Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Управление студийным освещением: фотозонты, софтбоксы и рефлекторы


Студийный свет - один из главных инструментов фотографа. С его помощью можно визуально скорректировать возраст модели или даже ее вес, можно создать нужную атмосферу или настроение снимка - от веселого до мрачного. Расставить акцент, выделить главное, скрыть задний план - это и многое другое можно с помощью студийного освещения.


Источник: danscamera.com

Навыки работы со студийным светом помогут фотографу стать универсальнее, создавать новые композиции и поднять качество создаваемых работ. Это является основным стимулом освоения главных инструментов управления освещением и коррекции его параметрами. Конечно же, в первую очередь это важно для фотографов, работающих в студиях, но и для выездных сессий представленные в нашем материале устройства будут необычайно полезными.

Используя специализированные приспособления, фотограф получает возможность создавать необходимые схемы освещения. Перечень атрибутов такой большой, что запутаться в них смогут не только новички, но и «матерые» специалисты. В представленной статье мы подробно разберемся с несколькими наиболее популярными аксессуарами для модификации студийного освещения, такими как:

  • фотозонты;

  • софтбоксы;

  • отражатели;

  • рефлекторы.

Сразу стоит оговориться, что иногда рефлекторы и отражатели воспринимают, фактически, как одно и тоже приспособление, но на самом деле это два разных типа оборудования.

В первую очередь нужно разобраться с парой самых используемых модификаторов, позволяющих получать мягкий рассеянный свет - фотозонтами и софтбоксами.

Так, софтбоксы помогают получить прямой, управляемый свет, схожий по параметрам с естественным освещением, попадающим в помещение. Фотозонты, наоборот, рассеивают свет, как днем на улице. Освещение в таком случае получается не локализованным и практически не управляемым относительно направления.

Зонты

Фотозонты - одни из самых используемых студийных аксессуаров. Обусловлено это портативностью и простотой использования таких средств управления световым потоком. Фактически, студийные зонты такие же простые, как зонты от дождя - справиться сможет каждый. Такой аксессуар дает возможность получить распределенное мягкое освещение, максимально приближенное к естественному. При этом, зонты обеспечивают не локальное, а рассеянное освещение, заполняющее всю студию, поэтому контролировать направление светового потока будет практически невозможно.
Все фотозонты делятся на:

  • отражающие;

  • просветные.

Их отличие во внешнем виде и принципе использования.


Отражающий зонт Raylab SU-04. Источник fotosklad.ru

Отражающие фотозонты - атрибуты, имеющие плотное наружное покрытие, не пропускающее свет, а также внутреннюю светоотражающую поверхность. Для использования фотозонтов данного вида нужно позиционировать его так, чтобы светоотражающая поверхность была направлена к объекту съемки. При этом, источник света должен быть обращен к светоотражающему материалу. В таком случае жесткий свет, отражаясь, становится мягче, шире, ровнее, аккуратно освещая объект съемки.

Отражающие фотозонты белого и серебристого цвета, вроде Falcon Eyes UR-32WB, цветовую температуру не изменяют. А вот модели с золотистым или двойным светоотражающим полотном (серебро/золото), как в Raylab SU-04, несколько снижают цветовую температуру. Свет становится теплым, словно послеполуденное естественное освещение. Примечательно, что серебристое и золотистое покрытия аксессуара частично повышают жесткость и контрастность светового потока.


Просветный зонт Raylab SU-01. Источник fotosklad.ru

Просветные фотозонты, вроде Raylab SU-01 изготавливают с применением полупрозрачных материалов. Для их использования нужно установить зонт внешней поверхностью к объекту съемки. Вспышка при этом «стреляет» через фотозонт - световой поток, проходя через его полотно, смягчается. Сразу стоит оговориться, что вариант работы «на просвет» несколько практичнее, поскольку в таком случае контролировать освещение проще.

Главное преимущество фотозонтов перед софтбоксами - аккуратные круглые блики, отражающиеся в глазах фотомодели. В случае софтбоксами они будут иметь прямоугольную форму, что выглядит достаточно неестественно.

Софтбоксы

Софтбоксы - вспомогательное студийное оборудование, представляющее собой корпус, закрепляемый вокруг источника искусственного освещения, которым может быть лампа или фотовспышка. Такой аксессуар имеет светоотражающие внутренние поверхности, которые повышают светоотдачу и проецируют образованный световой пучок сквозь фронтальный экран-рассеиватель.

Раньше софтбоксы изготавливали из твердых материалов, вроде пиломатериалов, но уже сейчас большинство моделей делают тканевыми. Принцип действия и общая концепция при этом остались неизменными.

Как упоминалось, софтбоксы помогают сделать свет от источника более мягким, напоминающим естественное освещение, проходящее через окно.

Несмотря на возможные отличия по форме или размерам, софтбоксы лучше фотозонтов справляются с передачей рассеянного света, а также дают больше возможностей для регулировки степени рассеивания. Кроме того, софтбоксы могут дополняться передней панелью-рассеивателем, которая также предоставляет дополнительные возможности контроля.

Варианты крепления софтбоксов

Софтбокс можно закреплять несколькими способами:

  • напрямую на вспышку или лампу с помощью адаптеров, липучек или других приспособлений;

  • на независимую стойку, используя специальный кронштейн.


Крепление вспышки к софтбоксу. Источник: pantip.com

Выбор способа монтажа во многом зависит от размеров конструкции. Так, компактные софтбоксы можно монтировать даже на накамерную вспышку. Для громоздких модификаторов уже потребуется отдельная стойка - в таком случае фотовспышка крепится к корпусу бокса, а не наоборот.

Поверхности

Как и фотозонты, софтбоксы тоже могут иметь разные виды внутренних полотен - белое или серебристое. Первое позволяет сохранить нейтральность цветов, а вот серебристая поверхность повышает контраст красок в кадре.

Размеры софтбоксов

Софтбоксы не имеют установленных стандартов, поэтому могут иметь практически любые размеры. Впрочем, такое разнообразие положительно сказывается на удобстве фотографов - для каждого вида съемки можно подобрать свой вариант.

К выбору габаритов нужно подойти основательно, потому что они определяют световое покрытие объекта и непосредственно качество света.

Кроме того, параметры света зависят от размеров его источника - чем он больше, тем более мягким он будет. Соответственно, луч будет шире, а покрытие - больше.

Формы софтбоксов

Не менее важный критерий эффективности софтбокса - его форма, которая определяет тип модификатора света. На каждом стоит остановиться подробно.

Софтбоксы прямоугольной формы

Довольно распространенный тип светомодифицирующего оборудования. Благодаря вытянутой форме, он лучше других подходит для создания портретных снимков в полный рост или любых других вертикальных сцен.


Прямоугольный софтбокс Raylab SPG6090. Источник fotosklad.ru

Такие аксессуары отбрасывают на светоотражающие поверхности моделей продолговатые блики. Среди прямоугольных софтбоксов можно выделить Raylab SPG6090 с размерами корпуса 60х90 см. Он предназначен для импульсных осветителей, имеющих байонетное крепление типа Bowens. Помимо основных элементов, софтбокс имеет вспомогательную сотовую насадку, сужающую световой луч без нарушения его мягкости.

Квадратные софтбоксы

Наиболее универсальный вариант для использования в студии. Все потому, что их форма оптимальна для съемки большинства объектов. Правда, есть у них недостаток - фотографирование в полный рост становится сложным или невозможным, а блики от них похожи на прямоугольники. Если же без квадратного софтбокса не обойтись, можно обратить внимание на Raylab SPG6060. Эта модель оптимальна для небольших студий (даже любительских) и подойдет для портретных и коллективных фотографий.


Квадратный софтбокс Raylab SPG6060. Источник: fotosklad.ru

Стрипбоксы

Длинные прямоугольные софтбоксы с соотношением сторон около 1:4. С их помощью можно получать более мягкие светотеневые переходы. К тому же, подобное решение оптимально подходит для освещения силуэтов и контуров, то есть для выделения объекта на фоне.


Стрипбокс Raylab SPG35140. Источник: fotosklad.ru

Примечательно, что стрипбоксы нередко используют даже для создания дополнительного освещения отдельных зон сцены и получения длинных бликов на светоотражающих поверхностях. Среди бюджетных стрипбоксов можно выделить SPG30120 и SPG35140 от компании Raylab, которые тоже имеют байонетное крепление Bowens и укомплектованы сотами.

Октобоксы

Популярная разновидность софтбокса с корпусом восьмиугольной формы. Их повсеместное использование обусловлено созданием мягкого, обтекаемого света с естественными бликами практически круглой формы в глазах модели.


Октобокс Raylab SPG120. Источник: fotosklad.ru

К числу лучших представителей можно отнести октобоксы SPG120 и SPG150 от компании Рейлаб. Они состоят из:

  • отражателей;

  • внешних и внутренних рассеивателей с UV-покрытием;

  • хвостовиков с байонетом;

  • сот.

Представленные октобоксы качественно смягчают тени и дают возможность получить распределенный поток света.

Соты для софтбоксов

Одним из дополнительных способов управления светом являются соты - специальные тканевые накладки в виде решетки, предназначенные для установки на софтбокс. С их помощью пользователь может уменьшить площадь светового пятна без нарушения его мягкости и контрастности. Установка сот делает границу освещения более резкой, поэтому контролировать направление светового потока становится проще. К тому же, если использовать соты с основным источником света, можно художественно выделять объекты съемки на общем фоне.


Соты для октобокса. Источник: fotosklad.ru

Рефлекторы

К числу эффективных модификаторов света также относятся рефлекторы. Представляют они собой специальные насадки на фотовспышки и используются для сжатия светового потока по углу, а также для создания направленного, сфокусированного пучка света. Довольно часто такие приспособления используются с сотами, фильтрами или же шторками.

Конструктивно и по принципу использования все рефлекторы можно разделить на несколько видов, при этом, самыми распространенными считаются зонтичные рефлекторы. Модели данного вида применяются с фотозонтами и предназначены для устранения паразитного света и получения направленного в зонт светового потока. Главное достоинство использования такой комбинации - компактность и относительно низкая цена.

Стандартные рефлекторы можно использовать даже в качестве самостоятельного устройства. В таком случае получаемый световой поток будет жестким, сфокусированным, с четкими тенями. При необходимости на такие рефлекторы также можно монтировать дополнительные аксессуары:

  • фильтры;

  • соты;

  • шторки.


Стандартный рефлектор Falcon Eyes R-175 BW. Источник: fotosklad.ru

С их помощью фотограф может подстраивать световой поток под имеющиеся съемочные цели.

Фоновые рефлекторы предназначены конкретно для освещения фона в условиях студии или на открытых (выездных) площадках. Они позволяют получить качественное фоновое освещение и не допускают отражение света в фотообъектив.

Портретные тарелки

Портретная тарелка - разновидность рефлекторов, которая отличается от классической модификации увеличенным размером и дополнительным элементом - дефлектором, распределяющим свет от вспышки по поверхности модификатора. Портретные тарелки предназначены для портретной съемки и создания фотографий для рекламы.


Портретная тарелка Falcon Eyes SSA-SRB42. Источник: fotosklad.ru

Отражатели

Отражатели - один из простейших, но вместе с тем, весьма эффективных на практике атрибутов для управления светом. Такой аксессуар, ввиду своей простоты и доступности, нередко рекомендуют фотографам-новичкам.


Использование отражателя при работе с естественным светом. Источник: digitalcameraworld.com

Подобный модификатор нужен, чтобы отражать свет, поступающий от осветителя, на объект съемки. При этом, корректное применение отражателя позволит создавать разные схемы освещения и улучшить качество фотографий.

Несмотря на свою доступность (в сравнении с другим студийным оборудованием), это многозадачное приспособление. Обусловлено это разнообразием форм и размеров (могут иметь скромные размеры в несколько десятков сантиметров или насчитывать до нескольких метров в диаметре).

