В зоне досягаемости указательного пальца, помимо кнопки видеосъемки, находится еще кнопка экспокоррекции [+/–]. С ней все в порядке. А вот кнопка [info] используется на удивление нерационально. В режиме съемки она всего лишь отключает монитор, а никаких переключения вида отображения информации, как можно подумать из ее названия, не выполняет. Более того, и в режима просмотра она никак не оправдывает свое наименование «info», просто возвращая камеру в режим съемки.
На задней панели слева находится не только кнопка [MENU], очевидным образом включающая внутрикамерное меню настройки параметров, но и малоприметное окошечко приемника ДУ.
Да, камерой можно управлять дистанционно, с помощью инфракрасного пульта, не только спереди, но и сзади – в некоторых случаях это может оказаться очень полезной возможностью.
Возле большого пальца находится кнопка фиксации экспозамера и/или автофокуса [AE-L/AF-L]. Новичок вряд ли сможет представить, насколько она полезна, но со временем разберется и оценит ее возможности.
Кнопка «i» выполняет очень важную функцию – переключает монитор в режим экранного меню, или панели управления, когда можно изменять значения параметров (по умолчанию монитор отображает информацию пассивно).
Выбранный параметр выделяется желтым цветом. Доступно довольно много параметров, однако управление ими получается довольно медленным. Дело в том, что пункты, во-первых, организованы не в виде матрицы, а линейным списком. К счастью, этот список (в отличие от D3100) зациклен в кольцо, однако все же до нужного параметра нередко приходится бегать через много пунктов, а для передвижения по списку почему-то не используется колесико управления, приходится многократно нажимать навигационные кнопки.
Ладно, пусть для передвижения по пунктам используются исключительно кнопки навипада. Но тогда было бы разумным поручить колесику управление параметром. Чтобы можно было, передвигая желтый прямоугольник кнопками, выбирать активный параметр, а вращая колесико, изменять его значение. Однако колесико не задействовано и для этого. Для изменения параметра требуется сначала нажать кнопку ОК.
И более того, даже когда кнопкой ОК открывается специальная страница для изменения значения параметра, то и здесь колесико, опять же, не используется.
Исключение, как мы уже говорили, касается параметра, назначенного на программируемую кнопку Fn (в примере слева – чувствительность). В этом случае при нажатии кнопки Fn выбранный параметр выделяется желтым цветом и сразу становится активным, то есть его значение можно изменять вращением колесика управления, без необходимости погружаться в какие бы то ни было меню или открывать дополнительные страницы.
В целом изменение параметров требует многократных нажатий кнопок навипада и получается медленным. Конечно, такой метод управления хорошо знаком пользователям компактов, что поможет им легко освоиться при переходе на D5100. Возможно, они и вовсе не заметят здесь какой-либо проблемы. Однако мы такое упрощение привествовать не можем – уж коли колесико физически присутствует, почему бы его не задействовать?
Кстати говоря, на четыре клавиши навипада никакие функции не назначены (например, режимы экспозамера, баланс белого, таймер автоспуска, ISO). Однако эти кнопки, конечно, не всегда бездействуют – они используются при передвижении по экранному меню, при работе с внутрикамерным меню, для выбора точки автофокуса и т.д.
Ниже навипада находятся кнопки [–] и [+], которые в режиме просмотра (а также «живого вида») служат для управления масштабом отображения. Приятно отметить, что их расположение, которое мы критиковали в обзоре D3100, теперь приведено к интуитивно понятному: верхняя кнопка увеличивает снимок, а нижняя – уменьшает. Насколько я помню, это происходит впервые в зеркалках Nikon D3100; во всех других моделях кнопки масштаба «перевернуты» (верхняя уменьшает снимок, нижняя увеличивает). Может быть, эдак мы дождемся, что и диск управления по умолчанию станет при повороте вправо вносить положительную экспокоррекцию, а не отрицательную?
Заметим, что кнопка [–] имеет и дополнительную функцию. Если в левом нижнем углу экрана присутствует пиктограмма с вопросительным знаком (а такое бывает в большинстве случаев), то нажатие кнопки [–] выводит подсказку с пояснением сути данного режима, параметра, функции, эффекта обработки и так далее. Подсказки краткие, но достаточно информативные. Такая система экранных подсказок способна облегчить жизнь начинающему пользователю. Но вот режима GUIDE, который подробно и наглядно «ведет» неопытного фотографа от параметра к параметру, здесь нет. Видимо, разработчики посчитали, что самые неопытные покупатели выберут младшую модель D3100.
Информация о параметрах съемки может выводиться на экран в одном из двух форматов – Обычном, в виде прямоугольных зон с численными значениями параметров, либо Графическом, где большое внимание уделено анимированному изображению ирисовой диафрагмы, которая сжимается и раскрывается, наглядно отображая установленное значение диафрагменного числа. Вокруг располагается пунктирная дорожка, символизирующая длительность выдержки.
Графический режим призван сделать настройку параметров более наглядной, однако реализация вызывает вопросы – в том, что касается выдержки. Удлинение выдержки сопровождается не удлинением закрашенной части шкалы, а напротив – ее укорочением. По мере же укорочения выдержки длина закрашенной полоски увеличивается. Эта логика мне непонятна.
Даже если взглянуть на индикатор с другой стороны, интерпретировать желто-оранжевую закрашенность как количество поступающего на матрицу света, все равно результат получится не совсем правильным. Было бы логично показать начинающему, что если диафрагма раскрывается (площадь оранжевой части увеличивается, поступает больше света) – то для обеспечения правильной экспозиции это раскрытие должно сопровождаться сокращением выдержки, с соответствующим укорочением оранжевой полоски. «Что убыло по части диафрагмы, должно компенсироваться выдержкой» – таков принцип сохранения экспозиции. Здесь же сделано наоборот.
При повороте камеры в вертикальную ориентацию изображение на мониторе разворачивается, сохраняя горизонтальность надписей – причем как в Графическом, так и в Обычном варианте отображения.