Портретная фотография, это один из самых популярных жанров. Для фотографа это не только возможность показать свое видение и сделать глубокие психологические снимки, но и нередко, возможность получить дополнительный заработок. Профессионально снятые портреты используются в резюме, афишах, на сайтах и даже на фото стоках. Кроме того, это один из базовых навыков, которые обязательны для любого фотографа.
Но даже если вы умеете снимать портреты, высока вероятность того, что рано или поздно вы столкнетесь с творческим кризисом, и потребуется посмотреть на свое искусство свежим взглядом. Для этого порой неплохо вернуться к основам мастерства, к давно забытым первым урокам и популярным приемам. Так что не переживайте, даже если новые идеи приходят с трудом, у нас есть несколько полезных рекомендаций. А в первую очередь, мы хотим рассказать о том, как принято снимать портреты и какие приемы никогда не устаревают. Так что новички, этот материал как раз для вас.
Источник: YouTube
Длинный фокус для широких возможностей
Многие фотографы скажут вам практически сразу, что 50мм объектив — это мастхэв для того, кто хочет снимать портреты. В то же время, у этого популярного мнения есть обратная сторона — все фотографии дают практически один и тот же фокус и знакомую, даже приевшуюся перспективу. То же самое, что видит наш глаз в стандартной обстановке. Так что, для того, чтобы создать неординарное фото, которое может стать неожиданным и интересным, 50мм объективов как раз стоит избегать. Можно попробовать разнообразить длину фокуса, например взять 200 мм или 85 мм. Это даст вам интересный кадр, и особую специфику, которую не удастся получить с помощью стандартного портретника. Меньшее искажение, которое дает такой объектив позволяет получить более привлекательные визуально результаты. А если вы еще и снимать будете издалека, то есть с большим фокусным расстоянием, вам удастся получить фон, который смело можно назвать драматичным. Боке будет будто бы ближе к объекту. Единственная сложность, которая вас ждет — затруднительное взаимодействие с моделью, но оно того стоит. Вы вполне можете говорить громче, если того позволяет обстановка или общаться знаками.
Попробуйте новые ракурсы
Стандартный портретный угол съемки — это уровень глаз. Мы все привыкли к тому, что все фотографы наперебой советуют именно такой ракурс, утверждая, что зрителю обязательно иметь визуальный контакт с моделью. Но это далеко не всегда правда. Иногда интересный кадр удается снять, когда вы снимаете сверху или снизу. Визуального контакта может не получиться, но вы сможете например, заснять опущенные ресницы, или интересную прическу, что иногда прекрасно вписывается в свадебную фотографию. Фотографии сверху дают более романтичный результат, в то время, как снимая снизу вы можете получить интересный эффект угрозы или надменности. Этот прием нередко применяют при съемке музыкальных групп. Он также дает весьма эффектную перспективу, особенно если снимать непосредственно с уровня ног. Иногда эти ракурсы могут отлично помочь снять фигуру более привлекательно.
Источник: Adorama
Если вспышка, то только внешняя
Портреты практически всегда снимаются со вспышкой. Это один из немногих жанров, где вспышка играет серьезную роль. Однако, использовать ее нужно очень внимательно, не допуская прямого попадания на модель. Вспышка без дополнительных аксессуаров дает слишком резкий и яркий свет, из-за чего лица блестят, глаза становятся красными и т.д. Поэтому вспышку стоит использовать с рассеивателем, если помещением слишком темное или вы снимаете на улице ночью. При этом, лучше всего использовать не встроенную вспышку, а внешнюю. Во-первых, она дает вам динамику света, вы можете развернуть ее в сторону или вверх и использовать с отражателями, во-вторых, ее можно настроить так, чтобы получить максимально выгодную яркость. В целом, грамотно использованная вспышка даст вам тени, которые, в свою очередь, обеспечат объем фотографии. Также она сможет чуть выделить не только персонажей, но и объекты на фоне, если в этом есть необходимость.
Чем больше солнца — тем больше вспышка
Золотые часы длятся всего два часа, поэтому большую часть времени нам приходится снимать в не самых благоприятных условиях. С естественным светом, который желательно использовать для всех фото, эта задача становится особенно сложной, если снимать в середине дня. Но именно в этом случае на пользу может пойти использование дополнительного света. Это может быть портативный студийный свет, но лучше всего использовать 2-4 внешние вспышки для камеры без рассеивателя.
Все это поможет чуть затемнить весь кадр, обеспечив тем самым, более качественную экспозицию. Этот же прием хорошо использовать при съемке пейзажей, но даже в портретных съемках он может дать приятный эффект. Чем ближе вы будете держать вспышку к персонажу на фото, тем он получится светлее, тем самым вы выделите его из фона, а фон будет недоэкспонирован. Такой кадр может выглядеть очень эмоционально, особенно если снимать на побережье и поймать в объектив небо, затянутое облаками.
Источник: Fine Art America
Контровый свет
Поначалу научиться сразу видеть подходящий свет для кадра довольно сложно. Но помните о том, что в каждой ситуации можно найти визуально приятный свет. Как только вы освоите этот навык, вам удастся получить отличные фото и свет будет их центральным моментом. Вы можете использовать искусственный свет от ламп, свет из окна и даже естественное освещение. Среди них особенно эффектно выглядит контровая подсветка, то есть свет, помещенный за объектом так, что подчеркивается контур. Для этого не обязательно использовать внешнюю вспышку, достаточно даже обычной лампочки.
Это позволяет создать на снимке определенную глубину, плюс подчеркнуть и выделить объект из фона.
Прием этот можно использовать на природе, особенно если объектив позволяет получить размытое боке. Эффектно он смотрится и с темным фоном, таким как студийный черный или серый. Подсветку сзади чаще всего придется создавать искусственно, поскольку естественная попадается в крайне редких случаях, но результат определенно вас порадует.
Силуэты и отражения
Портреты не обязательно должны показывать модель целиком, иногда самые впечатляющие настроенческие снимки получаются благодаря силуэтам. Силуэт создает чуть мрачноватую, но загадочную атмосферу. Главная задача — найти яркий источник света, например окно, и поместить его за моделью. Лучше всего снимать профиль или три четверти. Источником же может быть и небо, и лампа и т.д.
Силуэты прекрасно уживаются с отражениями, но поймать отражение в кадр будет несколько сложнее. Не обязательно использовать зеркало, даже не желательно. Лучше всего сработают глянцевые поверхности, такие как полированная столешница, пол, вода (даже в лужах можно поймать невероятно эмоциональный кадр). Ну а если ничего подобного под рукой не находится, то можно создать поверхность искусственно, при помощи листа стекла или пленки. Грамотно разместив поверхность в кадре, вы сможете создать отражение и великолепный контраст. Этот прием часто используется при съемке в жанре лав-стори и в предсвадебных фотографиях.
Источник: Digital Photography School
Съемка сквозь объекты
В портрете совсем не обязательно помещать модель на первый план. Один из распространенных приемов как раз требует помещения постороннего предмета перед тем, кого вы снимаете. Это не только дает кадру глубину, но и помогает оформить кадр, дать ему естественную рамку. Универсальный прием при съемке на улице — снимать сквозь ветки и листву деревьев. Листья на первом плане получаются расфокусированными, но создают визуальный эффект. Это наиболее распространенный способ, но вполне можно испробовать и другие варианты. В зависимости от стиля и жанра портрета, вы можете использовать любые предметы. Они могут быть яркими, чтобы придать изображению цвета. Многие фотографы используют блестящие предметы, такие как праздничные гирлянды. Все сводится только к тому, какой именно портрет вы стремитесь получить. Постарайтесь поймать кадр так, чтобы объекты на переднем плане не перекрывали лица моделей, а в остальном действуйте так, как сочтете нужным.
Солнце — основной источник света
Несмотря на то, что при съемке мы используем различные осветительные приборы, от вспышки до дополнительного света, основным все равно остается естественное освещение, то есть солнце. При этом, фотографы чаще всего стремятся спрятаться от солнца в тень, где проще настроить равномерную экспозицию, а свет не так резок. Это довольно справедливо, поскольку работать с прямыми солнечными лучами сложнее. Однако, сложно не означает невозможно. Солнечный свет можно использовать как основную подсветку для персонажей в кадре. Если выставить экспозицию по тем участкам, которые непосредственно контактируют с солнечным светом, тени станут темнее, а свет визуально подчеркнет моделей. Эту технику можно применять в различных ситуациях и даже в разных жанрах. Она всегда будет давать тот же эффект, но результаты будут зависеть только от вашего воображения.
Кроме того, естественный свет избавит вас от необходимости использовать внешние источники освещения.
Источник: Photography Talk
Свет для видео
Эффектные портреты можно снимать даже ночью, но для этого вам придется использовать специальный свет. И наиболее подходящим вариантом окажется не свет или вспышка для фотографий, а осветительные приборы для видеосъемки. Главное их отличие от фото света в том, что для видео используются лампы постоянного света. Используя их, вы сможете видеть результат прямо через видоискатель или в режиме Live View. Такой лампы достаточно примерно для двух часов съемки, чего будет более чем достаточно для фотосессии. Но результат окажется неожиданным и оригинальным, поскольку не так часто портреты снимаются с абсолютно темным фоном.
Съемка портретов — процесс увлекательный, и включает она не только техническую сторону, но и общение с вашими моделями. Поэтому не забывайте о том, как важно поддерживать хорошее позитивное настроение и создать комфортную атмосферу для того, кого вы снимаете. Самые эмоциональные кадры удаются, когда человек открыт и расслаблен. Создать этот контакт — это первая и основная задача фотографа-портретиста.