Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Обзор Fujifilm X-T1



Дизайн, интерфейс, управление

Fujifilm X-T1 – камера не самая маленькая и легкая, однако ее габариты и тяжесть скорее приятны, чем обременительны. На мой вкус, такой формат близок к оптимальному, с точки зрения компромисса между мобильностью (меньше – лучше) и удобством эргономики (мельче – хуже). Рукоятка маловата, но все же обеспечивает довольно удобный хват. 

Выпускается также дополнительная рукоятка MHG-XT, с которой хват становится еще более удобным:

На передней панели камеры, между рукояткой и объективом, расположен передний диск управления и лампа подсветки автофокуса. Чуть ниже находится программируемая кнопка Fn2, которую удобно нажимать средним пальцем. Ниже – кнопка байонетного крепления.

С другой стороны от объектива расположен синхроконтакт, а также трехпозиционный переключатель режимов фокусировки – покадровый автофокус S, непрерывный C или ручная фокусировка М.

На оправе объективов Fujinon XF имеется диафрагменное кольцо, но у фиксов и у зум-объективов оно работает по-разному. На оправе фикс-объективов нанесены диафрагменные числа, и мы видим конкретное значение диафрагмы, которое у нас задано в тот или иной момент. Кроме того, на краю диапазона имеется красная буква «А»; если совместить ее с риской, то ручное управление диафрагмой отключается, и мы выходим из режима приоритета диафрагмы. 

Концепция же зум-объективов Fujinon XF – иная. Например, возьмем объектив Fujinon XF 18-55mm F/2.8-4.0 R LM OIS (27–83 экв.мм) – штатный зум, входящий в стандартный комплект поставки X-T1. Заметим попутно, что это объектив весьма высокого качества, и его можно оставить в качестве основного штатника, в отличие от большинства «китовых» объективов, предполагающих приобретение дополнительной оптики.

Диафрагменное кольцо на этой иллюстрации – самое близкое к камере из трех, правое (среднее – трансфокатор, а левое – ручная фокусировка). Его угловое положение не привязано жестко к определенным значениям диафрагмы. Вращая кольцо, мы отдаем команду на изменение диафрагмы, на установку нового значения. Однако каким именно будет это значение – видно только на мониторе камеры (или в видоискателе). Соответственно, и дифрагменные числа на оправу не нанесены. 

Для выхода из режима приоритета диафрагмы у объектива 18-55 используется отдельный переключатель. Его положение, отмеченное белой пиктограммой диафрагмы – это режим приоритета диафрагмы. Вообще-то, в фотоиндустрии этот режим традиционно обозначается буквой А (от слова Aperture), но в данном случае красная буква А символизирует передачу функции управления диафрагмой [А]втоматике камеры. То есть, если переключатель на пиктограмме диафрагмы – вы работаете с диафрагменным кольцом, а когда переключатель на букве А – диафрагму задает сама камера. 

Верхняя панель Fujifilm X-T1 – это просто праздник, феерия механических органов управления. Прежде всего, здесь есть диск установки выдержки. Логика его совместной работы с переключателем на объективе (или с диафрагменным кольцом в случае фиксов) проста и удобна. Если вы установите и диафрагму, и выдержку вручную – разумеется, это будет ручной режим М. Если поставите диск выдержек в положение [А]вто, то автоматически перейдете в режим приоритета диафрагмы (активным органом управления окажется диафрагменное кольцо на объективе). И наоборот, если поставите на [А]втомат переключатель на объективе (или кольцо диафрагм), то будете работать в режиме приоритета выдержки и устанавливать значение, вращая диск выдержек. Наконец, если и там, и там выберете положение [А]вто, то получится режим программного автомата Р.


Диск выдержек снабжен кнопкой-фиксатором. В области всех конкретных значений он вращается свободно, но при попадании в положение [А]вто диск защелкивается и фиксируется. Чтобы выйти из положения Авто, нужно нажать кнопку. Лично я подобные кнопки-фиксаторы не приветствую, но коли разработчики Fujifilm решили применить их (впервые в линейке X), вероятно, они изучали вопрос и получили от практикующих фотографов соответствующие пожелания.

Одно из нововведений в X-T1 – механический диск установки ISO. Для значений от ISO 200 до 6400 (соответствующих диапазону съемки в RAW) есть отдельные положения, с промежуточные шагами по 1/3 EV. Кроме того, имеется расширенное значение L, соответствующее ISO 100, а также два расширенных значения H1 и H2 в верхней части диапазона. По умолчанию на них установлены ISO 12800 и 51200, но можно задать через меню и другие варианты. Кроме того, есть положение [А]вто-ISO.

Диск ISO снабжен кнопкой-фиксатором, но здесь ситуация еще менее удобна, чем с диском выдержек. Фиксируется каждое значение ISO (а не только Авто, как в случае выдержек). Кнопку нужно нажимать каждый раз, когда вы хотите изменить ISO. На мой взгляд, это перебор. 

Причем изменять значение ISO можно исключительно диском. Хотя среди функций, которые назначаются на программируемые кнопки, есть «ISO» – это не выбор значения ISO, а лишь настройка опции Авто-ISO.

Резюмируя, скажу так: железные диски и рычажки – это здорово, это супер, но с диском ISO... перемудрили.

Раз уж упомянули опцию Авто-ISO, отметим, что в этом режиме камера не учитывает фокусное расстояние объектива. В меню задается только максимальная допустимая выдержка (или, как теперь часто не вполне корректно формулируют, используя кальку с английского, «минимальная скорость затвора»). Уж если вы поставили 1/30 сек, то камера будет удлинять выдержку вплоть до этой величины, независимо от того, снимаете ли вы в данный момент на фокусном расстоянии 18, 55 или 200 мм. 

Кстати, самая короткая из выдержек, которую вы можете задать в качестве «минимальной скорости затвора» в режиме Авто-ISO, составляет 1/500 секунды и может оказаться недостаточно короткой, если вы хотите заморозить движение быстрых объектов.

Вернемся от диска ISO на правую сторону верхней панели X-T1. Рычажок включения питания располагается вокруг кнопки спуска. На самой кнопке (опять же, в отличие от моделей X-Pro1, X-E1, X-E2) резьбы для подсоединения традиционного механического тросика не имеется. Правее находится кнопка с красной точкой, позволяющая в любой момент начинать запись видео. Это здорово; у предыдущих Fujifilm X видеосъемка была отдельным режимом, доступ к которому получался, мягко говоря, не мгновенным.

Диск экспокоррекции в меру большой и не в меру тугой. Провернуть его одним большим пальцем практически нереально, придется обязательно браться двумя.

На верхней панели есть еще кнопка Fn, она программируемая. По умолчанию на нее назначено включение Wi-Fi. На первый взгляд это кажется необоснованным, ведь Wi-Fi – функция, включение которой происходит относительно редко, не во время съемки, и потому вряд ли она заслуживает вынесения на отдельную кнопку для оперативного доступа. Однако оказывается, что кнопка Fn расположена настолько неудобно, зажата между двумя дисками, что, наверное, и правильно – пусть на ней будет Wi-Fi, в самый раз. Ничего более полезного туда назначать и не хочется. К счастью, у X-T1 есть еще пять других программируемых кнопок.

Переходим на заднюю панель. 

Прежде всего, отметим переключатель режимов затвора, которой расположен слева, под диском ISO. У других моделей Fujifilm X переключение осуществлялось через нажатие кнопки Drive и выбор пункта на экране, но «железный» рычажок, конечно, удобнее.

Для фиксации автофокуса и экспозамера предусмотрены две раздельные кнопки. Кнопка вызова меню быстрого доступа Q расположена близко к большому пальцу, до нее не приходится тянуться, как на Х-Е2 – прекрасно.

Все четыре кнопки навипада – программируемые. При этом важная функция выбора зоны автофокуса (точнее, включение этой функции) по умолчанию назначена на кнопку Вниз. 

Если у вас включена одноточечная фокусировка, то кнопкой Вниз можно включить возможность выбора зоны, перемещаясь по матрице из 7х7=49 положений в пределах кадра. Кроме того, вращением диска управления можно изменять размер зоны, всего доступны пять вариантов.

Выбор зоны работает как в режимах с живым изображением, так и на информационной панели.

Лично мне показалось более удобным разместить кнопку выбора зоны не на нижней клавише навипада, а поближе к большому пальцу, на верхней клавише, которая по умолчанию занята включением режима MACRO, практически бесполезного на камере со сменными объективами, где возможность реальной макросъемки определяется в первую очередь установленным объективом. Еще один вариант, и возможно, даже более удобный – назначить выбор зоны на кнопку Fn2, что на передней панели. 

В некоторых обзорах X-T1 встречается идея – назначить включение выбора зоны АФ на все четыре кнопки навипада. Да, именно так – одну и ту же функцию на четыре кнопки. Мне это кажется довольно странным. Ведь даже если вы назначите выбор на все кнопки, то все равно первое нажатие будет просто включать этот режим, как это делает сейчас одна кнопка. Последующие же перемещения зоны в любом случае выполняются всеми четырьмя кнопками. На мой взгляд, жалко терять три программируемые кнопки ради сомнительной выгоды от возможности включать режим выбора любой из четырех кнопок, а не лишь одной определенной.

В любом случае, гораздо более существенной проблемой мне показалось исполнение кнопок задней панели. Они недостаточно рельефные и плохо читаются на ощупь. Имеют маленький ход, само нажатие при этом невнятно. Особенно неудачны кнопки навипада. Понятно, что определенную роль здесь сыграло всепогодное исполнение камеры (резиновые колечки и прокладки, которые смягчают ход кнопок), но тем не менее. Уж рельефными-то их всяко можно было бы сделать.

Кстати, если уж камера имеет всепогодное исполнение, можно предположить, что разработчики предполагали возможность работы и под дождем, и в морозы (специфицированы рабочие температуры от –10°С). Одним словом, в условиях более экстремальных, нежели тепличные. Однако если надеть перчатки, то кнопки читаются совсем плохо. Лично для меня этот момент показался главным недостатком эргономики Х-Т1. Впрочем, здесь надо оговориться, что у абсолютно любой модели что-нибудь да покажется неидеальным, так что это вполне нормально и никоим образом не перечеркивает общее впечатление от X-T1, самое что ни на есть положительное.

Монитор у Fujifilm X-T1 поворотный, и это замечательно. Ранее разработчики обосновывали отсутствие поворотного монитора в камерах Fujifilm X, мотивируя это тем, что такая конструкция неизбежно увеличивает габариты камеры. Однако все же решились, и справились неплохо. Модель X-T1 действительно получилась толще, чем X-E2, но камера и в целом габаритнее, так что поворотный дисплей воспринимается вполне органично.

Нажав кнопку DISP/BACK, мы можем выбрать один из нескольких типов вывода информации на монитор – чистое изображение, Стандартный вариант – с выводом информации поверх живой картинки, Информационная панель, а также пользовательский вариант, который можно конфигурировать в меню, включая или выключая отображение отдельных элементов (гистограммы, сетки и так далее).

В режиме ручной фокусировки появляется еще один, новый вариант работы дисплея, именуемый Dual View (в русскоязычном интерфейсе – «Двойной»). Суть его в том, что когда вы включаете режим MF, зона фокусировки отображается на дисплее в увеличенном масштабе не поверх основного изображения (как у всех камер), а на отдельном маленьком экранчике справа от основного изображения (иллюстрация внизу). 

В режиме Dual View именно на этом дополнительном экранчике работают все функции помощи при ручной фокусировке, которые появились в последнее время у Fujifilm, то есть выделение контуров, цифровое разделение изображения, ну или обычное отображение.

Если вы не в курсе, что это за функции, можете заглянуть в наш обзор Fujifilm X-E2, где мы рассказывали о них подробнее, с видеоиллюстрацией.

При полунажатии кнопки спуска затвора маленький экранчик (а также, как видите на скриншоте, и многая другая информация) с экрана пропадает. Меня это слегка напрягало, хотя логика понятна – раз вы нажимаете кнопку спуска, значит, процесс фокусировки завершен и показывать соответствующую картинку незачем. 

Наконец, мы добрались до видоискателя X-T1 – и это отдельная песня. По разрешению он такой же, как у X-E2, то есть 2.36 миллионов точек. Однако увеличение больше (0.77х против 0.64х), и в результате картинка не только высокодетализированная, но и просто огромная. Она больше, чем у многих профессиональных зеркалок, уж не говоря о младших моделях. Полное изображение даже непросто охватить глазом, особенно если вы снимаете в очках и не можете приблизить глаз вплотную к окуляру. К счастью, разработчики позаботились и об этом. Можно переключать режимы отображения в видоискателя – с полного поля (при котором информация помещается поверх изображения), до слегка уменьшенного (в этом случае вокруг кадра остается небольшая черная рамка, и большинство информации, в том числе экспопараметры внизу, попадают именно на нее).

Признаюсь, что ранее я уже видел видоискатель подобного уровня у Olympus OM-D E-M1, поэтому в случае X-T1 настолько шокового впечатления уже не было. Прекрасная картинка – да! А сюрприза – уже нет. Кажется, что у топовой модели именно такой видоискатель и должен быть. На мой взгляд, это замечательно – когда выход отличных камер смещает наши ожидания в лучшую сторону. Значит, прогресс идет.

Кстати, формально ЭВИ у X-T1 чуть крупнее, чем у E-M1, но субъективно разница не ощущается, видоискатели воспринимаются примерно одинаковыми. А вот что отличает X-T1 – так это то, что при повороте камеры в портретную ориентацию картинка в видоискателе тоже поворачивается. То есть, речь не о снимаемой сцене, конечно, а о всей графическей информации, накладываемой поверх изображения. Надписи разворачиваются, при этом получаются горизонтальными и хорошо читаемыми. Когда видишь, насколько это здорово, остается только удивляться, почему никто до сих пор такого не сделал. Аналогичным образом поворачивается информация на мониторе многих зеркальных камер Nikon, но в том-то и дело, что только на мониторе. Такой поворот в видоискателе у зеркальных камер вообще невозможен. Ну, или малореален.

Заметим также, что у видоискателя X-T1 очень маленький лаг. То есть, если помахать рукой перед объективом, задержка картинки будем почти неощутимой. По заверением разработчиков – рекордно короткой, всего в 0.005 секунды. Честно говоря, не знаю, как это измерялось, потому как заметить задержку на глаз все же можно – по этому параметру электронные экраны все же еще не догнали обычное зеркало.

Режим Dual View, о котором мы только что говорили, работает у X-T1 также и в видоискателе. Расположение элементов при этом чуть-чуть отличается от основного монитора (гистограмма размещена ниже маленького экранчика, а не выше), но в общем все точно так же.

В «пользовательском» варианте отображения информации доступно пятнадцать параметров для конфигурирования.

Один из вариантов отображения во время съемки – Информационная панель. 

Отображение информации здесь пассивное, в явном виде активизировать пиктограмму нельзя, хотя вносимые с помощью кнопок и дисков изменения, конечно, отображаются.

А вот Панель управления, вызываемая на экран кнопкой Q – активная, то есть, значение выделенного ярким прямоугольником параметра можно изменять сразу, вращая диск управления, а кнопками навипада пожно передвигаться по панели. Нажатие центральной кнопки навипада ОК не откроет, как можно подумать, страницу настройки данного параметра, а вернет вас к съемке, равно как и нажатие кнопки Q и полунажатие кнопки спуска затвора.

На кнопку навипада Вверх по умолчанию назначена опция «макросъемка». Вероятно, при этом система автофокуса получает подсказку, что объекты следует искать в первую очередь на небольшом расстоянии. Минимальное же расстояние фокусировки в режиме макросъемке, конечно, будет зависеть от установленного объектива.

Кнопка навипада Влево по умолчанию отвечает за стили изображения, или цветовые схемы, которые компания Fujifilm традиционно соотносит с названиями соответствующих фотопленок. Таких цветовых схем используется довольно много, целых десять, а именно – Стандарт (пленка Provia), Vivid (яркий, пленка Velvia), Слабый (приглушенные тона пленки Astia), три варианта Черно-белого изображения (три из них с желтым, красным и зеленым фильтрами), плюс тонирование в Сепию.

Еще две цветовые схемы соответствуют негативным фотопленкам. Схема Pro Negative Standard обеспечивает максимально мягкую передачу тонов и подходит для профессиональной студийной съемки. Схема Pro Negative High дает чуть более высокую насыщенность и контраст, ее можно рекомендовать для съемки портретов на улице.

Очень удобная опция, если вы снимаете в JPEG – брекетинг по цветовой схеме («с моделированием пленки»). Можно указать три «пленки» для использования в брекетинг серии – например, Стандарт, Яркая, Черно-белая.

Кнопка навипада Вправо позволяет задать Баланс белого. Помимо набора пресетов и варианта Авто, имеется установка по образцу, по значениям цветовой температуры в Кельвинах, а также точная подстройка по двум цветовым координатам, причем индивидуальная для каждого пресета.

Вернуться к списку обзоров
Перейти к обсуждению на форуме

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте