Режимы съемки Canon EOS 100D переключаются поворотом диска. Всего режимов двенадцать.
«Режимы творческой зоны» – это классические PASM (в данном случае, P-Av-Tv-M).
Зеленая пиктограмма А+ обозначет «Интеллектуальный сценарный режим» (Scene Intelligent Auto), при котором камера сама подбирает оптимальные настройки в соответствии с условиями и объектом съемки.
Дальше идет режим Без вспышки, Творческий авторежим СА, затем четыре сюжетные программы (Портрет, Пейзаж, Крупный план и Спорт). Кроме того, за положением диска SCN скрыто еще шесть программ – Дети, Еда, Свет свечей (кстати, этих трех программ нет у Canon 700D), Ночной портрет, Съемка с рук ночью и HDR контрового света.
Два последних режима из перечисленных – Съемка с рук ночью и HDR контрового света – базируются на том, что камера быстро делает несколько снимков (четыре и три соответственно), которые затем автоматически совмещаются для получения результата.
Если в меню включена система помощи (Руководство), то вращение диска режимов сопровождается выводом на экран пояснений о сути текущего режима (как на иллюстрациях).
Обратите внимание, что пользовательских режимов (хотя бы одного), для сохранения текущих настроек камеры, у 100D нет.
Режим «HDR контрового света» реализован так же, как в 650D и 700D, то есть очень плохо. Беда в том, что в этом режиме запрещен ввод экспокоррекции! Поэтому хотя теневые участки высветляются, яркие могут оставаться пересвеченными, и снимок в целом выглядеть белесым, передержанным. Чтобы этого не происходило, функцию HDR хорошо было бы применять с одновременной экспокоррекцией в минус, но увы.
Более того, запрещено также использование блокировки экспозиции кнопкой [*]. Разработчики изо всех сил постарались лишить нас возможности влиять на результат съемки. К счастью, в нашем распоряжении осталась фиксация экспозамера по полунажатию кнопки спуска – хотя, как вы понимаете, зачастую ее будет недостаточно. Досадно, что такую реализацию HDR разработчики Canon, в отличие от меня, по-видимому, считают приемлемой, поскольку применяют ее уже в нескольких моделях EOS.
В режимах, относящихся к «базовой» зоне (в частности, в сюжетных программах), возможности управления параметрами съемки ограничиваются. Перестают работать кнопки ISO, тип экспозамера и так далее. Однако определенные возможности контроля сохраняются. Рассмотрим для примера сюжетную программу Спорт.
Здесь используется понятие «Атмосферы съемки». Это понятие комплексное. В едином перечне вариантов есть позиции (Стандартная, Живая, Мягкая и др.), похожие на Стили изображения (хотя не идентичные им). Кроме того, есть позиции, относящиеся к цветовому сдвигу (Теплая, Холодная). А есть и попросту экспокоррекция (Ярче, Темнее).
Степень интенсивности «Атмосферы» можно подстраивать (эффект Слабый, Стандартный, Сильный). В случае экспокоррекции (Ярче, Темнее) это будет эквивалентно величине экспосдвига. Для монохромных изображений можно выбрать тон (Черно-Белое, Синее или Сепия).
Следующий доступный параметр называется «Съемка по освещению или сцене». На иллюстрациях включен вариант «Тень», и если мы посмотрим еще и другие варианты – Дневной свет, Облачно, Закат – то догадаемся, что речь идет не о чем ином, как о Балансе белого.
Вообще говоря, на мой взгляд, вся эта система освещений и атмосфер выглядит несколько сложной и надуманной. Конечно, разработали-то ее, чтобы помочь начинающему фотографу. Но я не уверен, что термин «Съемка по освещению или сцене» окажется более интуитивно понятным, чем «Баланс белого». Или что освоить грамотное, в фотографическом смысле, действие – ввести экспокоррекцию в плюс или минус – так уж сложнее, чем выбрать в меню пункт «Ярче» или «Темнее». Уж коли пользователь осознает самую необходимость сделать снимок светлее, не лучше ли сразу освоить грамотный путь? Если же не осознает, то ему и пункт «Ярче» не нужен – можно получать отличные снимки и на полном автомате в «Зеленом» режиме.
Творческий авторежим CA дает несколько больше возможностей по управлению параметрами, чем сюжетные программы.
Первая параметр (верхняя строка соответствующего экранного меню, на иллюстрации «Стандартная») – это уже знакомая нам «Атмосфера». Дальше идет параметр «Размытый фон» (с пятью отметками по шкале Размытый/Четкий) – речь, конечно, идет о диафрагме. Заметим, что управления выдержкой здесь нет.