зум во время видеосъемки отключается.
Два положения диска обозначены как C1 и C2 – это Пользовательские режимы. Текущие установки параметров можно сохранять в соответствующем пункте меню, а в дальнейшем восстанавливать их все разом – одним поворотом диска.
Наконец, имеется упрощенный режим AUTO, в котором регулируются лишь немногие параметры (в первую очередь разрешение кадра, таймер автоспуска и экспокоррекция), а более сложные параметры становятся недоступными, и даже диск ISO перестает управлять чувствительностью.
Для тех, кто в фотографии чувствует себя новичком, продемонстрируем, что означает на практике пятикратный диапазон зума. Верхний кадр сделан в максимально широком положении зума (28 экв.мм), нижний – «в максимальном приближении», то есть, в крайнем телеположении зума (140 экв.мм).