Маленькие отражатели задействуют в портретной фотографии или для подсветки малогабаритных объектов. Модификации средних размеров - для съемки фотомодели по пояс. Самые крупные отражатели прямоугольной формы подойдут для фотографирования больших объектов и портретных фотосессий в полный рост.

Кроме того, на рынке представлены складные отражатели, имеющие упругий каркас. Благодаря возможности сгибания, они могут отражать световой поток более точно и направленно.

Отражатели дают возможность одинакового качественно работать с искусственным и естественным светом. Поэтому, в отдельных ситуациях лучше использовать один или несколько отражателей вместо целого комплекта осветительного оборудования.

Критерии выбора отражателя

Выбирая отражатель, следует учитывать всего пару параметров:

  • цвет;

  • форму.

Аксессуары могут иметь белые, серебристые, золотые, черные и полупрозрачные полотна. Каждое из них позволяет получить разный эффект (например, повысить жесткость или наоборот смягчить световой поток).

С формой атрибута все несколько проще:

  • круглые чаще всего применяются в портретной съемке, поскольку образовывают красивые, аккуратные блики в глазах модели;

  • прямоугольные больше подходят для съемки габаритных объектов, когда светом нужно осветить большое пространство.


Raylab RF-01 c золотой и серебристой поверхностью. Источник: fotosklad.ru

Универсальный отражатель RF-01 от компании Raylab представлен сразу в нескольких версиях - круглой и прямоугольной. Аксессуар имеет два светоотражающих полотна:

  • серебристое - для жесткого, яркого света;

  • золотое - для теплого оттенка.

Работая без ассистентов, фотограф может столкнуться с необходимость использования стоек, с помощью которых можно зафиксировать модификатор в нужном положении. В таком случае регулировать световой поток можно будет вручную, причем довольно просто.

Другой вариант - использование трифлектора. Он удобнее в плане вариативности создаваемой светотеневой картины. Но у него есть существенный недостаток - во время съемки одна рука будет занята атрибутом.

Отдельные модели отражателей оснащаются гибкой рамой с полупрозрачным полотном в виде главной опоры. А также используют несколько отражающих поверхностей разного цвета, позволяя гибко модифицировать освещение под имеющиеся задачи. В фотостудии подобные «связки» также могут применяться для рассеивания и отражения светового потока от ламп и вспышек или же обработки естественного света.


Raylab RF-05 с с полупрозрачным рассеивателем и серебряным отражателем. Источник: fotosklad.ru

Из предложений Рейлаб можно выделить круглый отражатель RF-05 5-в-1. Он представляет собой упругий каркас, покрытый полупрозрачной тканью-рассеивателем. Для обеспечения универсальности, аксессуар также дополнительно укомплектован четырьмя сменными модифицирующими тканями:

  • белое полотно нужно для освещения теневой стороны снимаемых объектов. Цветовая температура при этом не меняется;

  • серебристая поверхность позволяет сделать отраженный свет ярче и жестче;

  • полотно с золотым покрытием повышает интенсивность светового потока, придавая ему более теплые оттенки;

  • черная поверхность отражателя необходима для выведения отдельного участка кадра из зоны освещенности, также для формирования нужных теневых рисунков.

Заключение

Правильная работа с освещением - залог повышения уровня создаваемых работ и удобства фотографа. Управлять световым потоком можно с помощью сразу нескольких профильных инструментов, причем многие из них стоят недорого. Фотографу-новичку можно начинать нарабатывать собственный опыт с использования отражателей - базового инструмента для работы со студийным и естественным светом.


Источник: profoto.com

При работе в фотостудии получить смягченный свет, схожий по параметрам с естественным освещением, можно с помощью фотозонтов - отражающих и просветных. Если же нужно контролировать световой поток более кропотливо, можно воспользоваться софтбоксами, создающими эффект освещения «сквозь окно». Для формирования фокусированного пучка света от фотовспышки, в свою очередь, лучше всего подойдут рефлекторы.

А к помощи каких вариантов управления светом прибегаете вы? Делитесь своим опытом в комментариях.

Автор:

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте