Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Sony Cyber-shot DSC-RX10



Дизайн и управление

Дизайну фотокамер нынче уделяется самое пристальное внимание, ведь это тот последний рубеж, за которым отстаивается право на жизнь фотоаппарата как самостоятельного устройства и который, между прочим, отличает профессиональный инструмент от любительского, ибо позволяет реализовать весь потенциал фотографии, как самостоятельного вида искусства. Если вдуматься, то именно эргономика камеры способна в разы повысить выход годных, интересных кадров. Даже не скорость автофокуса! Заметьте, у смартфонных камер с фиксированным фокусом (то есть, гиперфокал от 50 см) скорость автофокуса просто абсолютно мгновенна! А вот неуклюжая эргономика сенсорных элементов управления не позволяет снимать яркие и уникальные моменты. Останавливать мгновения. Так что в этом обзоре эргономике Sony RX10 я намерен уделить самое пристальное внимание.

Однако, от привычного и занудного описания кнопок и рычажков воздержусь — надоело! И читать, и писать. Рассказывать буду лишь о том, что так или иначе влияет на процесс съемки и чего нельзя понять/почувствовать из фотографий внешнего вида камеры.

Итак, взяв Sony RX-10 в руки сразу ощущаешь - «вещь»!

Ее масса больше массы, пожалуй, любой зеркалки начального уровня. Габариты такие же. Но в отличие от зеркалки с китовым объективом, пропорции несколько иные — тут самым крупным элементом смотрится объектив. Передняя линза внушительных размеров. Штатная крышка в меру хороша - держится крепко и в кофре самопроизвольно не слетает, при необходимости снимается легко, но... не имеет проушины для шнурка, которым ее можно было бы прикрепить к корпусу камеры. Объектив-то не съемный, а значит, вполне разумной была бы привязка крышки к корпусу камеры. И такая мелочь здорово могла бы повысить оперативность работы с камерой: отщелкнул крышку и бросил ее. Забыл о ней (все равно ведь не потеряется!) и сразу начал снимать.

Резьба под светофильтр — 62 мм. Его, осмелюсь посоветовать, стоит приобрести сразу же, дабы уберечь несъемный объектив от брызг, пыли, царапин и отпечатков пальцев. И, забегая вперед, скажу, что на качестве фильтра экономить не стоит, дабы не подпортить характеристики столь высококлассного оптического прибора, которым является объектив Sony RX 10.

На потертостях, с которыми мне досталась тестовая камера, четко видно, что многие детали корпуса объектива изготовлены из металла. Из металла выполнено кольцо с резьбой под светофильтр и предназначенное для крепления бленды. Выезжающий тубус с разметкой фокусных расстояний — пластиковый.

На корпусе объектива размещены три элемента управления:

  • Широкое рифленое кольцо, которое в автофокусных режимах отвечает за трансфокацию, а в режимах ручного фокуса — за фокусировку.
Вращение кольца плавное. Сильно задемпфированное — как будто оно погружено в очень вязкую жидкость.
Кольцо это полностью «электронное», то есть, не имеет жесткой механической связи с оптическими элементами объектива. Скорость трансфокации не зависит от скорости вращения кольца и это, на мой взгляд, существенный эргономический просчет, который, опять-таки, здорово снижает репортажный потенциал камеры. Лично я не один интересный кадр упустил из-за этого. Так что тут Sony RX10 проигрывает даже зеркалке начального уровня.

Вообще, на поверку, в этом элементе не обнаружилось никакого смысла, ибо традиционный рычажок трансфоркатора, который у этой камеры есть, делает все то же самое, ручная фокусировка этой камере практически не нужна, а других функций (кроме вышеназванных) на кольцо не назначить.

  • Кольцо установки диафрагменного числа. Ну что тут скажешь? Это звезда среди всех элементов управления рассматриваемой камеры. Тоже не безупречная, правда.


Ширины этого кольца могло бы быть и поболе, а самое главное, фрикционные насечки лучше было бы нанести не в угоду разметке — «с боков наискосок» (если отталкиваться от полностью открытого положения), а именно в угоду эргономике удержания. В текущем же состоянии при удерживании камеры левой рукой снизу под объектив, средний палец руки, удерживающей объектив, во время прокручивания кольца диафрагмы упирается в пальцы руки правой, удерживающей камеру за традиционный «зеркалочный» хват.

  • Движковый переключатель режимов работы кольца диафрагмы — плавного или ступенчатого.


Переключатель не имеет четких фиксаторов граничных положений, а потому иногда непроизвольно переключался мной из положения «Щелчки ВКЛ» в положение «Щелчки ВЫКЛ».

Внутри объектива, надо полагать, все устроено самым наилучшим образом. Почти. Начнем с хорошего.

Во-первых, он очень тихий во всех своих режимах. Во время видеозаписи звуков практически не издает.

Во-вторых, он достаточно быстр, чтобы отрабатывать команды системы автофокусировки и не раздражать своего владельца медлительностью фокусировочных реакций, хотя и проигрывает, как мне кажется, по этому параметру системам Nikon 1 и Микро 4/3. Но это субъективное наблюдение. Целенаправленных тестов скорости автофокусировки я не проводил.

В третьих, и это главное, он дает прекрасную картинку.

Думаю, не буду далек от истины, если скажу, что «рисунок объектива» в большей степени определяется характером и формой кружков нерезкости. Так вот, они у оптического прибора фирмы Zeiss, как мне кажется, очень интересные. Например, вот такие:

200 mm, 1/500, f/3.5, ISO 125

Следующая иллюстрация - кроп из предыдущего снимка (не 100%):

200 mm, 1/500, f/3.5, ISO 125

Или вот такие:

200 mm, 1/200, f/3.2, ISO 80

Следующая иллюстрация - кроп из предыдущего снимка (на этот раз 100%): 

200 mm, 1/200, f/3.2, ISO 80

Красивое-то оно может и красивое (размытие заднего плана), да только мало его совсем. Благодаря отнюдь не рекордно большому размеру матрицы и далеко не рекордной светосиле объектива при обычных фокусных расстояниях. На слегка прикрытой диафрагме (ну не снимать же все на свете с полностью открытой f/2.8!?) в поясных портретах удается получить размытие примерно такого уровня:



200 мм, 1/100, f/3.5, ISO 320 (сконвертировано из RAW)

А для крупных планов такого:


200 мм, 1/1250, f/4.0, ISO 125

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в поисках «звенящей» резкости увеличивать диафрагменное число вовсе и не обязательно, ибо объектив демонстрирует очень высокую резкость, которая почти не падает с открыванием диафрагмы.

К самой диафрагме, однако, довольно много претензий.

Во-первых, неплохо бы ей открываться пошире. Пусть и ценой непостоянной светосилы на всем диапазоне фокусных расстояний. Начиналась бы светосила хотя бы с f/1.8, лучше бы размывался фон, меньше были бы ISO при съемке в условиях недостаточного освещения на нормальных фокусных расстояниях. Тут претензия, конечно же, не к самому механизму диафрагмы, а вообще к конструкции объектива, но от этого не легче.

Во-вторых, есть камушек в огород и самого устройства диафрагмы. Негоже ей выполнять функции затвора. Из такой работы по совместительству следует несколько слишком заметных ограничений, которые никак не вяжутся с ценовым сегментом, в котором выступает Sony RX 10.

Прежде всего это минимально доступная выдержка при открытой диафрагме — 1/1600. Этого совершенно не хватает в летний солнечный полдень (скажите: «Неча в нережимное время снимать?»). Разработчики попытались решить эту проблему с помощью встроенного фильтра нейтральной плотности, который, к тому же имеет автоматический режим управления (редкость и заметный плюс!). Но в полной мере это не компенсирует вышеперечисленного недостатка. Допустим, вы включили автоматическое управление ND фильтром. Снимаете в тени динамичный сюжет на короткой выдержке 1/1600. Благо, света предостаточно. Фильтр выключен. Но как только вы выскакиваете на открытый участок, фильтр включается и выдержка сразу падает до 1/200 — 1/400, что уже слишком длинно для ваших целей (сюрприз!). Если вы зафиксируете выдержку, то будет «прыгать» ISO или диафрагма, что снабдит ваши снимки изрядной долей непредсказуемости результата. Насколько проще все могло бы быть, имей Sony RX10 нормальный затвор со стабильной минимальной выдержкой 1/4000. А еще лучше предоставить пользователю на выбор затвор электронный, для которого минимальная выдержка и вовсе может быть 1/16000. Так что тут у конкурирующих собратьев по размеру матрицы (Nikon 1 и Samsung NX mini) явное преимущество.

Далеко не самое положительное влияние оказывает такая конструкция затвора и на скорость синхронизации камеры с внешней вспышкой.

На лицевой панели камеры помимо объектива находится лампа подсветки автофокуса — обычный оранжевый светодиод без проецирования каких-либо изысков типа, решеток или лазерных линеек (чем ранее увлекалась Sony). Про подсветку автофокуса можно сказать лишь то, что даже в условиях недостаточного освещения включается она крайне неохотно и потому совсем не привлекает к владельцу этой камеры излишнего внимания, что ценно, если вы снимаете репортаж в неярко освещенном помещении (естественно, в настройках камеры вспомогательную подсветку автофокуса вы можете и совсем отключить). Вкупе с 200 мм фокусного расстояния и прекрасной светосилой в предельном телеположении, а также почти бесшумным затвором, это делает Sony RX 10 хорошо подходящей для незаметной фотосъемки. Вот некоторые кадры, имитирующих неявную фотосъемку в московском метро:


100 mm, 1/100, f/2.8, ISO 640 (камерный JPEG)



100 mm, 1/100, f/2.8, ISO 640 (конвертация из RAW)



КРОП (не 100%): 100 mm, 1/100, f/2.8, ISO 640 (конвертация из RAW)



140 mm, 1/100, f/2.8, ISO 1600 (камерный JPEG)



140 mm, 1/100, f/2.8, ISO 1600 (конвертация из RAW)



КРОП (100%): 140 mm, 1/100, f/2.8, ISO 1600 (камерный JPEG)



135 mm, 1/80, f/2.8, ISO 1600 (камерный JPEG)



135 mm, 1/80, f/2.8, ISO 1600 (конвертация из RAW)


Как не сфотографировать при случае коллегу?


117 mm, 1/100, f/2.8, ISO 1600 (камерный JPEG)



117 mm, 1/100, f/2.8, ISO 1600 (конвертация из RAW)



200 mm, 1/125, f/2.8, ISO 2000



КРОП (50%): 200 mm, 1/125, f/2.8, ISO 2000


Важнейшие элемент управления, располагающийся на фронтальной стороне камеры - переключатель режимов фокусировки.



Он имеет четыре положения, позволяющие оперативно выбрать:

  • S – покадровую автофокусировку;
  • C – следящую автофокусировку;
  • DMF – ручную фокусировку, с привлечением помощи автофокуса.

В этом режиме при повороте кольца фокусировки на объективе зона фокусировки не увеличивается, даже если эта возможность включена в меню.   

Но зато зона фокусировки может увеличиваться при полунажатии кнопки спуска затвора. Причем, в режиме просмотра увеличенной зоны фокусировки у пользователя есть возможность ее перемещать посредством навипада или управляющих колес (эквилибристика, однако!)


 

  • MF – классическую ручную фокусировку (это четвертое положение переключателя).

Вот тут уже зона фокусировки увеличивается, едва пользователь прикоснется к фокусировочному кольцу на объективе. Двигать увеличенную зону фокусировки можно и в этом режиме, а в дополнение - можно определить время, в течение которого увеличенная зона фокусировки будет отображаться на дисплее/в видоискателе.


В лучших традициях камер Sony, RX10 оснащена системой выделения резких контуров (фокус-пикинг).

 

 

Интенсивность и цвет подсветки резких границ можно настроить в довольно широких пределах. Это большое подспорье для камер со сменной оптикой, в качестве которой может выступить старый мануальный объектив, однако для RX10, оснащенной прекрасным несъемным объективом с никуда не девающимся автофокусом, актуальность данной функции, конечно же, сомнительна, ибо сложно представить ситуацию, где пользователю позарез понадобится выключить автофокус и наводиться вручную.

С точки зрения эргономики, к переключателю режимов фокусировки может быть предъявлена лишь одна претензия — неоптимальный порядок включения режимов. Так, мне видится более удобным расположение наиболее востребованных в обычной жизни режимов покадровой и следящей фокусировки в крайних положениях селектора для того, чтобы их можно было переключать вслепую и, как говорится, без памяти о том, какой режим был установлен перед этим.

Компания FujiFilm уже набила такую шишку в первом поколении своих беззеркалок. Sony, судя по всему, слишком величественна, чтобы учиться на ошибках мелких конкурентов и прислушиваться к мелким хотелкам пользователей своих камер. Будь цена RX10 в два раза ниже, чем сейчас, на эту мелочь никто и внимания не обратил бы, но от камеры с таким ценником покупатель вправе ждать отточенности даже самых незначительных нюансов эргономики.

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте