Доминирующим элементом всего дизайна Olympus SP-800UZ является объектив, что и неудивительно, при тридцатикратном-то зуме. Передняя линза большая, особенно по меркам компакта, да и весь объектив, даже в сложенном состоянии, выглядит очень массивным.
Собственно корпус камеры невелик, и в первый момент создается впечатление, что огромный объектив поставили на обычную компактную мыльницу. В дизайне не прослеживается художественных изюминок, все прагматично и строго геометрично. Особенно это заметно на виде сверху, в этом ракурсе SP-800UZ выглядит особенно несбалансированным – впрочем, на самом деле, в обычном нашем трехмерном мире, он смотрится вполне симпатично, и разве что слегка, ну совсем чуть-чуть, неуклюже.
Между объективом и рукояткой находится лампа подсветки автофокуса. Она светит ярким оранжевым светом, с нею аппарат фокусируется даже в полной темноте. По совместительству лампа является индикатором включения таймера автоспуска.
Сверху и справа от объектива видим пару отверстий, за которыми расположен микрофон, а внизу и слева от объектива – динамик.
Вспышка не выпрыгивает из корпуса автоматически. Ее нужно поднять вручную, потянув за небольшие выступы слева и справа – они хорошо видны на виде камеры сверху.
Рукоятка довольно сильно выступает вперед, и держать камеру достаточно удобно. Правда, рукоятка узковата. Очень часто в рукоятках располагаются элементы питания формата АА, отчего они получаются значительно толще, особенно в случае, если элемента четыре. Здесь же используется компактный литий-ионный аккумулятор, так что и рукоятку сделали тонкой.
Кнопка спуска затвора четко фиксируется в положении полунажатия, в меру упруго дожимается. Рычажок зума также очень хорош, имеет крупный выступ, работать с ним удобно. В режиме просмотра рычажок управляет масштабированием снимков, что, на мой взгляд, гораздо лучше, чем две раздельные кнопки, применяемые для этой цели во многих фотоаппаратах. Изменение размера получается не только быстрым, но и соответствует вырабатывающейся во время съемки привычке: потянул рычажок вправо – изображение увеличилось, влево – уменьшилось.
На правой грани камеры, в верхней ее части, за пластиковой крышечкой находятся два разъема. Один из них – универсальный USB и AV, а второй микро-HDMI. Увы, переходника на стандартный HDMI в комплекте нет. Существует специальный кабель CB-HD1, но он приобретается отдельно. Если в меню включить опцию Управление по HDMI, то можно будет управлять просмотром с пульта телевизора. Если эта фунция не заработает – отключаете ее и управляете обычным образом с камеры.
Аккумулятор можно подзаряжать с помощью разъема USB, подключив камеру к компьютеру – в некоторых ситуациях эта функция может оказаться очень полезной. В это время можно скачивать снимки, а заодно выясняется любопытный момент – в памяти камеры хранится мануал (инструкция по эксплуатации) в формате PDF, аж на 38 языках, в сумме 105 МБ. В комплект поставки входит только краткая печатная инструкция.
Монитор имеет редкое соотношение сторон 16:9 – редкое, конечно, для мониторов цифровых фотоаппаратов. Соответственно, при HD-видеосъемке изображение занимает всю площадь экрана, а при фото- и видеосъемке в формате 4:3 слева и справа остаются зоны, которые служат для отображения информации. Разрешение экрана отнюдь не высокое, составляет типовые на сегодня 230 тысяч точек, однако изображение отлично видно на ярком солнце, и это большой плюс.
Видоискателя нет, а жаль (конечно, при такой кратности зума мы имеем в виду электронный видоискатель). У большинства ультразум-камер он есть, и дело не только в удобстве визирования. Когда ведешь съемку при большой кратности зума, фотоаппаратом можно упереться в бровь, что придает ему дополнительную устойчивость и снижает вероятность смаза – по сравнению с удержанием аппарата на весу перед собой.
Отдельная кнопка, помеченная красной точкой, включает видеосъемку. Ее можно нажать в любой момент, из любого режима – сразу начнется запись. Точнее, камера сначала ненадолго задумается, но никаких других переключений не потребуется. Более того, у камеры вовсе нет других органов управления (переключателей, дисков), где можно было бы неким образом «включить режим видеосъемки». Есть настройка видеопараметров в меню, но для начала записи служит только эта кнопка.
Слева и ниже кнопки видеозаписи расположен небольшой световой индикатор. Он загорается на секунду при включении питания, используется и при подзарядке камеры через USB.
Далее идет кнопка с пиктограммой воспроизведения – разумеется, она служит для включения режима просмотра. В меню ее можно запрограммировать на включение питания всей камеры, с одновременным переходом к просмотру, без выдвижения объектива.
Кнопка в правом нижнем углу, с пиктограммой вопросительного знака, открывает встроенное руководство по фотоаппарату. В режиме меню она же выводит на экран подсказки по текущему пункту или параметру. Подобная функция иногда бывает реализована в камерах как вспомогательная – на одной из кнопок или на рычажке зума – но здесь для нее выделена отдельная кнопка.
Что касается навипада и кнопки MENU, то о них разговор особый. Прежде всего, заметим, что у SP-800UZ имеются две системы меню. Одно – подробное внутрикамерное. Второе – краткое экранное, с быстрым доступом к наиболее важным параметрам (иллюстрация слева).
Теперь вернемся к кнопкам задней панели и посчитаем: четыре из них объединены в единый навипад, плюс пятая расположена в центре навипада (ОК), а шестая находится ниже (MENU).
Так вот, из эти шести кнопок лишь одна – верхняя клавиша навипада, обозначенная INFO – реально занимается переключениями (изменяет количество выводимой на экран информации). Три клавиши навипада (влево, вправо, вниз) не управляют впрямую никакими параметрами, а выполняют одно и то же действие – активизируют доступ к экранному меню. Более того, четвертая кнопка (MENU) – не включает, как можно было подумать, внутрикамерное меню, а в четвертый раз дублирует все ту же функцию - активизирует экранное меню. Наконец, кнопка ОК вообще не задействована, она используется в других ситуациях.
Таким образом, четыре (!) кнопки задней панели выполняют одну и ту же функцию, да еще и промежуточную, префиксную – включение меню. Дальше, конечно, навипад начинает работать – стрелками передвигаешься, кнопкой ОК подтверждаешь выбор. Но в исходный момент, при фотосъемке, ситуация именно такая – четыре кнопки занимаются только тем, что включают меню.
Что мы имеем в итоге? Кнопки задней панели вообще не служат для непосредственного управления съемочными параметрами. Нет специальных кнопок для экспокоррекции, баланса белого, ISO, макросъемки, таймера или режимов затвора. Более того, у камеры нет диска переключения режимов. Вся система управления базируется исключительно на обращениях к меню.
Возможно, это было бы оправданно для имиджевого ультракомпакта. Однако в случае ультразум-камеры выглядит странно. Аппараты этого класса претендуют (по крайней мере, изначально претендовали) на некую продвинутость, привычно видеть у них большое количество кнопок и удобное управление. Да и габариты камеры, сами по себе немалые вследствие огромного объектива, отнюдь не диктуют экономию по количеству кнопок. И уж тем более, коль кнопки уже имеются, зачем на четыре из них назначать одну и ту же функцию?
Ладно, посмотрим на нижнюю грань камеры. Штативное гнездо расположено не на оптической оси объектива, а сдвинуто в сторону. Обычно такое делается, чтобы сохранить доступ к отсеку аккумулятора и карты памяти, но здесь доступ все равно перекрывается.
Используются карты памяти SD – в последнее время компания Olympus фактически отказывается от формата собственной разработки xD, переходя на самый распространенный стандарт SD. Кроме того (или наоборот, в первую очередь), SP-800UZ оснащен встроенной памятью большого объема. Многие источники упоминают общий объем 2 ГБ, однако в документации компании Olympus указывается, что из них «для съемки и хранения» используется 1.8 ГБ. Поскольку нас, собственно говоря, только эта память и интересует, а недоступная ее часть, используемая в системных целях, волнует не сильно, то мы будем указывать объем встроенной памяти именно как 1.8 ГБ. Это довольно много для фотосъемки, но вряд ли достаточно, если вы собираетесь в большом количестве снимать HD-видео.