Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Nikon D5300



Режимы и функции

Режимы съемки переключаются поворотом диска, расположенного на верхней панели аппарата. Прежде всего, как и в любой зеркальной камере, есть группа режимов PASM.

Программный автомат P – камера автоматически подбирает выдержку и диафрагму для оптимальной экспозиции.

В режиме приоритета диафрагмы A вы устанавливаете диафрагму, камера определяет выдержку. 

В приоритете выдержки S вы задаете выдержку, камера подбирает диафрагму.

В ручном режиме M вы сами определяете и выдержку, и дифрагму.

Повороты диска режимов сопровождаются соответствующей анимацией на мониторе (если вы используете Графический вариант отображения информации). Диск ISO (правый из трех) на время пропадает, и на его месте появляется анимированное изображение диска режимов.

Пиктограмма зеленого фотоаппарата с надписью AUTO на диске режимов соответствует «однокнопочному» режиму Авто. Здесь практически все параметры определяются камерой в соответствии с текущей ситуацией. Вспышка выпрыгивает и срабатывает автоматически, если объект освещен плохо.

Большое удобство, в первую очередь для начинающих, предоставляют сюжетные программы. В Nikon D5300 пять из них размещены отдельными положениями на диске режимов: Макро, Спорт, Ребенок, Пейзаж, Портрет. 

Отдельным положением на диске режимов выделена съемка Без вспышки. Формально ее можно причислить к сюжетным программам, хотя по сути это все же немного другое.

Кроме того, на диске есть положение SCENE, дающее доступ еще к 11 сюжетным программам: Ночной портрет, Ночной пейзаж, Праздник/в помещении, Пляж/Снег, Закат, Сумерки/Рассвет, Портрет питомца, Свет от свечи, Цветение, Краски осени и Еда.

Установив на диске режимов положение SCENE, выбор конкретного сюжета вы производите, вращая диск управления большим пальцем.

При включении сюжетных программ возможности управления параметрами ограничиваются. Иногда категорически строго (например, в сюжете Пейзаж нельзя включить, даже поднять в рабочее положение, вспышку); иногда по умолчанию устанавливается некое значение (Авто-ISO), но его можно и изменить (установить вручную другое значение ISO). Небольшая часть параметров остается полностью доступной (формат файла).

Для эффектов процессорной обработки снимков (или, как их часто называют, цифровых фильтров) у Nikon D5300 отдельное положение на диске режимов – EFFECTS. Таких эффектов девять:

«Ночное видение» создает монохромное изображение с высокими значениями ISO. Он поможет сделать хоть какой-то снимок в условиях, когда света мало, а штатива у вас нет .

«Цветной эскиз» превращает снимок в подобие рисунка пастелью – смягченные тона, ровная заливка, подчеркнутые контуры.

«Эффект игрушечной камеры» создает картинку, стилизованную под съемку пинхолл-камерой – сильное виньетирование (затемнение краев кадра), повышенный контраст, некоторое искажение цветов.

«Эффект миниатюры» размывает передний и задний план (точнее, верх и низ снимка), имитируя малую глубину резкости, присущую макросъемке.

«Силуэт» резко повышает контраст изображения – например, если объекты в контровом свете плохо прорисовываются, снимок можно довести до почти полностью графического, силуэтного. Но при этом все же не монохромного.

«Выборочный цвет» оставляет на снимке лишь один выбранный цвет, а остальные участки превращает в черно-белые.

«Высокий ключ» и «Низкий ключ» создают светлую, воздушную (передержка), либо наоборот, темную и мрачную (недодержка) атмосферу на снимках.

«Рисование HDR» аналогично тому эффекту, который возникает при неумеренном использовании функции расширения динамического диапазона HDR. Настоящее рисование, и тем более живопись, результат напоминает весьма отдаленно.

Пример работы некоторых из эффектов:

Два пункта экранного меню посвящены Качеству и Размеру изображения. Качеством изображения назван формат файла, в который производится запись – либо JPEG (три различных степени сжатия – Fine, Normal и Basic), либо в формате RAW (в варианте NEF, стандарт компании Nikon). Есть и три варианта одновременной съемки RAW+JPEG – с каждым из трех вариантов JPEG. 

В пункте «Размер изображения» указаны три варианта – Большой 15 МБ, Средний 9.2 МБ, Маленький 4.7 МБ. Здесь имеется в виду ориентировочный объем файла в мегабайтах. Если же говорить о разрешении кадра, то для Nikon D5300 с его 24-мегапиксельной матрицей три соответствующие разрешения равны 24 МБ, 13.5 МБ и 6 МБ.

На практике объем большинства JPEG файлов качества Fine попадает в диапазон порядка 7-15 МБ.

Возможна ручная фокусировка (MF) и три вида автофокусировки. Режим AF-S оптимален для неподвижных объектов – автофокус фиксируется по полунажатию кнопки спуска. В случае AF-C (непрерывный следящий АФ) фокусировка производится непрерывано, пока полунажата кнопка спуска; если объект движется, камера может применить прогнозирующую следящую фокусировку, чтобы заранее рассчитать расстояние до объекта. В режима AF-A камера автоматически выбирает вид фокусировки в зависимости от того, движется ли объект.

Вариантов зоны автофокуса целых шесть: одноточечный АФ, динамический АФ (наиболее подходящий для хаотически движущихся объектов) с использованием девяти точек, двадцати одной или всех тридцати девяти точек, 3D-следящий и, наконец, автовыбор зоны. 

Во всех вариантах, кроме автовыбора, можно вручную задавать точку АФ кнопками навипада. Нажатие кнопки ОК выбирает центральную точку.

Слева на экране, под диском выдержек, отображается схема расположения 39 точек системы автофокуса. Выбранная точка выделена.

Если у вас включен динамический режим с 9 или 21 точкой, то вместе с перемещением главной точки за ней перемещается блок из 9 или 21 точек (на иллюстрациях ниже). Система автофокуса будет использовать их. 

Если у вас в меню включен вариант с использованием только 11 зон, то неактивные точки на экране погаснут и выбрать их, конечно, будет нельзя. Однако окружающий их блок из 9 или 21 зон по-прежнему будет использовать автоматикой. Аналогично, если выбран динамический режим с 39 точками, то они будут использоваться все, хотя вы так же можете указать главную, приоритетную, точку.

Если включен Автовыбор зоны, то будут использоваться все 39 зон, независимо от того, включено ли в меню 11 точек или все 39.

Наши тестовые замеры показали высокое быстродействие системы автофокуса Nikon D5300. Правда, не рекордно быстрое – тормозящий эффект вносит «китовый» объектив 18-55, слышно, как он шелестит, отрабатывая команды камеры, и это происходит не мгновенно. Но в целом впечатления даже с этим, самым бюджетным, объективом, остались вполне положительными.

Меньше понравилось, как подсвечиваются зоны автофокусировки в видоискателе. К варианту Автовыбор зоны претензий нет – в исходном состоянии зоны не отображаются и не подсвечиваются, а когда срабатывает АФ, то использованные зоны рисуются в видоискателе квадратиками со скругленными углами. С этим ладно. 

Однако, если используется ручной выбор, то выбранная зона (будь она в центре, или сдвинута) отображается постоянно; это неплохо, ибо вы видитие, куда именно собирается навестись АФ. Проблема в том, что в момент срабатывания активные зоны подсвечиваются красным цветом – и вот это подсвечивание видно то хорошо, то плохо, то не видно вовсе. Можно, конечно, ориентироваться на звуковой сигнал подтверждения автофокуса, или поглядывать в информационную строку внизу в поле видоискателся, где срабатывание автофокуса отмечается появлением зеленого кружка. Но все же это менее удобно, чем видеть подсвечивание красным цветом конкретной зоны. А оно получается то четким, то нет. 

Одно из отличий Nikon D5300 от младших, «трехтысячных», моделей – наличие экспобрекетинга, то есть возможности делать три последовательных снимка с заранее установленной экспокоррекцией в плюс и минус относительно нулевого значения.

Экспобрекетинг может быть полезен в условиях сложного освещения – имеет смысл сделать три снимка с разной экспозицией, а позже выбрать лучший из них без спешки.

Nikon D5300 имеет функцию HDR. В этом режиме камера делает быстрые кадры с разной экспозицией, которые затем складываются в один снимок. От недодержанного кадра используются самые яркие участки, и наоборот, от передержанного кадра берутся тени. В результате получается снимок с расширенным динамическим диапазоном, с улучшенной прорисовкой светов и теней.

В Nikon D5300 можно выставить один из четырех уровней интенсивности эффекта HDR, плюс есть вариант Авто. Камера выполняет автосовмещение снимков, то есть можно обойтись без штатива.

Пример съемки с включенной функцией HDR и без нее:

Вернуться к списку обзоров
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте