Обзор Как выбрать объектив для пейзажной фотографии?
Источник: iceland-photo-tours.com
Набор объективов для фотографа – почти то же самое, что набор кистей для художника. Разные объективы позволяют совершенно по-разному передавать объект съемки и пространство вокруг. Одни могут обеспечивать широкий угол обзора, другие – близкие крупные планы, какие-то позволяют визуально выделить объект из окружения, а другие сохранить все находящееся в кадре в фокусе или вне его. Именно в пейзажной фотографии объективы – одно из немногих средств, которое позволяет передать ваше личное видение, в отличие от студийной и портретной фотографии, в которых вы гораздо более сильно можете повлиять на сам объект съемки в зависимости от вашего видения.
Выбирая объектив для пейзажей, также нужно отдельно принимать во внимание практическую составляющую работы с такими объективом, в том числе его размер, вес или способности работы в сложных погодных условиях. Аналогично набору особенных требований к камере для пейзажной съемки, особый набор требований есть и к объективу для такой работы.
Фокусное расстояние
При поиске объектива для пейзажной фотографии наиболее распространенный совет – начать с широкоугольной оптики. Широкоугольные объективы особенно хорошо подходят для пейзажей благодаря широкому полю зрения и большой глубине резкости — обе характеристики желательны для съемки ландшафтов. Широкоугольники позволяют вместить в кадр целую гору, много неба и земли, также их можно использовать для искажения перспективы, что добавит драматичности вашему снимку. Величина глубины резкости, которую они обеспечивают также позволяют сохранять постоянную четкую фокусировку от переднего плана к заднему.
Хотя широкоугольники являются стандартом для пейзажной съемки, это не должно останавливать вас от того, чтобы обратить внимание на нормальные и телефото объективы. Иногда телефото объективы помогают придать изображениям некоторую изюминку, благодаря «сжатию» дистанции между объектами и визуальному приближению.
Что касается объективов с нормальным фокусным расстоянием, часто просто нет других причин, чтобы на снимке локация была передана с поля зрения, отличного от обычного человеческого взгляда. В конце концов, скорее всего вы остановились в каком-то месте, из-за того, что увидели в нем что-то интересное собственными глазами, а не сканируя его при помощью камеры с ее особым полем зрения. А использование более длинных фокусных расстояний позволяет визуально выделить определенную часть сцены и сфокусировать зрителя на чем-то уникальном.
Диафрагма
Несмотря на то, что многие объективы привлекают внимание именно благодаря своей светосиле (максимальному значению диафрагмы), к счастью, в этом аспекте пейзажному фотографу не надо гнаться за цифрами. В отличие от портретной и уличной фотографии, пейзажные фотографы, как правило, отдают предпочтение большей глубине резкости в сцене, нежели селективной фокусировке или возможности съемки с рук в условиях низкого освещения (что, конечно, не означает, что малая глубина резкости в пейзажных снимках запрещена).
Для пейзажей фотографы обычно работают на среднем диапазоне показателей диафрагмы – примерно от f/5.6 до f/16, поэтому особой необходимости в объективе с максимальной диафрагмой f/1.4 нет.
Кроме того, работа со штативом еще больше помогает работать на более закрытой диафрагме и на более длинной выдержке. Кроме экономии денег на менее светосильных объективах, в среднем они также будут легче и компактнее, чем более светосильные объективы с аналогичными фокусными расстояниями, что делает их более удобными для транспортировки.
Зум или фикс?
Спор, что лучше – зум или фиксированный объектив, особенно актуален для пейзажной фотографии. Какие есть плюсы у зума? Вы можете приблизиться к удаленной части ландшафта, например, если снимаете со смотровой площадки в горах или парке.
Однако съемка с зумом может вас несколько расслабить: ваша точка съемки будет автоматически казаться подходящей, ведь вы всегда можете немного приблизить то, что нужно. С другой стороны, фотографируя на фикс у вас уже не будет такой привилегии, и вы гораздо тщательнее будете выбирать место и ракурс, что может помочь находить более интересные и необычные точки съемки.
На данный момент вопрос о разнице в качестве изображения между зумами и фиксами, в целом, является достаточно спорным – на рынке есть и очень качественные по картинке зумы, и очень качественные фиксы. Некоторые более широкоугольные фокусные расстояния иногда лучше получаются у зумов, например на впечатляющих Canon EF 11-24mm f/4L USM или Nikon NIKKOR Z 14-30mm f/4 S, тогда как более узкие фокусные расстояния по-настоящему хороши у фиксов, таких как Zeiss Otus 28mm f/1.4 или супер-компактного Sony Sonnar T* FE 35mm f/2.8 ZA.
Canon EF 11-24mm f/4L USM. Источник: dpreview.com
Выбор между зумами и фиксами по-настоящему зависит от ваших собственных запросов, например, сколько объективов вы готовы одновременно носить с собой, и, конечно, от ваших предпочтений по фокусном расстоянию.
Ручная или автофокусировка?
Во многом аналогично тому, как пленочные фотоаппараты по-прежнему актуальны в пейзажной съемке, несмотря на существование значительных преимуществ съемки в цифре, объективы с ручной фокусировкой также технологически устарели, но все еще хороши и практичны в пейзажной фотографии.
Плюсы объектива с автофокусом очевидны: они фокусируются автоматически, быстро и обычно достаточно точно, они также позволяют фокусироваться и вручную. Так почему же кому-то может понадобиться объектив только с ручной фокусировкой?
Большинство автофокусных объективов использует электронику для ручной фокусировки без какой-либо реальной механической работы во время нее (это называется фокусировка по проводам). Главным минусом в этом является отсутствие реальной связи между тем, как быстро, плавно или насколько «далеко» вы повернули кольцо фокусировки и как отреагировал на это объектив. Конечно, автофокусные объективы могут иметь отклик на скорость или дальность поворота кольца фокусировки, однако за это отвечает все та же электроника и ощущения при этом могут быть весьма неестественными. С механическими объективами вы получаете более «тактильный» контроль при смене точек фокусировки и более плавную умеренную работу фокуса. Так как пейзажи обычно достаточно статичны, необходимость фокусироваться быстро уступает место точности фокусировки, а при хорошем зрении, ручной фокус может обеспечить даже лучшие результаты. Еще одним плюсом ручных объективов являются жесткие ограничители бесконечности и шкалы глубины резкости, обычно наносимые на корпус объектива. Эти средства помогут в работе с фокусировкой на гиперфокальном расстоянии, чтобы получить максимально возможную глубину резкости.
Другие особенности объективов для пейзажной фотографии
Защита от неблагоприятных погодных условий: если вы собираетесь работать на улице и, возможно, в суровых погодных условиях, то корпус с защитой от влаги и пыли должен быть одним из главных приоритетов при выборе. Хотя ни один объектив не является полностью водонепроницаемым, погодозащищенные модели выдержат умеренный дождь, снег или попадание песка.
Тилт-шифт объективы. Такие модели позволяют настраивать перспективу, минимизировать или максимизировать искажение, а также влиять на плоскость фокусировки в изображении. В пейзажной фотографии такие объективы могут использоваться для получения широкого диапазона глубины резкости, а также для корректировки искажений при съемке высоких вертикальных объектов, например деревьев.
Как вы видите, вопрос выбора объектива для пейзажной фотографии во многом зависит от ваших предпочтений и стиля работы. Для новичков, которые еще не знают, что и как именно они будут снимать, мы порекомендовали бы начать с широкоугольного зум-объектива, желательно с защитой от неблагоприятных погодных условий.
*При подготовке статьи использовались материалы ресурсов bhphotovideo.com (Bjorn Petersen) и fotosklad.ru