Прежде всего отметим, что в Optio W80, как и во всяком сегодняшнем компакте, имеется сугубо автоматический режим, ориентированный на новичков, которые хотят просто нажимать на единственную кнопку спуска – здесь он назван Зеленым, и включается кнопкой одноименного цвета (такова ее роль по умолчанию, пока она не будет перепрограммирована на выполнение более продвинутых функций). В "зеленом режиме" камера сама выставляет все параметры, кроме тех, что управляются кнопками на корпусе, к ним доступ сохраняется – логично, не правда ли?
Диска, или иного механического переключателя, режимов здесь нет – типично для компактов Optio. Клавишей навипада Вниз (MODE) включается страница, где фактически все возможные съемочные режимы собраны вместе. Однако перегрузки или путаницы не возникает, напротив, оказывается, очень удобно, когда все режимы под рукой. Здесь есть режим Auto Picture (камера автоматически выбирает одну из восьми сюжетных программ), собственно сюжетные программы (их около двадцати). Тут же и программный автомат Р (основной для продвинутых пользователей), тут же и видеосъемка, и панорама.
Видеоcъемка может идти в высоком разрешении 1280х720 точек, в стандартном VGA 640х480, а также в удобном для размещения в интернете разрешении 320х240, во всех вариантах с частотой кадров 30 или 15 в секунду. Информация записывается в файлах AVI, которые весьма массивны и быстро заполняют карточку памяти (на 4 ГБ помещается 21 минута в формате HD 1280x720@30). Качество звука – типичное для компакта, слышны фоновые шумы, звук монофонический. Оптический зум блокируется, хотя возможен цифровой зум с кратностью 6.3х.
При видеосъемке работает функция электронной стабилизации изображения. Пожалуй, здесь нужно сказать несколько слов о стабилизации в Optio W80.
В материалах фирмы-производителя говорится о «тройной стабилизации». Звучит впечатляюще, но что на самом деле за этим стоит?
Прежде всего, оптической стабилизации в камере нет. Ни на основе сдвига линз в объективе, ни на основе сдвига светочувствительной матрицы (последний вариант иногда называют «механической» стабилизацией, но это не совсем точная формулировка, ибо и сдвиг линз в объективе – это тоже механический процесс).
Все типы стабилизации в Optio W80 – электронные или, иначе говоря, программные. Первый из них – Movie SR, используемый при видеосъемке. Вследствие его работы зрения при видеозаписи заметно сужается по сравнению с фотосъемкой (очевидно, оттого, что нужно оставить свободное поле за пределами снимаемого кадра, дабы можно было компенсировать дрожание камеры от кадра к кадру). Объектив как бы становится менее широкоугольным.
Другие типы стабилизации применяются при фотосъемке.
Функция цифровой стабилизации, переведенная как «Цифровой режим SR» (см. иллюстрацию слева), в оригинале называется “Pixel Track SR”.
В переводе совершенно теряется понимание сути процесса, которое прослеживается в английском написании, а именно – процессор компенсирует дрожание камеры путем попиксельной обработки снимков фирменными алгоритмами. Работает режим довольно эффективно, хотя качество итоговой картинки все же несколько ниже, чем при работе истинного оптического стабилизатора. А поскольку задействуется работа процессора, междукадровый интервал увеличивается, что в некоторых случаях может оказаться критичным.
Кроме того, при таком переводе функция «Цифровой режим SR» (в оригинале “Pixel Track SR”), включаемая галочкой в меню, путается с режимом “Digital SR” – одним из режимов в меню MODE, который оставлен непереведенным (хотя как раз его можно было бы перевести как «Цифровой режим SR»), и в котором разрешение ограничено 5 Мп.
Функция «High-Sensitivity SR» поднимает светочувствительность аж до ISO 6400, дабы обеспечить более короткие выдержки и минимизировать возможный смаз изображение. Негативные последствия этого – сильное повышение уровня шумов на изображении и ограниченное пятью мегапикселями разрешение кадра.
Как бы то ни было, вывод такой: все типы стабилизации в Optio W80 - программные. Они эффективно уменьшают смазанность изображения при длинных выдержках, однако уступают оптическим стабилизаторам изображения - которых в W80 нет.
Если включить распознавание лиц (Face Priority), камера распознает до 32 лиц в кадре. Такое число специфицирует производитель. Выглядит забавно, когда изображение фотографируемой компании на мониторе камеры покрывается густой сеткой из квадратиков. Происходит это довольно быстро, но все же не мгновенно.
Функция срабатывания по улыбке (Smile Capture) автоматически спускает затвор, когда обнаружит улыбку на лице основого объекта. При переводе камеры в этот режим кнопку спуска нажимать вообще не нужно, спуск затвора происходит автоматически, когда улыбка будет обнаружена. Однако сохраняется и возможность сделать снимок принудительно, нажав на кнопку спуска.
Функция распознавания моргания предупреждает фотографа, когда глаза человека на снимке получается прикрытыми. На экране появляется надпись «Зафиксировано моргание глаз», а соответствующее лицо помещается в красную рамку.
Среди режимов съемки, включаемых кнопкой MODE, есть два, которые вряд ли можно назвить сюжетными программами – скорее, это самостоятельные функции, близкие между собой по сути.
В режиме «Широкий формат» (также именуемый "Цифровым широким углом") объектив автоматически переводится в самое широкоугольное положение, и два последовательно сделанных снимка склеиваются в один. В результате получается как бы снимок, сделанный очень широкоугольным объективом (с фокусным расстоянием 21 экв. мм). При этом исходные снимки могут быть как горизонтальными (тогда итоговый получится вертикальным, где они расположатся друг под другом), так и вертикальными (тогда склейка будет горизонтальной).
Теоретически все здорово, но на практике возможности применения Цифрового широкого угла ограниченны. Аппарат не выполняет морфинг исходных снимков (искривление кадра ради совмещения точек на границе) – впрочем, насколько я знаю, никакие камеры пока не делают этого. Поэтому приемлемая склейка может получиться, только если в районе склейки объекты не сильно различаются в геометрическом смысле.
Обычный снимок
Склейка в режиме WIDE
Если же, как в следующем примерее, объекты на границе выглядят по-разному, но результат будет скорее комическим.
Обычный снимок
Склейка в режиме WIDE
Второй режим, имеющей склейку в своей основе, это Цифровая панорама. Можно совмещать в одно изображение до трех последовательно сделанных снимков. Опять же, склейку удается сделать незаметной далеко не всегда.
Камера включается примерно за 3 секунды. Зуммирование быстрое – около 1.5 секунд от края до края диапазона. Фокусировка умеренно быстрая, в полумраке помогает оранжевая лампа подсветки автофокуса.
Непрерывная (серийная) съемка ведется со скоростью 1.25 кадра/сек, довольно неторопливо. Более интересен вариант скоростной съемки – разрешение снижается до 5 Мп, и серию длиной до 8 снимков можно делать со скоростью 2.8 кадра/сек. По цифрам звучит неплохо, однако реализована скоростная съемка крайне неудобно – экран гаснет, и во все время серии ты не видишь, что снимаешь.