27.01.2015
Даниил Конторович –
популярный фотограф
из Санкт-Петербурга.
Известен также
под псевдонимом
Tertius Alio.
Больше всего
снимает портреты,
однако также
занимается репортажами,
работает и в других жанрах
Ведет учебные курсы
по съемке и обработке фотографий.
Вопросы Даниилу задает
Дмитрий Крупский.
|
Даниил Конторович – вКонтакте
|
По клику снимки открываются в увеличенном масштабе.
Дмитрий Крупский: – Даниил, расскажите о себе. Как вы взяли в руки камеру, какой прошли путь?
Даниил Конторовия: – Вообще, на данный вопрос лучше всего рассказывают фотографии автора… Мой путь весьма витиеват и тернист. Начал я фотографировать лет шесть назад, кисти и карандашу предпочтя цифровую камеру. Естественно, ни о какой достоверности и реалистичности фотографий на тот момент я не думал! Мне всегда нравился сюрреализм, сакральность, образность – на этом и начался формироваться мой стиль.
Примерно четырьмя годами позже я осознал подмену понятий в своей деятельности, а также перенасыщенность разными образами. Захотелось снимать что-то более взрослое и искусное с точки зрения фотографии. Меня стал интересовать именно портрет, а не автопортрет, как до того. Это действительно непростая задача! Не считаю, что на данный момент мне удалось достичь в этом каких-то серьезных высот, но, по крайней мере, я нащупал стезю.
Творческие люди, имеющие свои богатые внутренние миры, свое дело и способные вдохновить меня – это действительно отличный компромисс: я показываю человека, стараюсь подчеркнуть его характер, но при этом рассказываю свою сакральную историю. Два в одном – и это отлично! Конечно, чтобы достичь внятности формы, эстетической красоты, мне нужны еще годы и годы… Дорогу осилит идущий!

Кстати, из сказанного отчетливо вытекает понимание преобразований моего рабочего инструмента – камеры Canon, среднеформатный цифровой Pentax, пленочный Hasselblad 203fe. Сейчас снимаю также беззеркальным Olympus OM-D E-M1, эта камера стоит несколько особняком, мотивируя меня браться за репортаж – крайне важный жанр, без которого постановка вянет, как сорванные цветы.
– Что вы выражаете своими снимками? Можете ли назвать какие-то основополагающие, базовые идеи, концепции?
– Да, разумеется. Это жизнь в снимке, идея или смысловая составляющая, облеченная в визуальную, эстетическую форму. Не люблю искусство, которое нуждается в длинной текстовой аннотации. Все должно быть лаконично и прекрасно.
Как в фотографиях, так и на листах бумаги в основном я изображаю человека – лицо наиболее остро отражает внутреннюю составляющую.
– Вас можно называть портретистом?
– Я стараюсь стать портретистом. Хотя пока еще чувствую на себе оковы автопортрета, это ведь разные вещи.
– Как рождаются снимки? Конструируете ли вы сцену заранее, или все рождается импровизацией?
– В большей степени – здесь и сейчас. Я люблю импровизацию на основе того, что есть в настоящий момент. Конкретные кадры продумываю редко – опять же, стремясь к портрету, нужно снимать то, что витает в воздухе, настроение человека, волну момента. При этом не значит, что я до щелчка не выстраиваю кадр – естественно, организую пространство, стремлюсь к большей читабельности форм и подчинению общего смысла.
– А бывает ли, что идете от идеи, которую давно хотелось бы реализовать, и уже под нее подстраиваете конкретную модель и ситуацию?
– Да, такое тоже бывает – реже, но бывает. В таком случае я подбираю хорошего актера на данную роль. Вообще стараюсь отталкиваться от человека и его характерных черт, особенностей.
– Вы сказали, что любите снимать людей творческих. Вероятно, известных?
– Творческих – верно. От их индивидуальности проще отталкиваться и приглушать свое кричащее «Я!». Снимать известных не стремлюсь, напротив, интересуют одаренные, но неизвестные миру Человеки моего поколения.
– Получается, основные камеры у вас сейчас две – пленочный Hasselblad и беззеркальный Olympus E-M1. Можно ли их как-то сравнить?
– Сравнивать достаточно трудно – это просто разное. Как я уже говорил, E-M1 мотивирует меня делать репортажные снимки. Для таких вещей – камера безупречна.
– Наверное, большинству наших читателей все же ближе E-M1, чем Hasselblad. Давайте поговорим о нем. Какие особенности E-M1 пришлись вам кстати?
– Как и для многих – его компактность! Поворотный экран, возможность высоких значений ISO, стабилизация матрицы – все это отличные вещи для динамичной съемки.
Этот фотоаппарат абсолютно практичен. Захотел поснимать в душе – без проблем, он влагозащищенный; нужно взять ракурс от пола – не надо корячиться, можно просто повернуть экран и смотреть сверху; хочется снять селфи, или в помещении не хватает места для необходимого кадрирования при постоянном фокусном – тоже никаких проблем, есть удобное управление по wi-fi, с телефона или планшета.
Отлично работает стабилизация. Снимая с объективом 75/1.8, видишь, как картинка стабилизируется при тряске рук (намеренной), а движение матрицы в камере даже слышишь. Мне удалось снять резкую картинку с 75 мм (не забываем, что при пересчете на полный кадр это 150 мм) при выдержке 1/8 секунды. Сам бы я так не смог. Оптических аберраций со стабилизацией матрицы не происходит, это еще один плюс данной технологии.
Ко всему сказанному, я полюбил зум! В поездку или на съемку, можно смело брать один универсальный зум Zuiko 12-40/2.8 и знать, что не прогадаешь – он выдает отличный результат!


– Не являются ли ограничением некоторые особенности системы 4/3? Например, бОльшая глубина резкости, которую дает относительно небольшая матрица.
– Я и на пленке сейчас стремлюсь к большей глубине резкости, мучаясь со светом и выдержкой, поэтому глубина Олика – очень даже в тему, мне нравится. В любом случае есть 75/1.8 и 60/2.8, чудесно создающие малую глубину резкости.

– Просуммируем – какой у вас набор объективов к E-M1?
– У меня четыре объектива: 12-40/2.8, 17/1.8, 60/2.8 и 75/1.8. Было бы интересно попробовать 12/2.
– Если бы вам нужно было оставить себе только один – какой бы выбрали?
Я бы оставил 17/1.8. В эквиваленте это 35 мм – отличное фокусное для динамичных снимков, а также портрета в окружении. Самый универсальный для меня вариант.
Если же не учитывать универсальность, то 75/1.8 в рамках микры 4/3 – шикарный! Вот несколько снимков, сделанных им в Берлинском зоопарке.



– Используете ли такие фишки, как фокусировка и спуск на экране?
– Нет, мне удобней выбрать точку, а после нажимать на спусковую кнопку под указательным пальцем. Я и так делаю слишком много кадров, когда снимаю на Olympus.
– Можете к какому-нибудь из снимков рассказать историю создания?
– Например, этот снимок сделан 1-го января 2015 года, он родился отчасти благодаря Olympus’у.

Пост-новогодний отходняк, залипание в телефоне – кадр отлично передает нынешние реалии жизни. Натолкнули на мысли именно цвета, которые выдал Олик – баланс белого был не настроен, но это сыграло мне на руку для прочтения кадра.
– Мне очень понравился снимок, который вынесен в шапку этой страницы:

– Да, это самая сильная карточка, снятая мною на E-M1. Это был саундчек концерта – была проходка, благодаря организаторам и команде видеографов «Final Cut». Первоначальной целью у меня было поснимать портреты перед концертом, но я понял, что это гиблое дело, потому что с Васильевым в суматохе спокойно поговорить не удалось. Тогда я переключился на репортажку. Очень удобно – с поворотного экранчика – снял данный кадр с Андреем (так зовут человека в коляске).

На следующих двух снимках – эксперименты с жестким светом:


Меня порадовала информация, которую можно вытянуть из кадра. Важным критерием для меня является градации на светах и цветовая информация в тенях – в этом отношении все отлично!
– Возьмем этот снимок с закатным солнцем…

...если вас спросят: «разве это не банальная недодержка с непрорисованными тенями?»
– Я достаточно некритично отношусь к деталям в тенях. Кадр, построенный на полусилуэтах и выраженных светах – для меня гораздо выразительней, чем кадр, полностью проработанный, либо с плоскими светами. В какой степени все это преподносить – дело вкуса. Главное, что кадр с Olympus E-M1 позволяет обработать как душеньке угодно ;)
– И как вы обрабатываете снимки? В общих чертах.
– Снимки с E-M1 предпочитаю обрабатывать через Camera RAW, затем слегка доводя в фотошопе те вещи, которые физически в конвертере не сделать.
Мне нравится изображение E-M1 сразу на выходе из конвертера. Из-за шикарной цветопередачи, широкого динамического диапазона и малошумной матрицы можно обходиться средствами конвертера. Особенно если дополнительно использовать пресеты VSCO, в которые включены профили OM-D E-M1 и других фотоаппаратов Olympus. Конечно, что-то приходиться подстраивать вручную, но общий вид изображения получается «на раз».
– Насколько силен вклад пост-обработки в итоговый результат? Есть ли грань, до которой вы считаете приемлемым использование фотошопа?
– На данный момент я стараюсь делать пост-обработку не сильно приметную, но обыгрывающую кадр. Для меня крайне важен исходный материал – если он нуждается в кардинальных изменениях, то вероятней, отправлю кадр в корзину. Грань как раз заключается в неприметности. Не так давно у меня прошел период, когда я старался работать с фотошопом «академично», ничего не прорисовывая и создавая маски на основе каналов и прочих технических заморочек. Сейчас же я спокойно комбинирую рисованные маски, яркостные, воздействия простых инструментов. В конечном счете, все это не важно – до тех пор, пока не бросается в глаза.
– Может быть, поделитесь каким-нибудь любимым приемом при пост-обработке?
– Из маленьких хитростей, которые я использую после Camera RAW – расширение средне-тоновых частот. Желательно, чтобы кадр имел небольшую погрешность по точке черного и белого (к примеру, точка черного 10-15, точка белого 235-240).
Делаем дубликат слоя (ctrl/cmd + J).
На него применяем: filter/sharpen/unsharp mask (фильтры/резкость/контурная резкость). Здесь работаем не с резкостью, а с контрастностью деталей, имеющих средний размер.
Параметры в unsharp mask:
Amount: 8-14 (следим за пересветами и провалами; по крайней мере, первых образовываться не должно, если только в областях, которые будут позже замаскированы);
Radius: 460 (как правило, я отталкиваюсь от значения, рассчитанного как 1/10 от размера большей стороны кадра. К примеру, разрешение фото 5400х3400 – беру радиус приблизительно 540+/–80 пикселей).
Threshold: 0
После этого действия – по маске черной кисточкой лучше стереть задний план, если он в боке, воздушной перспективе. При необходимости также протереть пересвеченные участки.
Вот такой замечательный прием – главное, не перегибать палку. Кстати, он заменяет инструмент Clarity в Camera Raw, работая более аккуратно, без побочных эффектов. Конечно, при должной подготовке картинки.
Вообще, обработка стала для меня целой философией, а не просто наложением того или иного эффекта. Кому интересно послушать целиком мою концепцию о фотосъемке и обработке – добро пожаловать на курс, который я провожу как онлайн по скайпу, так и офлайн (в Петербурге, а в ближайшем будущем – и в Москве).
– Вы – популярный автор в Инстаграме. Почему так получилось, что для вас Инстаграм?
– Мне в принципе нравится снимать на телефон. В первую очередь я рассматриваю этот вид съемки как тренажер для глаз, чтобы не расслабляться. Фотограф ведь не просто работа, а образ жизни, состояние души. Камера учит нас смотреть на мир, как это нужно делать без нее. Увы, я еще далеко не достиг дзен и постоянное наличие камеры при себе мотивирует на то, чтобы с интересом смотреть по сторонам.
Инстаграм стал удобным сервером для демонстрации данных работ. Помимо этого, команда Инстаграм иногда предоставляет интересные возможности – например, маловероятно, чтобы я смог сам попасть в пустой Эрмитаж, когда у музея выходной день.
– Насколько я понимаю, Инстаграм изначально был задуман именно для показа снимков с телефонов, этим и был интересен, а сейчас стал просто одной из сетей для обмена снимками – всякими, снятыми чем угодно?
– Нет, я публикую там только снимки с телефона. У меня чисто спортивный интерес – сделать кадр исключительно с помощью смартфона.
– А что означает ваш ник в Инстаграм – Tertius Alio?
– Буквально – «третье лицо», то есть «сторонний наблюдатель». В былое время имело свою актуальность :).
– В конце разговора – традиционный вопрос о планах. Куда вы будете двигаться дальше, есть ли какие-то конкретные идеи?
– На данный момент основная моя цель – развитие. Из крупных поставленных задач – устроить персональную выставку с талантливыми людьми, которая нас всех сделает чуточку известнее и улучшит жизнь одаренным людям.
– Что бы вы посоветовали начинающим, которые учатся фотографировать?
– Не надо делать фотографию ради фотографии.
Смотрите работы признанных мастеров мировой фотографии (желательно 20-го века), старайтесь понять их фотографию, постоянно задавайтесь вопросом: "что вам здесь нравится?"
Все снимки Даниила Конторовича на этой странице сделаны фотоаппаратом Olympus OM-D E-M1 с объективами M.Zuiko Digital.
Вернуться к списку статей
Оставить комментарий