Когда включаешь NX10, первое ощущение – восторг от картинки на экране. Причем как в смысле технического качества изображения, так и тщательности прорисовки графики, аккуратности и внимания к деталям. Приведенные нами скриншоты, конечно, не в состоянии передать качество изображения – хотя бы потому, что их разрешение составляет 264х198 пикселей, тогда как на экране разрешение вчетверо выше. Разработчики по полной использовали потенциал монитора, и даже с перебором – порой пиктограммы мелковаты, что может вызывать трудности для дальнозорких людей.
Кнопка DISP переключает тип вывода информации на монитор. Варианта три. В первом поле кадра остается чистым, во втором – по бокам появляются пиктограммы, говорящие о включенных режимах и состоянии параметров.
Третий вариант назван Пользовательским, в нем может появляться гистограмма и линии сетки (будет ли это происходить, определяется в меню).
Поскольку соотношение сторон монитора 4:3, а кадра 3:2, во всех случаях в нижней части экрана остается неотключаемая узкая полоса с самой важной информацией.
В режиме программного автомата Р вращением колесика управления выполняется программный сдвиг. В этом случае значения диафрагмы и выдержки подчеркиваются зеленым цветом.
Краткое печатное руководство пользователя, идущее в комплекте с камерой, дает весьма странное разъяснение сути гистограммы: «Высота графика зависит от данных о цвете. Чем выше график, тем насыщеннее цвет». На самом деле, яркостная гистограмма, которую мы видим на экране и о которой идет речь, характеризует распределение яркостей по изображению, а вовсе не его цветовую насыщенность.
Активный в данный момент параметр, то есть тот, которым управляет колесико, выделяется на экране голубым цветом.
На иллюстрации – включен режим приоритета диафрагмы А (в левом нижнем углу), соответственно, активным параметром является значение диафрагмы (F/5.6). Вращение колесика будет сразу изменять диафрагму, никаких дополнительных нажатий уже не требуется.
Шкала подсвечивается голубым цветом при вводе экспокоррекции. Держишь кнопку нажатой, и одновременно вращаешь колесико. Классический, удобный способ изменения параметра, принятый в большинстве зеркальных камер. Экспокоррекцию можно вводить и при включении сюжетных программ. Нажатие зеленой кнопки (кнопки с зеленой точкой) мгновенно сбрасывает экспосдвиг на нулевое значение.
В ручном режиме М колесико управляет выдержкой. Для смены диафрагмы нужно удерживать нажатой кнопку экспокоррекции. Шкала в этом случае превращается в экспонометр, позволяющий судить, насколько установленная тобой экспопара расходится с оптимальным значением, с точки зрения автоматики камеры.
В ручном режиме М спрятана еще одна функциональная возможность камеры. Если, изменяя выдержку, дойти до максимального значения 30 сек, а потом повернуть колесико еще дальше, то включится режим Bulb, в котором можно делать очень длинные выдержки, удерживая кнопку спуска нажатой, при этом на экране побежит секундомер, показывающий продолжительность выдержки в минутах и секундах.
При движении по меню кнопка ОК, конечно, служит для подтверждения выбора пунктов меню и значений параметров, но во время съемки функция у нее совершенно иная.
Нажав кнопку ОК, можно изменять размер зоны автофокуса вращением колесика. Перевод «АФ при зумм.» неправильный – в оригинале «AF zoom», то есть «Зум зоны АФ», зуммирование зоны автофокуса.
Возможны четыре варианта размер зоны АФ. На предыдущей иллюстрации показан самый крупный вариант, а на этой – самая маленькая зона.
Стрелками навипада можно передвигать выбранную зону АФ по экрану – в данном случае показано крайнее (верхнее правое) положение.
К слову, иногда камера ошибается с фокусировкой – при наведении на мелкий объект типа травинки имеет тенденцию фокусироваться на фоне, даже при установке размера зоны на минимум.
Отдельная кнопка отвечает за переключение режимов работы затвора. Напоминаем, что находится она справа вверху.
Первый вариант – обычная съемка одиночными кадрами.
Покадровую съемку можно вести с интервалом около полутора секунд между кадрами (даже в форматах, использующих RAW – правда, в этом случае буфер может-таки забиться, после чего потребуется пауза в несколько секунд).
Это очень приличная скорость, характерная скорее для зеркалки, чем для компакта.
Если иллюстрация остается неподвижной – включите воспроизведение анимации в настройках вашего браузера.
Далее идут два режима – «непрерывная» и «серийная» съемка. Здесь опять же перевод не совсем удачен. Традиционно, термины «непрерывная» и «серийная» являются синонимами, обозначающими один и тот же процесс – кадры делаются автоматически друг за другом, пока удерживаешь кнопку спуска затвора нажатой.
В англоязычных терминах путаницы нет – эти режимы называются Continuous (буквально – непрерывная, и обычно мы сказали бы «она же серийная»), и Burst (буквально – взрывная). В переводе на русский язык термин Burst перевели как «серийная», что создало определенную двусмысленность.
Итак, в камере Samsung NX10 есть два режима, скажем так, съемки сериями. «Непрерываная» съемка идет при полном разрешении со скоростью 3 кадра в секунду (на иллюстрации), без ограничения длины серии.
«Серийная» же съемка (Burst) ведется с совершенно сумасшедшей скоростью 30 кадров в секунду, но в разрешении 1472х976 (меньше полутора мегапикселей) и единым «взрывом», то есть 30 кадров – и стоп, дальше пауза для сохранения снимков. Для этого варианта даже не имеет смысла делать скриншоты секундомера.
Таймер задержки автоспуска реализован очень красиво в плане графики. Вращаешь колесико, по круглому циферблату перемещается голубая точка, а в центре видишь численное значение задержки в секундах.
В логическом же смысле реализация не вполне удобная. Диапазон регулировки – от 2 до 30 секунд, и в верхней части диапазона посекундная разбивка избыточна. На практике совершенно неважно, будет ли задержка составлять 26 или 27 секунд, а вот колесико приходится крутить слишком долго, чтобы добраться от одного края диапазона до другого. Разумнее было бы сделать разбивку в минимальной области диапазона мелкой, а далее – крупнее, что нибудь типа 2-3-4-5-6-7-8-9-10-12-15-20-25-30 секунд. Диапазон прокручивался бы вдвое быстрее.
Камера предлагает расширенные возможности брекетинга. Помимо обычного брекетинга по экспозиции, имеется брекетинг по балансу белого и по цветовым схемам (которые здесь называются «Мастером снимков», о нем чуть позже).
Более того, настраивается и шаг эксповилки, и порядок следования кадров в серии, и шаг брекетинга баланса белого ББ... Все это делается во внутрикамерном меню, до которого мы доберемся несколько позже.
Рассмотрим функции, назначенные на навипад.
Клавиша навипада Вверх позволяет переключать режимы фокусировки. Помимо обычного покадрового АФ, есть непрерываная автофокусировка. В этом случае автофокус работает, пока полунажата кнопка затвора, и отрабатывает изменения ситуации в зоне фокусировки. Отработка не слишком оперативная, АФ в этом режиме вряд ли можно назвать быстрым. Кроме того, контрастный тип автофокусировки в принципе не в состоянии работать в предикативном режиме, то есть предсказывать изменение положения движущегося объекта и использовать это для ускорения фокусировки, как это может делать фазовый автофокус зеркалок.
Ручная фокусировка реализована следующим образом. Когда начинаешь вращать кольцо фокуса на объектива, центральная часть изображения увеличивается, а когда прекращаешь – картинка возвращается в исходный масштаб.
Это, конечно, облегчает фокусировку, однако слишком уж много камера берет на себя. Хотелось бы иметь возможность изменять положение увеличенной зоны, настраивать масштаб увеличения, да и вообще – включать ли его вовсе.
С помощи клавиши навипада Влево переключаем режимы экспозамера. Есть три классических варианта – матричный, точечный, центровзвешенный.
Обратите внимание, что все настройки, для которых предусмотрены выделенные кнопки, выполняются поверх изображения, в отличие от внутрикамерного меню – при погружении в него живая картинка пропадает.
Клавиша навипада Вправо позволяет настраивать Баланс белого. Помимо автоматического, есть семь пресетов, а также установка По образцу и путем задания конкретной Цифровой температуры.
Каждую из установок ББ можно прецизионно подстраивать по двум координатам – Синий/Янтарный и Зеленый/Маджента. Подстройки сохраняются независимо для каждой из установок.
Клавиша навипада Вниз отвечает за установку чувствительности. Имеется вариант Авто-ISO, а также варианты ISO 100-200-400-800-1600-3200. При всех значениях формат кадра полный, без снижения разрешения.
Графика в нижней части экрана мелковата, но это компенсируется крупным вращающимся «барабаном» в центре.
Заметим попутно, что хотя экспозиционный шаг можно задавать в меню (1/2 или 1/3 ступени), относится это только к диафрагме, выдержке и экспокоррекции, но не к значению ISO, которое переключается только целыми ступенями (хотя в режиме Авто-ISO возможны и промежуточные значения, типа ISO 120 или 640).