Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Фильтры для фотосъемки. Неактуальный аксессуар или незаменимый атрибут профессионального оснащения?


Наверное каждый фотолюбитель слышал или даже лично использовал такой аксессуар, как светофильтры. Не удивительно, потому что таким средством преобразования изображения пользовались еще на заре развития фотографии. Низкое качество фототехники и расходных материалов тех времен вынуждали искать новые методы улучшения кадров. Таким средством стали фильтры.

Цветные светофильтры в черно-белой фотосъемке помогли получать снимки совершенно нового уровня.

Преобразование черно-белой фотографии при использовании цветных светофильтров

В цветной съемке применение нашли разные конверсионные линзы.

Один из представителей конверсионного вида - флуоресцентный фильтр для цветокоррекции при фотографировании при флуоресцентном свете

Использовались даже разные нестандартные фильтры, для создания художественных эффектов.

С развитием фототехники до поколения цифровой фотографии многие светофильтры стали невостребованными. На замену цветным фильтрам пришли программные возможности камер, а автоматическая настройка баланса белого позволила отказаться от использования конверсионных аксессуаров. Такие приложения, как Photoshop, сделали ненужными пару видов стекол. Все потому, что цифровая постобработка снимков удобнее и проще всех устаревших приемов.

Всевозможные программные средства и функции прогрессивных камер, пришедшие на замену ранее популярным фильтрам

Вместе с тем, даже потенциал флагманских фотоаппаратов не может быть раскрыт без фильтров некоторых видов. К ним относятся защитные, поляризационные и нейтрально серые светофильтры. Каждый из них заслуживает подробного изучения. Отдельно стоит отметить инфракрасные фильтры - незаменимый, но очень редко используемый вид линз.

Ультрафиолетовые и защитные фильтры

Главным назначением защитных атрибутов является предохранение оптики объектива от разных повреждений и опасных факторов.

Ультрафиолетовые (UV) линзы, кроме защиты, также отвечают за отсечение света ближнего ультрафиолетового диапазона, невидимого глазу человека. Их применение помогает сохранить исходный контраст изображения и улучшить цветопередачу.

Классический вариант ультрафиолетового защитного светофильтра
Результат попадания постороннего предмета на объектив - царапина

Почему от них невозможно отказаться в пользу цифровых функций? Все очевидно - никакие функции фотокамер не защитят чувствительную линзу объектива от брызг воды, сколов, пыли, отпечатков пальцев, ударов и других рисков. Фильтр при этом считается съемным элементом-расходником, который в любой момент можно заменить.

Конечно, каждый дополнительный элемент в системе видоизменяет итоговое изображение. Но, это не повод отказываться от них. К тому же, сейчас защитные светофильтры производятся из специального оптического стекла и получают многослойное просветление, которое снижает любое воздействие на снимки. Использовать или не использовать такие светофильтры - вопрос приоритетов каждого фотографа.

Нейтрально серые светофильтры

Нейтрально серыми светофильтрами называются стекла, предназначенные для уменьшения пропускаемого света. Это дает возможность использовать нужные параметры диафрагмы или выдержки без изменения цвета.

Такое назначение может показаться странным, ведь фотографы хотят не подавлять свет, а наоборот увеличить объемы его улавливания объективом. Но, есть обстоятельства, при которых свет должен быть ограничен. Например, во время фотографирования с открытой диафрагмой при ярком солнце - в таких ситуациях выдержку желательно делать максимально короткой.

Поможет нейтрально серый фильтр даже тогда, когда нужна длинная выдержка - благодаря аксессуару можно создавать снимки с эффектом туманной воды или с длинной траекторией от фар проезжающих машин.


Без светофильтра

С использованием светофильтра ND400
Один из вариантов применения длинной выдержки

Главным отличием нейтрально серых светофильтров друг от друга является степень плотности. Она маркируется, как ND16, ND32, ND64 и так далее, где цифра означает степень ослабления светового потока. Значит, ND16 в 16 раз снижает интенсивность света - фотограф получает возможность увеличить выдержку в 16 раз.

Конечно, иметь сменные фильтры конкретной плотности не всегда возможно или удобно, что становится особенно актуальным во время видеосъемки - условия освещения могут существенно меняться непосредственно во время видеозаписи. Именно поэтому, популярны нейтрально серые фильтры с переменной плотностью. Они охватывают большой диапазон значений и соответственно маркируются (например, ND2-400).

Главным недостатком таких светофильтров считается невозможность определения конкретного значения светопоглощения, но сама возможность плавного изменения параметров нивелирует этот негативный момент.

Важно, что ND-фильтры переменной плотности не всегда способны стать полноценной заменой элементов с постоянным затемнением.

ND-светофильтр переменной плотности

Одним из подвидов таких фильтров также являются градиентные нейтрально серые светофильтры. Их назначение - затемнение только части кадра. Например, половина стекла может затемнять свет до ND4, а оставшаяся часть пропускает свет - на их границе образуется градиентный переход. Такой эффект будет полезен, когда отдельные участки кадра имеют разное освещение или нужно использовать художественные приемы.

Прямоугольный нейтрально серый фильтр с градиентным переходом на кронштейне

Реально ли отказаться от ND-фильтры в пользу цифровых методов обработки? Сомнительно. Заменить нейтрально серые светофильтры с переменной плотностью можно, выполняя обработку нескольких фотографий с последующим их объединением в один HDR-снимок.

Пример объединения нескольких снимков

При сверхдлинной выдержке это становится существенно труднее. Поэтому, рядовому фотографу-новичку намного легче установить нужный съемный светофильтр.

Интересно, что специально для поддержания качества при съемке в условиях избыточного освещения, компании-разработчики часто интегрируют нейтрально серые линзы в видеокамеры. Это еще одно подтверждение отсутствия альтернатив.

Blackmagic URSA Mini Pro - видеокамера с интегрированными ND-светофильтрами

В фотоаппаратах такие элементы не устанавливаются, поэтому нейтрально серые светофильтры остаются нужными и сегодня.

Поляризационные светофильтры

Самыми замысловатыми считаются поляризационные фильтры. Сложность не только в наименовании, но и в принципе действия. Для понимания последнего нужно знать некоторые нюансы.

Известно, что все видимое глазу - отраженный свет, который помогает человеку различать цвета, а также фактуры объектов.

Но, свет может изменяться в видимом и в невидимом для человеческого глаза спектре. Одно из таких преобразований - поляризация.

Процесс этот очень сложный, но в упрощенной форме его можно представить, как позиционирование светового потока в плоскости, которая параллельна направлению движения света.

Принцип действия поляризационного фильтра в упрощенном виде

Что это значит на практике? У света от многих источников нет своей поляризации. Но при его отражении от разных поверхностей уже может появляться частичная или полная поляризация. Это свойство характерно для неметаллических поверхностей.

Как использовать эти знания? Применять нужно светофильтр, пропускающий волну конкретной поляризации. Именно поляризационные фильтры блокируют лишний свет, удаляют блики с воды или стекол. Простым вращением стекла можно получить нужный эффект и усилить контрастность изображения.

Классический поляризационный светофильтр состоит из пары элементов:

  • статичного основания, предназначенного для накручивания на объектив;

  • подвижной оправки непосредственно с поляризационным стеклом.

Нужная плоскость поляризации устанавливается вращением подвижной оправки.

Типичные цели использования поляризационного светофильтра при пейзажной съемке - повышение контрастности неба

Делятся ли поляризационные светофильтры на подвиды? Да, они могут быть с линейным и круговым принципом поляризации. Линейные стекла сейчас встречаются редко. Все потому, что такие модели нарушают корректность срабатывания автофокуса. Поэтому, их перестали массово выпускать.

Можно найти даже такие экзотические элементы, как цветные поляризационные фильтры, которые придают изображениям дополнительные оттенки.

Один из вариантов использования - удаление бликов от неба с воды

Конечно, затемнить небо возможно с помощью Photoshop или других программ. Почему светофильтр нельзя заменить постобработкой? Все очевидно - затемнить небо просто, но удалить блики на стекле или воде невозможно. Если же идти по пути комплексной постобработки, то фотография утратит свою естественность.

На снимках световая схема не изменялась, но поляризационный светофильтр использовался для нейтрализации бликов

Реальную значимость поляризационных светофильтров сложно оценить в полной мере - следует знать, когда они будут наиболее эффективными.

Нужно помнить:

  1. Поляризационный фильтр удаляет блики только с неметаллических покрытий и поверхностей. При съемке металла такие светофильтры бессильны.

  2. Отражение света должно быть под тупым углом. При фотографировании определенных картин вспышка может оставить блик, с которым аксессуар просто не справится. Такой эффект можно заметить на небе, когда отдельные участки имеют разное затемнение.

  3. Сразу необходимо корректировать наиболее мешающий источник света - устранить все блики нельзя, поэтому нужно исключать основные. Использование сразу двух поляризационных светофильтров недопустимо, так как это сильно влияет на качество кадров и не даст ожидаемого эффекта.

Учитывая эти советы, фотографы смогут выбрать сцены, помогающие получить высокую эффективность поляризационных фильтров.

Правила выбора светофильтров

Все фильтры представляют собой стекла круглой формы, предназначенные для монтажа на объектив. Реже встречаются атрибуты прямоугольной формы, предусматривающие установку на внешний кронштейн.

Лучше выбирать аксессуары, соответствующие диаметру объективов - это избавит от проблем совместимости. В отдельных ситуациях допустимо использование адаптеров, с которыми можно применять стекла большого размера на меньших объективах. Светофильтры можно накручивать друг на друга, например поляризационный на защитный. При этом, следует помнить, что использование дополнительных линз с широкоугольными объективами может привести к появлению виньетирования. Поэтому, лучше выбирать модели с уменьшенной оправой, которая не будет урезать углы обзора. Среди таковых самые популярные поляризационные фильтры и аксессуары с переменной плотностью. Избавиться от виньетирования также поможет отказ от парного использования аксессуаров.

Несмотря на все достоинства поляризационных светофильтров, не нужно их применять в качестве защитных или всегда оставлять на объективе. Они имеют меньшую стойкость к разным факторам и быстрее приходят в негодность. Поляризационные элементы снижают интенсивность светового потока на несколько ступеней (зависит от модели), что может критическим образом отразиться на качестве съемки при слабом освещении.

На все светофильтры современного производства наносится просветляющее покрытие, которое нивелирует влияние на качество конечного изображения. Но даже при этом, установка любого дополнительного элемента на объектив дает свой эффект. Об этом нужно помнить.

Светофильтры рационально покупать комплектами. Наборы содержат все самые нужные составляющие - защитные, ND и поляризационные фильтры. Такая покупка будет более выгодной.

Комплект ND8, CPL и UV светофильтров

В заключении отметим, что светофильтры остаются актуальными даже сейчас и практически не имеют реальной альтернативы для улучшения фотографий. При этом, их эффективность полностью зависит от правильности применения.

Удачной съемки!

Автор:

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте