Nikon - интервью
Наше интервью с Ларсом Петтерссоном, NIKON (Lars Pettersson, Product Specialist, Nikon Europe).
Дмитрий Крупский: – Давайте начнем с главной новинки – зеркальной камеры Nikon D4. Для тех из наших читателей, кто еще не знаком с пресс-релизом, пожалуйста, расскажите в двух словах о ее главных особенностях.
Ларс Петтерссон: – Nikon D4 – новая высокоскоростная зеркальная камера. Обладает уникальными возможности для съемки видео, а также скоростной фотосъемки в формате RAW.
У Nikon D4 совершенно новая 16-мегапиксельная матрица, которая позволит вам получать снимки с очень высоким разрешением и точной цветопередачей – со скоростью до 10 кадров в секунду. Видеосъемка возможна в форматах 1080p и 720p, с различной частотой кадров. Nikon D4 имеет новый коммуникационный порт для подключения беспроводного передатчика WT-5, также есть порт LAN – так что спортивные журналисты и репортеры могут подключаться прямо к интернету. Новая система экспозамера D4 обеспечивает высокую точность экспозамера, улучшена автофокусировка. Есть и множество других, мелких усовершенствований в этой новой модели, и я уверен, что ее с удовольствием будет успользовать очень много фотографов во всем мире.
Д.К. – Эта модель – замена D3x или D3s?
Л.П. – Nikon D4 заменит D3s, которой больше не будет.
Новый процессор формирования изображения может делать 10 снимков в секунду в полном разрешении 16 Мп, в серии до 98 файлов RAW, если вы используете карту памяти XQD. Вся последовательность снимков стала и гораздо быстрее, и гораздо объемнее. Это очень важный довод в пользу Nikon D4 – например, для спортивных репортеров, которым при съемке нужно отслеживать некий динамичный объект, или длящийся некоторое время процесс – им нужны длинные, объемные серии. То, что мы добились таких показателей при полном разрешении 16 Мп – это большое достижение.
Система автофокусировки также гораздо лучше, чем у D3s. Хоть мы и знаем, что автофокус у D3s тоже очень хорош – у D4 он еще лучше. Быстрее, более точный. Он работает с объективами, или с комбинацией оптики, при диафрагме до F/8. Раньше было F/5.6. Это означает, что вы можете использовать 600-миллиметровый объектив с телеконвертером, и автофокус все еще будет работать. Это очень важно для той категории изделий, к которой относится Nikon D4.
Д.К. – Расскажите чуть подробнее про систему экспозамера. Вернее, про новый датчик распознавания сюжетов (Scene Recognition Sensor) – он используется для экспозамера, но не только для этого. У него 91000 зон и система распознавания лиц, верно? То есть, лица распознаются не в режиме Live View, а при обычном использовании оптического видоискателя?
Л.П. – Да, распознавание лиц работает при обычной съемке с видоискателем. Причем, например, если вы используете одноточечный автофокус, тогда датчик будет помогать системе экспозамера. Если же вы используете автоопределение зоны автофокусировки, то есть камера сама определяет точки для фокусировки, тогда в первую очередь будет работать распознавание лиц. Так что функциональность этого датчика – это комбинация экспозиционных и фокусировочных функций.
Д.К. – А что мы при этом видим в видоискателе? Вряд ли распознавание лиц отмечается каким-либо образом? Вероятно, просто приоритет отдается тем точкам автофокуса, которые попадают на распознанные в кадре лица?
Л.П. – Да, конечно, это просто влияет на выбор точек, которые используются при автофокусировке. Они подсвечиваются в видоискателе, как обычно.
Также показания датчика используются в системе экспозамера. Конечно, если вы ставите экспозицию вручную, то это ваше дело. Если же включена автоматика, то информация с этого датчика используется.
Д.К. – А еще какие функции у этого датчика? Кроме экспозамера и распознавания лиц?
Л.П. – Датчик (Scene Recognition Sensor) также помогает установке автобаланса белого. Он распознает источники света, которыми в данный момент освещена сцена. Как бы заранее ожидается некая соответствующая цветопередача. Он распознает в кадре телесные тона – это используется и при распознавании лиц, конечно, но также и для установки баланса белого. Также новый датчик является экспозиционным датчиком, в традиционном смысле этого слова.
Д.К. – А как вообще телесные тона помогают при установке автобаланса белого? Я сейчас говорю даже не о Nikon D4, а в принципе. Ведь лица такие разные. Допустим, с эталоном серого цвета все понятно – на то он и эталон. А лица бывают розовые и смуглые, бледные и... негритянские. Как же можно эту информацию использовать при установке баланса белого?
Л.П. – Мы видим лица настолько разными потому, что наш мозг очень чувствителен к телесным тонам, к этому диапазону спектра. Но тон (Hue) всех телесных тонов практически один и тот же. Белые или негры – у всех один и тот же тон. Не насыщенность, но тон, это ведь разные вещи.
Когда камера видет нечто похоже на телесный тон, включаются очень быстрые алгоритмы вычисления и определения – действительно ли это цвет кожи или нет. Похоже ли это на человеческое лицо или нет. Учитывается множество вещей.
Количество цвета, насыщенность у лиц разного типа различна, однако все телесные тона очень близки. Не совершенно одинаковы, но находятся в узком диапазоне.
Кроме того, это ведь вопрос восприятия. Например, люди в определенных частях света – не в Африке или Америке, а в Азии – воспринимают наши лица очень розовыми.
Д.К. – А мы, соответственно, воспринимаем их желтоватыми.
Л.П. – Да, так нам кажется. Но если посмотреть на цвет с более точной, количественной стороны, они почти одинаковы. Мы не можем увидеть, как чернокожий человек покраснел. Но они-таки краснеют.
Д.К. – А вот если, например, имеется закатное солнце. Соответственно, освещение красноватого оттенка, цветовая температура низкая. Какова позиция Nikon в отношении корректной цветопередачи в этом случае? Нужно ли передать белый цвет как белый, или же лучше оставить некое количество того самого красноватого оттенка, который создает определенную атмосферу?
Л.П. – Мы полагаем, что если вы снимаете, например, при свечах, то все и должно быть желтоватым. Потому что это натурально. Ведь само пламя свечи никто не видит белым, оно должно быть желтым.
Здесь есть проблема, когда вы берете образцы цвета (sample). Хорошо и просто было бы просто взять и воспроизвести цвета, но так нельзя, все получится ненатурально. Аспект натуральности всегда учитывается, и все это сложно.
Датчик помогает системе автобаланса белого, предоставляя информацию о самом источнике света, а не только о том, как освещеные предметы и каковы сейчас белые участки. Например, в тех условиях, что мы сейчас (сложное освещение с многочисленными искуственными источниками света разной цветовой температуры), мы хотели бы белые участки увидеть белыми.
Д.К. – Важная особенность Nikon D4 – это способность передавать видеоданные по HDMI, напрямую, в компьютер или на мониторы, верно?
Л.П. – Как таковой HDMI выход довольно обычен для многих камер. Особенность D4 в том, что здесь мы можем убрать из видеосигнала все шумы (cluttering). И отправить видео с матрицы непосредственно по HDMI.
Д.К. – Несжатый поток?
Л.П. – Да, несжатый и чистый (clutter-free). То есть, его можно записывать, перенаправлять и так далее.
Д.К. – Это ведь впервые в цифровых зеркальных камерах?
Л.П. – Да, насколько нам известно. У других производителей были решения, позволяющие избавиться от большинства проблем, но не настолько чистое решение, как в данном случае.
Д.К. – Очевидно, видеосъемка становится все более и более важной функцией для фотокамер? Снимаются уже целые фильмы зеркальными фотоаппаратами, на профессиональном уровне. Такова общая тенденция, и вам приходится ей следовать?
Л.П. – Если взять основную группу наших покупателей, это будут, скажем так, службы изображения (image bureaus). Они ежедневно снимают фото и видео, всевозможного назначения. Так что этой камерой мы хотели добиться, чтобы видеочасть была проще – для мониторирования, для обработки. В этой целевой группе – уже ежедневно этим занимаются! Например, свадебные фотографы, или репортеры – им тоже, все больше и больше, приходится комбинировать фото и видео.
Д.К. – Во время видеосъемки Nikon D4 может делать фотоснимки?
Л.П. – Да.
Д.К. – В видеоролике при этом получится пауза?
Л.П. – Вы можете выбирать. Есть два варианта: можно остановить видео и сделать фотографию в полном разрешении, или, не прерываясь, сделать двухмегапиксельный снимок.
Д.К. – Фактически, один кадр из видео?
Л.П. – Да.
Д.К. – Забудем на время про конкретные модели. Что вы думаете в целом про нынешнее наступление 3D-технологий в целом? Это реальная необходимость и желание покупателей, или просто маркетинговое давление произодителей?
Л.П. – За последние десятилетия было уже несколько попыток внедрить 3D. Лично мне нынешнее 3D не очень нравится, я устаю через пять минут – не знаю, возможно, у меня просто плохое зрение изначально. Конечно, производители разрабатывают новые технологии и пробуют их на рынке. Сейчас 3D лучше, чем десять лет назад. Может быть, в этот раз оно и останется, я не знаю. В производстве 3D очень дорого, гораздо более дорого, чем обычное HD. Производство многих 3D-фильмов было приостановлено и переведено на обычное видео по этой причине.
Д.К. – Прежде чем перейти к системе Nikon 1... возможно, вы что-то хотели бы сами рассказать про D4, чего я не спросил?
Л.П. – Мы поговорили о системе экспозамера, быстродействии камеры, о видеосъемке... Основные моменты, пожалуй, обсудили.
В эргономике D4 также много усовершенствований. Расположение кнопок улучшено, есть поддержка для большого пальца в портретной ориентации... вот здесь есть выступ над колесиком, так что если у вас надеты перчатки, колесико не заклинит. Кнопки на задней панели имеют подсветку. Казалось бы, небольшие детали, но на практике они имеют важное значение для удобства.
Д.К. – Ориентировочная цена D4?...
Л.П. – Около 5400 евро за камеру. Продажи во всем мире начинаются 16 февраля.
Д.К. – Хорошо, давайте теперь поговорим о беззеркальной линейке Nikon 1. Длительное время Canon и Nikon не делали камер такого типа. Среди пользователей было популярно такое мнение, как бы иерархия – круче всего, конечно, фулл фрейм; матрица формата APS-C тоже хороша, потому что такая используется в большинстве зеркалок; что же касается системы 4/3, в которой выпускают беззеркальные камеры Olympus и Panasonic, то там стоит матрица меньшего размера, поэтому это как бы уровень слегка пониже. И вот, к удивлению многих, Nikon разрабатывает стандарт с матрицей еще меньшего размера. Можете прокомментировать использование небольшой матрицы в системе Nikon 1?
Л.П. – Мы хотели создать систему, чтобы камеры были по-настоящему небольшими, и при этом быстрыми. Небольшие размеры – это и к объективам относится. А когда мы говорим об очень и очень быстрых камерах, речь не только о том, что они могут снимать 60 кадров в секунду, а еще и об отзывчивости камеры. О времени отклика при нажатии на кнопку спуска, о возможности сделать снимок сразу при нажатии кнопки. Эта особенность важна и понятна всем тем, кто использует зеркальные камеры. Для нас это было очень важно.
Дальше, мы не хотели сделать камеру с маленьким корпусом, к которой нужны большие объективы. Фактически, такая у нас уже есть – это D3100, небольшая камера с полноразмерной оптикой. Мы хотели сделать что-то новое, хотели сделать беззеркальную систему, вложить в нее лучшие технологии, какие у нас есть. Мы внедрили гибридную систему автофокуса, мы сделали небольшие объективы и сверхбыструю камеру. Важно подчеркнуть, что эта система была задумана как маленькая. В ней уже выпущено четыре объектива, и у нас есть множество идей насчет будущих объективов. Если сравнить с беззеркалками на матрице APS-C, наша система гораздо меньше.
Д.К. – Что касается отзывчивости – мы недавно делали сравнительный обзор Nikon J1 и Olympus E-PM1... и не могу сказать, что Nikon во всех аспектах оказался быстрее.
Л.П. – Всегда возможны дальнейшие улучшения! Одно время Nikon F5 был лучшей камерой, когда-либо сделанной. Сейчас, наверное, это уже не так.
Д.К. – Как вы представляете себе типичного покупателя Nikon J1? На кого ориентирована эта камера?
Л.П. – Определенно, на меня! Она такая маленькая, розовая...
Д.К. – Ага, совпадающая с цветом вашего лица!
Л.П. – Да-да, система распознавания лиц может за нее зацепиться...
Если серьезно, то я думаю, что в первую очередь это вариант для пользователей компактов, для апгрейда. Для тех, кто хочет более быструю камеру. Если вы сравните с компактом, то увидите, что J1 гораздо более отзывчивая.
Мы получаем очень хороший отклик от фотографов. Они хотят небольшую камеру, тихую, быструю. Вот они и составляют целевую группу.
Д.К. – А почему у Nikon J1 нет сюжетных программ? Есть автовыбор, но нет обычного набора из множества сюжетов – Портрет, Пейзаж и так далее. Казалось бы, для целевой группы, как вы ее описали, обычное дело – использовать сюжетные программы.
Л.П. – Мы очень долго думали, провели тысячи интервью с пользователями, когда начинали этот проект. Никто не использует сюжетные программы. Автовыбора вполне достаточно.
Д.К. – Эффектов обработки тоже нет. Они же модные и забавные? Производители их активно используют – в том числе и сам Nikon в своих компактных моделях.
Л.П. – Мы хотели добиться максимальной простоты в использовании. Когда вы что-то подобное добавляете, оно добавляет сложности в использовании. Простота уходит.
Д.К. – Да, ощущение простоты при общении с J1 я почувствовал.
Л.П. – Абсолютной простоты, верно. Кроме того, я уверен, что в рамках системы Nikon 1, с этим байонетом, мы еще увидим много разных камер. Мы можем сделать что-то еще более простое, чем J1. А если захотим, можем пойти и вверх. Все в наших руках. Формат CX – как открытая дверь.
Д.К. – Вы отвечаете на мой следующий вопрос! Есть ли какие-то определенные планы по развитию системы?
Л.П. – Наверное, вы видели у нас стенд с прототипами – идеями возможных объективов. Ничего сверх этого сказать сейчас нельзя.
Вот тот самый стенд:
Д.К. – Возможно, модели Nikon 1 намеренно сделаны такими простыми, чтобы не конкурировать с собственными зеркалками младшего уровня?
Л.П. – Они не перекрываются и хорошо дополняют друг друга. Беззеркалки Nikon 1 меньше размером, но и зеркальные камеры тоже никуда не денутся – поскольку оптический видоискатель дает чистую картинку, вы видите реальность. Для многих фотографов это имеет первостепенное значение – они хотят видеть реальное изображение.
Д.К. – Многие интересуются, ожидается ли модель на смену Nikon D700. Что бы вы им ответили?
Л.П. – Я бы ответил, что они не одиноки! Этот вопрос интересует многих. Вот все, что я могу сказать. Мы не обсуждаем вещи, которые не существуют. Могу лишь поблагодарить всех, кто ожидает новую камеру Nikon.
Д.К. – Хорошо, спасибо и вам!
Onfoto.Ru, выставка PMA@CES 2012, Лас-Вегас, США, 11 января 2012.
Вернуться к списку событий
Оставить комментарий