Базовые режимы съемки переключаются у Fujifilm X30 поворотом диска на верхней панели. На нем одиннадцать положений – программный автомат Р, приоритет выдержки S, приоритет диафрагмы А, ручной режим М, панорамная съемка, два положения для доступа к сюжетным программам SP1 и SP2, «продвинутые» режимы Adv, цифровые эффекты обработки (в терминологии Fuji – «расширенный фильтр», положение на диске Filter), полностью автоматический AUTO (пиктограмма фотоаппарата) и «расширенное автораспознавание сцен» SR+.
Повороты диска режимов сопровождаются анимацией на экране. Несмотря на то, что отзывчивость и быстродействие камеры в целом увеличилось по сравнению с моделью X20, тем не менее, анимация на экране несколько отстает от поворотов реального диска режимов, поэтому при быстром вращении легко проскочить мимо желаемого положения (если, конечно, вы в этот момент смотрите не на реальный диск, а на его отображение на мониторе или в видоискателе).
Набор сюжетных программ таков: Портрет, Сглаживание, Ландшафт, Спорт, Ночь, Ночь (штатив), Фейерверки, Закат, Снег, Пляж, Под водой, Вечеринка, Цветок, Текст.
Сюжетные программы по большей части имеют запретительный характер – то есть, поменять баланс белого нельзя, включить вспышку или макрорежим в режиме Ландшафт нельзя, и так далее.
Диск экспокоррекции продолжает работать.
В группу Advanced (переведенную как «расширенные») входят три режима – Pro Фокус, Pro Слабое освещение и Мультиэкспозиция.
Раньше их было пять, но в модели X30 два режима – Расширенный фильтр и Панорама – вынесены в отдельные положения на диске.
О режиме «Pro Фокус» (Adv. Pro Focus) камера дает не очень, на мой взгляд, внятное описание – «Распознает основной объект и градирует тона заднего фона». Речь здесь идет о том, что при одном нажатии кнопки спуска камера делает два или три кадра с разными значениями фокусировки, а затем программно объединяет их в один кадр. Основной объект остается резким, а фон размывается. Имитируется малая глубина резкости, объект отделяется от фона и снимок становится более симпатичным и «профессиональным».
Во время съемки камеру желательно установить на штатив, хотя это не обязательно. Камера в любом случае попытается сделать результирующий кадр, однако если дрожание окажется сильным, вы получите сообщение «Проверить изображения!». Камера может также отказаться делать снимок, если в кадре нет основного (близко расположенного объекта), который можно отделить от фона. В таком случае будет выведена странная фраза «Не сливает тона!» (она появилась в результате перевода не очень удачной английской фразы в одной из первых реализаций этого эффекта; с тех пор английский вариант давно исправили на вполне понятное «Cannot create effect», а в русском так и осталась какая-то невнятность).
Эффект работает лучше не в телеположениях зума (когда фон размывается и без его участия), а ближе к широкому углу. Вот пример, это полный кадр:
На первый взгляд, эффект действительно работает. Однако если посмотреть снимок в увеличенном масштабе... можно заметить, что края листика размазаны довольно неаккуартно, а на пересечениях линий часто возникают артефакты, области с аномальной резкостью.
Как мы уже сказали, эффект Adv. Pro Focus появился в камерах Fujifilm очень давно. Насколько я помню, в компактах с маленькой матрицей и менее светосильными объективами. Там он был действительно актуален. Сейчас же... Fujifilm X30 и без того неплохо размывает фон, а положительный эффект от применения фильтра может сводиться на нет (или даже получаться негативным) за счет дефектов изображения, о которых мы только что говорили. На мой взгляд, применение этой функции не имеет особого смысла.
Еще один режим, использующий технологию совмещения снимков – «Слабое освещение» (Pro Low Light). Камера делает четыре снимка и совмещает их в один. Таким образом уменьшается случайная составляющая цифрового шума, являющаяся следствием разного отклика одного и того же элемента матрицы в различные моменты времени. Взяв несколько снимков и усреднив значения этих откликов, можно уменьшить амплитуду их разброса и, соответственно, визуально воспринимаемую зашумленность изображения.
Сравним фрагменты двух снимков – сделанного в режиме «Слабое освещение» (эксопараметры при этом выставляет автоматика камеры) и обычного, с теми же значениями экспопараметров, заданными вручную: F/2.5, 1/60 сек, ISO2500. Баланс белого различается, поскольку в режиме «Слабое освещение» он автоматический, а в ручном варианте – задавался по образцу. Оба снимка сделаны со штатива, хотя «Слабое освещение» допускает и съемку с рук, в этом случае снимки будут совмещаться программно.
В режиме «Слабое освещение» действительно наблюдается снижение уровня шумов и более высокая детализация, по сравнению с обычным одиночным кадром.
Fujifilm X30 позволяет совмещать в один кадр два последовательно сделанных в формате JPEG снимка. Происходит это так. Вы включаете режим мультиэкспозиции, на экране появляется соответствующий значок. Делаете первый кадр, после чего камера дает возможность использовать его, или сделать снимок заново. Если вы подтверждаете, что кадр вас устраивает, то он остается на экране в полупрозрачном виде, и вы делаете второй снимок. Вам снова дают возможность либо переснять его, либо утвердить – во втором случае, собственно, камера и сохраняет один снимок с наложением.