Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

PMA@CES 2012 - репортаж с выставки



Fujifilm X-Pro1 (часть 1)

Вскоре после анонса беззеркальной системной камеры Fujifilm X-Pro1 компания Fujifilm провела презентацию новинки для небольшой группы российских журналистов. Об уникальных особенностях X-Pro1 нам рассказал Хироши Кавахара (Hiroshi Kawahara, Operations Manager, Products Planning Division), ответственный за разработку этой модели.

Мы уже знакомы с г-ном Кавахара. Полтора года назад мы говорили с ним о камере Fujifilm FinePix X100, в которой был впервые использован гибридный оптико-электронный видоискатель (см. наше интервью с Х.Кавахара на выставке Photokina 2010).

После презентации X-Pro1 Хироши Кавахара ответил на вопросы Onfoto.Ru. Поскольку по большей части они касались именно этой новой модели, мы не будем выделять их в отдельный блок, а для удобства читателей встроим в соответствующие места рассказа о камере. 

Сначала Хироши Кавахара рассказал, что будет выпущена ограниченная серия камеры Fujifilm FinePix X100 в специальном «черном» исполнении.

Напомним, что отличительные черты модели FinePix X100 – крупная матрица APS-C, фикс-объектив, исключительно стильный дизайн, а также впервые примененный гибридный видоискатель (см. наш обзор Fujifilm X100), позволяющий не только переключаться между оптическим и электронным вариантом, но и накладывать «электронную» картинку поверх оптического изображения.

В издании Black Edition все элементы внешнего оформления X100 сделаны черными – верхняя и нижняя панели, диски управления выдержкой и экспокоррекцией, оправа объектива. В комплект входит эффектный кожаный чехол, защитный светофильтр, бленда и адаптер, стильная коробка, специальные сертификаты – одним словом, всячески подчеркивается редкое, особенное исполнение.

Будет выпущено 10 тысяч экземпляров X100 в оформлении Black Edition. Ожидается, что та часть тиража, которая предназначена для Японии, будет продана за первый же день.
В России стоимость комплекта составит 54990 рублей.

С начала производства и по декабрь 2011 года включительно в мире было реализовано 100 тысяч экземпляров модели FinePix X100. Для беззеркалки высокого уровня – немало, это даже больше, чем рассчитывали в компании Fujifilm. 

Далее Хироши Кавахара перешел к самому интересному – рассказу о новой камере Fujifilm X-Pro1. Это беззеркальная камера, построенная на 16-мегапиксельной матрице формата APS-C. В ней используется усовершенствованный гибридный видоискатель, позволяющий изменять масштаб изображения. Кроме того, объективы теперь стали сменными – компания Fujifilm разработала новую систему с байонетом X-mount.

Ключевые особенности Fujifilm X-Pro1 – матрица новой конструкции X-Trans CMOS, байонет X и объективы XF, гибридный видоискатель Hybrid Multi Viewfinder и усовершенствования в интерфейсе, а также аксессуары, расширяющие функциональность камеры. 

Начнем с матрицы X-Trans CMOS. Она была разработана для максимальной реализации потенциала оптики XF, для борьбы с артефактами, снижающими разрешение и качество изображения. 

Прежде всего, к таковым артефактам относится муар. Это явление образуется при наложении двух структур с регулярным рисунком. Если говорить о фотографии, то одной из таких структур может служить внешний объект – например, ткань пиджака, как на иллюстрации слева, или кирпичная стена дома (см.далее).

Второй регулярной структурой является матрица цифрового фотоаппарата, а точнее – цветной фильтр с повторяющимися элементами. В подавляющем большинстве матриц используется шаблон Байера – два зеленых элемента, красный и синий, сгруппированных в квадрат 2х2.

В результате на снимках могут появляться искажения, показанные на иллюстрации справа, с кирпичной стеной дома. 

Onfoto.Ru: эффект здесь несколько утрирован для пущей очевидности, но суть его именно такая. Кроме того, регулярная структура Байера может приводить к появлению паразитного окрашивания изображения – взгляните, например, на следующую иллюстрацию, где хорошо виден и муар, и окрашивание:

Основное средство борьбы с муаром в цифровых аппаратах – оптический низкочастотный фильтр (OLPF), размещаемый перед элементами матрицы.

Такой фильтр слегка размывает изображение. Муар при этом исчезает, или хотя бы уменьшается, но одновременно происходит снижение разрешения, потеря мелких деталей изображения (справа).


Решение, которое нашли инженеры Fujifilm – иная последовательность чередования цветных элементов матрицы, более сложная, чем в обычной схеме Байера. Муар исчезает, резкость сохраняется.

Идею подсказала обычная фотопленка. Светочувствительные элементы – зерна галогенидов серебра – расположены в эмульсионном слое в виде хаотической, случайной, нерегулярной структуры. 

Поэтому при использовании фотопленки эффекта муара не возникает.

Таким образом, перед разработчиками стояла задача – сделать распределение цветных элементов менее регулярным, чем у Байера, более хаотичным.

 В матрице X-Trans CMOS базовым элементом является квадратный шаблон 6х6. В пределах этого квадрата расположено 8 красных точек, 8 синих и 20 зеленых, всего 36. Тогда как у Байера, как мы помним, базовый элемент – это квадрат 2х2.

Далее, конечно, базовые элементы все же повторяются. Однако и невооруженным глазом видно, что матрица X-Trans CMOS имеет более хаотичную структуру...

... чем обычная матрица с цветным фильтром Байера (см. ниже).

 

В результате эффект муара резко уменьшается, а разрешение остается высоким.

Попутно можно отметить, что в шаблоне X-Trans CMOS элементы каждого из базовых цветов встречаются в каждом из рядов и столбцов, тогда как в шаблоне Байера есть «красные» и «синие» ряды (что, собственно, и приводит к паразитному окрашиванию мелких деталей изображения).

На графике, предоставленном компанией Fujifilm, можно увидеть выдающиеся результаты, показываемые камерой X-Pro1 в сравнении с камерами на «обычной» матрице.

По вертикальной оси отложено соотношение сигнал/шум (выше = лучше), а по горизонтальной оси – разрешение (правее = лучше). 

Желтым цветом обозначены результаты некоей зеркальной камеры на матрице формата APS, красным цветом – полнокадровой зеркалки, а зеленым – камеры Fujifilm X-Pro1 с матрицей X-Trans CMOS. 

Из графика получается, что X-Pro1 по разрешению и шумам обходит даже зеркальные камеры с полным кадром. Безусловно, это очень интересно – с нетерпением ждем, когда можно будет попробовать X-Pro1 в работе.

Дмитрий Крупский: – Насчет матрицы с шаблоном 6х6. Сложнее ли в технологическом плане сделать такую структуру, чем с обычным Байером 2х2? 

Хироши Кавахара: – Самое сложное – это процессорная обработка! Простой шаблон 2х2 прост в обработке для процессора. А для обработки 6х6 нам пришлось разработать новый процессор. Это сложнее, чем сделать саму матрицу.

Д.К. – Очевидно, это накладывает ограничения... Я имею в виду, что если бы сделать, допустим, шаблон 256х256 – рисунок стал бы еще менее регулярным, но это было бы совсем сложно для процессорной обработки?

Х.К. – Да, верно. 

Ну что ж, матрица матрицей, но такие выдающиеся результаты, как мы только что видели на графике, невозможны без качественной оптике.

Одновременно с камерой X-Pro1 компания Fujifilm выпустила три объектива линейки XF с фиксированным фокусным расстоянием.

Асферические элементы, высокая светосила. Ориентация в первую очередь на фикс-объективы, а не зумы – очевидно, также для достижения бескомпромиссного качества изображения.

Особое внимание уделено лепесткам диафрагмы в объективах XF. Во-первых, они имеют оптимизированную форму, приближенную к окружности, что обеспечивает лучший рисунок боке (изображения в зоне нерезкости). Кроме того, технологически они изготовлены литьем, а не прессованием (как обычно) – таким образом уменьшаются внутренние отражения в объективах.

Как и в модели FinePix X100, объективы XF имеют кольцо установки диафрагмы. Оно не механическое в прямом смысле – фактически, поворотом кольца мы даем команду электронике камеры использовать именно это значение диафрагмы в момент снимка, а не впрямую управляем лепестками диафрагмы, как в «истинно механическом» случае. Хотя для фотографа разницы практически нет.

Диафрагменное кольцо на объективах позволяет устанавливать диафрагму с точностью до 1/3 экспоступени, а не до одной ступени, как обычно бывает.

Компания Fujifilm представила план по выпуску объективов XF в ближайшее время. Напоминаем, что для получения эквивалентного фокусного расстояния нужно умножить указанные миллиметры на 1.5.

Объективы, указанные синим цветом, пока не утверждены. 

Байонет X-mount, на котором базируется Fujifilm X-Pro1, имеет весьма небольшой рабочий отрезок, равный 17.7 мм (для сравнения, минимальный рабочий отрезок из ранее существовавших систем: 20 мм у Olympus/Panasonic Микро-4/3, 18 мм у Sony NEX).

Небольшой рабочий отрезок позволяет не только разрабатывать объективы с коротким задним фокусным расстоянием (свет идет от задней линзы объектива непосредственно на матрицу, с минимальными отражениями и рассеиванием, что повышает качество изображения), но и применять переходники для установки объективов других систем. В частности, в ближайшие месяцы ожидается выпуск переходника на объективы М от камер Leica.

Теперь обратимся к видоискателю камеры X-Pro1 (продолжение). 

Вернуться к списку событий
Оставить комментарий

Популярные обзоры

События

28.09.2016  Photokina 2016: 20-25 сентября 2016 года
21.04.2016  Конференция фото и видео “Photocon”
22.03.2016  Насыщенный на премьеры Фотофорум 2016
Все события

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте