Верхняя кнопка задней панели Sony NEX-5R в большинстве ситуаций включает внутрикамерное меню. Иногда она выполняет и другие функции – отмену действия, возврат назад и так далее. Однако во всех случаях эти функции определяются самой камерой, Верхняя кнопка не программируется.
Раздел меню «Фотоаппарат» относительно небольшой. Здесь можно переключать режимы работы затвора, вспышки, выбирать режим фокусировки, настраивать зону автофокуса, включать сенсорный затвор, цифровое увеличение и так далее.
В системе автофокусировки Sony Alpha NEX-5R предусмотрена функция распознавания лиц.
Более того, некоторых людей (скорее всего, это будут ваши близкие друзья и родственники) можно занести в базу данных камеры. Для этого нужно сфотографировать таких людей и зарегистрировать их лица...
...после чего можно задать приоритет распознавания лиц.
Теперь обнаруженные в кадре лица будут выделяться серой рамкой, зарегистрированные в базе лица – фиолетовой рамкой, а самое главное, приоритетное лицо – белой рамкой. Это ранжирование будет использоваться при работе автофокуса и экспоавтоматики камеры.
При включенной функции Срабатывание затвора по улыбке («Smile Shutter») камера не только распознает лица в кадре, но и анализирует их на наличие улыбки. При обнаружении таковой, затвор срабатывает автоматически. Регулируется чувствительность функции (насколько широко надо улыбнуться, чтобы затвор сработал). В левой части экрана появляется шкала с пиковым индикатором, показывающий текущий уровень улыбчивости людей в кадре.
Если говорить об автофокусе Sony Alpha NEX-5R в целом, то можно сделать вывод – да, внедрение гибридной системы автофокусировки, со встроенными в матрицу фазовыми датчиками, пошло на пользу быстродействию. До сих пор скорость автофокуса не была сильным моментом камер NEX, но теперь ситуация существенно улучшилась, хотя и теперь мы не можем сказать, что Sony вырвалась по этому параметру в лидеры.
В большинстве случаев фазовые датчики правильно подсказывают, в каком направлении нужно искать положение точного фокуса, но иногда камера все же определяет его неправильно, и тогда происходит быстрый «прогон» по всему диапазону, вжик-вжик, туда и обратно. Выглядит это очень похоже на поведение зеркальной камеры (с фазовым же автофокусом), когда она ищет фокус аналогичным образом.
В разделе меню «Размер изображения» задается разрешение снимка при фотосъемке (полные 16 Мп, 8Мп и 4 Мп), соотношение сторон кадра (3:2 или 16:9), варианты использования форматов RAW и JPEG, степень сжатия JPEG. Здесь же задаются параметры панорамных снимков, а также видеосъемки.
Две функции Sony NEX-5R – DRO и HDR – относятся к оптимизации динамического диапазона, то есть способности камеры в одном снимке прорисовать как самые яркие, так и темные участки. Функция DRO программно улучшает прорисовку проблемных участков, высветляет и лучше прорабатывает тени.
При работе функции HDR (High Dynamic Range) камера делает подряд три быстрых кадра с разными экспопараметрами, после чего, на несколько секунд задумавшись, складывает их в один готовый снимок с расширенным динамическим диапазоном.
Отличная функция, которую мы уже видели в системе фокусировки нескольких камер Sony NEX – выделение контуров. При ее включении те фрагменты изображения, которые попадают в фокус, окаймляются цветными контурами.
В меню можно выбрать цвет этих контуров (Белый, Красный, Желтый), а также их интенсивность (Высокий, Средний, Низкий, Выключено).
Выделение контуров очень помогает при ручной фокусировке, а также, что особенно здорово, работает при видеосъемке.
В нашем примере функция выделила вообще все контрастные контуры – потому что для создания иллюстраций использовался не реальный пейзаж, а пересъемка с экрана телевизора.
МЕНЮ НАСТРОЕК
«Настройка» – последний и самый объемный раздел внутрикамерного меню, в нем около полусотни пунктов. К счастью, почти все они относятся к базовому конфигурированию камеры, поэтому вряд ли вам понадобится частое обращение к этому разделу.
Поскольку одна из отличительных особенностей NEX-5R – монитор, который можно поднять вверх на 180 градусов, обратив его в сторону объекта съемки – логично появление меню пункта «Автоспуск автопортрета». Когда вы поднимаете монитор таким образом, автоматически включается трехсекундная задержка после нажатия на кнопку спуска.
В Sony Alpha NEX-5R предусмотрена регулировка интенсивности шумоподавления (пункт «ШП высокого ISO»). Правда, варианта всего два – низкая и нормальная. Как эта настройка влияет на структуру изображения, посмотрим в разделе Качество снимков - натюрморт, шумы.
Программно корректируются три типа оптических искажений – Виньетирование (затемнение углов кадра), Хроматические аберрации (цветные оконтуривания контрастных объектов) и Дисторсия (геометрические искривления – бочка и подушка).
На экране в момент съемки эффект от коррекции еще не виден, вы можете наглядно наблюдать бочкообразные искажения на широком угле (кстати, весьма существенные) и подушку в телеположениях зума – но когда кадр сделан, искривленные линии уже оказываются выпрямленными.
Появление в системе NEX переходника LA-EA2 сделало возможным подключение «неродных» объективов, и поэтому в камерах NEX, начиная с модели NEX-5N, появилась микрорегулировка автофокуса под разные объективы.
Пункт меню настроек «Уменьшение шума ветра» относится, понятное дело, к записи звука при видеосъемке.
В меню можно включать (а точнее, отключать, ибо изначально оно включено) «Справочное руководство» – показ на экране кратких пояснений по сути выбираемых в данный момент параметров и пунктов меню. Иногда они полезны, иногда поясняют очевидные вещи, например, к пункту «Яркость ЖКД» дается пояснение «Настройка яркости ЖК-монитора».
Кстати, пункт «Яркость ЖКД» позволяет не только подстроить яркость экрана вручную, но и включить вариант «Солнечная погода». Яркость монитора при этом увеличивается многократно, и картинка становится прекрасно различимой в самый солнечный день, без натяжек и преувеличений. Полезная и весьма редкая функция. Правда, и аккумулятор в этом режиме разряжается ощутимо быстрее.
В этом обзоре все скриншоты сделаны в белой цветовой схеме интерфейса, но в меню есть возможность включить и альтернативные схемы – черную, голубую и розовую (две последних я бы скорее назвал синей и малиновой).
РЕЖИМ ПРОСМОТРА
Как и при съемке, клавиша навипада Вверх (DISP) в режиме просмотра переключает варианты отображения информации на мониторе. Их три – чистое изображение, краткие параметры съемки и подробные параметры, где, в частности, отображается фокусное расстояние объектива, а если баланс белого был задан по образцу, то указывается цветовая температура, определенная автоматикой камеры – например, 4200 Кельвинов.
Чтобы увеличить изображение, нужно нажать центральную кнопку навипада «Увеличить», после чего можно регулировать масштаб вращением кольца навипада. В углу экрана при этом отображается весь кадр, на котором красной рамкой помечена просматриваемая зона. Клавишами навипада можно двигать ее по полю.
Чтобы посмотреть группу снимков в уменьшенном масштабе, нажимаем клавишу навипада Вниз. Может выводиться матрица из 6 или 12 кадров. Чтобы задать это количество, нужно войти в меню, и там, в разделе Воспроизведение, выбрать пункт Индексное изображение, а в нем указать способ отображения – 6 или 12 кадров.
Очень неудобная, на наш взгляд, особенность режима просмотра в камерах Sony NEX, в том числе и NEX-5R – разделение фотоснимков и видеороликов. Можно смотреть либо фотоматериалы, либо видео. Чтобы переключиться между ними, нужно лезть в меню.
Более того, поскольку имеется возможность снимать видео в разных форматах (MP4 и AVCHD), то к соответствующим роликам доступ также раздельный.
Как правило, это неудобно. Ведь снимаем мы в хронологическом порядке – гуляем, путешествуем, делаем снимки, в какой-то момент сняли видеоролик. Во время просмотра логично ожидать повторения этого порядка событий – но нет, материалы разнесены в разные разделы в соответствии с форматами файлов.
Может быть, разработчикам стоило бы добавить в меню четвертый пункт – просмотр всего материала по порядку, как он был отснят?..