Клавиши навипада на этом закончились, однако разработчики предусмотрели кнопку Fn, при нажатии на которую открывается краткое меню, где можно довольно оперативно изменять еще семь параметров съемки – Разрешение снимка, Формат файла, Тип автофокусировки, Режим работы вспышки и поправку экспозиции при работе с ней, Цветовое пространство, Функцию Smart Range и Оптическую стабилизацию (на иллюстрации последняя притушена, поскольку объектив 30/2 стабилизации не имеет).
Все очень неплохо, а еще лучше было бы сделать набор функций на кнопке Fn переназначаемым – например, я чрезывчайно редко переключаю цветовое пространство, и конкретно ради этой настройки вполне согласен погружаться в меню.
Камера поддерживает съемку в формате RAW (формат файла sRF), позволяющим максимально раскрыть потенциал в смысле качества снимков. В комплекте дается программа Samsung RAW Converter, конвертирующая файлы RAW в JPEG.
Файлы RAW могут сохраняться совместно с файлами JPEG, а поскольку для последних имеются три степени сжатия, в сумме получаем семь вариантов режима сохранения файлов.
Третий параметр, доступной по кнопке Fn – область автофокусировки (выбор зоны АФ).
Первый вариант назван «АФ по выбору» – именно в этом случае зону автофокуса можно двигать по экрану вручную, что мы рассматривали выше, говоря об изменении размера зоны.
Второй вариант – Матричный АФ. В этом случае зоны фокусировки выбираются автоматически, причем их может оказаться и несколько (иллюстрация внизу справа).
Еще два режима автофокусировки связаны с распознаванием лиц. Один назван просто «АФ по лицу», второй – «АФ для автопортрета». Само распознавание лиц в обоих режимах работает одинаково, однако в варианте «Для автопортрета» в случае удачного распознавания камера издает ритмичные постукивающие звуки, словно работает быстрый метроном. Когда лицо в кадре пропадает (причем если распознано несколько лиц, то достаточно пропасть одному из них), звук меняется. Таким образом можно вести съемку, даже не глядя на экран.
Мне подумалось, что если кто-нибудь поставит задачу создать фотоаппарат для людей с сильными дефектами зрения, вплоть до полностью слепых, то разнообразные звуковые подсказки действительно могли бы давать информацию о характере снимаемой сцены – распознано лицо, человек улыбнулся, автофокусировка удачна, сопровождается движущийся объект, контровый свет, пейзаж в кадре, объект слишком близко для макросъемки, горизонт перекошен и так далее. В определенном объеме все эти функции уже сейчас присутствуют в камерах, но если специально поработать над программным обеспечением и добавить стройную систему звуковых оповещений... Господа разработчики, когда реализуете подобное – поделитесь со мной за идею!
В режимах PASM вспышка не может выпрыгивать автоматически. Вы либо не поднимаете ее из корпуса, тем самым отключая, либо поднимаете кнопкой и выбираете один из четырех режимов работы – Заполняющая (принудительно включена), С подавлением красных глаз, Медленная синхронизация по 1-й или 2-й шторке.
Полностью автоматическая вспышка (выпрыгивающая из корпуса по необходимости) также присутствует, но лишь в некоторых сюжетных программах – Портрет, Дети. В большинстве сюжетных программ работа вспышки задана жестко и однозначно. например, в Пейзаже она отключена, а при Контровом свете включена принудительно.
Помимо переключения режимов работы вспышки, можно задать и коррекцию экспозиции. Шаг при этом – 1/2 EV, независимо от установки шага в меню.
С цветовым пространством все просто. Из двух возможных вариантов – SuperRGB и AdobeRGB выбирайте первый. Настройка SRGB безопаснее с точки зрения совместимости снимков со всевозможными устройствами отображения – мониторами, принтерами, машинами в фотолабораториях. Не зря SRGB установлен в камере по умолчанию, и лучше вообще никогда не трогайте эту настройку.
Вообще-то, тема разницы между SRGB и AdobeRGB заслуживает отдельного разговора, и я надеюсь когда-нибудь к ней вернуться – но не сейчас, не в рамках обзора о Samsung NX10.
А вот следующая функция имеет самое что ни на есть важное практическое значение. Называется она Smart Range, по смыслу – разумное расширение динамического диапазона камеры, ее способности одновременно прорисовать и самые яркие, и темные участки в пределах одного кадра. Перевод опять неудачен – поначалу, увидев на пункт меню «Автонастройка яркости», я подумал, что речь идет о настройке монитора.
Функция Smart Range особенно полезна для борьбы с пересветами на небе. При ее включении минимальная чувствительность ограничивается ISO 200. Следующая картинка иллюстрирует работу функции Smart Range.
Если изображение остается неподвижным – включите воспроизведение анимации в настройках вашего браузера.
Функция «Мастер снимков» позволяет настраивать четыре параметра изображения – Цветовой тон (сдвиг), Насыщенность, Резкость и Контрастность. Имеется девять девять пресетов, которые мне нравится называть цветовыми схемами, или стилями – Стандартная, Высокая, Портрет, Пейзаж, Лес, Ретро, Холодная, Спокойная, Классика (Ч/Б), плюс три пользовательских пресета.
Из иллюстраций можно заметить один нюанс работы меню – на мой взгляд, не совсем продуманное решение. Когда включаешь настройку некоего параметра или функции, в заголовке появляется ее общее название – например, Мастер снимков. При этом какое выставлено в данный момент значение (в данном случае, Стандартная) – остается неочевидным. Да, внизу есть пиктограмма, но в заголовке это не пишется, а названия вариантов появляются только при их изменении – Высокая, Портрет и так далее.
Посмотрим, как сказываются настройки Мастера снимков на характере изображения. Возьмем шесть вариантов.
Как видим, пресеты различаются довольно сильно, ну а Пользовательские настройки позволяют накрутить картинку до совершенно фантастического вида – что, конечно, не подходит для реалистической съемки, но при создании особых эффектов очень даже может пригодится.