Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
Twitter Facebook rss-лента

Андрей Нарчук: «Быть как рыба в воде человеку не суждено, но к этому надо стремиться»

04.03.2015

Андрей Нарчук – один из ведущих российских подводных фотографов. Специализируется на съемке дикой природы. Победитель и лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, включая звание Фотографа года, Лучшего фотографа дикой природы России.  Создатель и главный редактор Дикого Журнала, уникального издания о дикой природе в России.

Narchuk-474x572

Андрей Нарчук в Живом Журнале

Мы беседуем с Андреем о подводной съемке и о технике, которую он использует.

В этой публикации использованы также снимки Сергея Шанина, с разрешения автора.

Shanin-474x640

Сайт Сергея Шанина

Сергей Шанин закончил факультет вычислительной кибернетики и информатики МГУ. Руководит собственной ИТ-компанией. Подводной фотографией занимается с 2004 года. Неоднократный победитель международных фотоконкурсов. Любит эксперименты и находится в постоянном поиске новых творческих подходов в природной фотографии. Погружаясь в глубину, в суровую водную стихию, отдает дань важнейшим и основополагающим качествам человечества – любознательности и стремлении к прекрасному. Любимые места для погружений – Россия, ЮАР, Фиджи, Индонезия, Куба, Египет.

Все приведенные фотографии сделаны Андреем Нарчуком и Сергеем Шаниным в поездке на Камчатку и Командорские острова в августе 2014 года. Камеры Olympus OM-D E-M1 и OM-D E-M5.

По клику – снимки в увеличенном масштабе. 


OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дмитрий Крупский: – Андрей, пожалуйста, расскажите о себе. Как и когда вы взяли в руки камеру, какой прошли путь?

Андрей Нарчук: – В детстве я не очень любил фотографию, так как с момента нажатия кнопки до получения снимка проходило слишком много времени – оно обычно измерялось днями, а иногда и неделями. По той же причине сошли на нет и мои уроки рисования. Я хотел получать результат здесь и сейчас. Все изменилось много лет спустя, когда я впервые прочел про цифровую камеру. Это было около пятнадцати лет назад. Я сразу почувствовал – это то, что мне нужно. И спустя несколько месяцев, прочтя все, что только смог найти на этот счёт, я купил свой первый Olympus C-3040.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Увлечение фотографией захватило меня с головой. Я снимал, экспериментировал, смотрел чужие результаты и снова снимал. Возможно, этим все и ограничилось бы, но спустя пару лет я в первый раз выбрался на море. На Красное море! Кораллы, рыбы, скаты и черепахи. Мир, в который попадаешь под поверхностью воды, не похож ни на что. И ты сразу становишься его частью. Межу вами нет никакой границы – все находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Такого нет больше нигде. Даже в специальных фото-сафари всегда что-то отделяет человека от природы. В воде этого барьера нет.

В тот момент у меня уже была следующая камера, тоже Olympus, модель C-5050. И последней каплей стал случайно попавший мне на глаза только что вышедший подводный бокс для моей камеры. Тогда это была большая редкость, боксы выпускались всего к нескольким моделям камер. С тех пор подводная съемка стала моей, ну или я стал ее.

Менялась техника, менялись страны и водоемы. Вместе с моими друзьями и коллегами мы объездили половину земного шара, не упуская при этом возможность нырнуть в какой-нибудь речке или озерце. Почти везде можно найти что-то интересное. Была бы только вода хоть мало-мальски прозрачной для съемки.

Д.К. –   Думаю, мало кто из наших читателей хорошо представляет, как происходит подводная съемка. Какая нужна фототехника? Что важно при ее выборе?

Вода накладывает ограничения и определяет – здесь снимать можно, а здесь нет. Она предъявляет требование и к оптике: почти всегда нужна максимально широкоугольная линза, с маленькой дистанцией фокусировки (исключение составляет макро-объектив, также позволяющий снимать с небольшой дистанции). Дело тут в том, что чем меньше будет расстояние в воде до объекта съемки, тем меньше деталей "съест" вода, и тем больше света от вспышек на него попадет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вспышки, в свою очередь, важнейший элемент съемки. Вода поглощает свет очень быстро и при этом неравномерно. Первым страдает красный спектр, потом довольно быстро пропадают все остальные теплые цвета. Уже на глубине 5-10 метров все становится сине-зеленым, и чтобы обеспечить яркую и полноцветный картинку при съемке, нужен дополнительный свет. Но и это не панацея – даже самые мощные из вспышек не пробьют и двух метров самой чистой воды. Как следствие, фотограф должен быть очень близко к объекту. Обычно эта дистанция варьируется от пары десятков сантиметров до метра. И не важно, что именно ты снимаешь: небольшого краба, внушительных размеров акулу или крокодила. Ты всегда находишься в центре событий, и всегда нужно очень быстро реагировать на происходящее.

Как следствие, по прошествии какого-то времени понимаешь, насколько важную роль в съемке играет компактность и удобство подводного комплекта.

Этот вопрос для меня всегда остается открытым. Полноразмерная зеркальная камера даже в самом компактном боксе выглядит весьма внушительно и весит соответствующе. С учетом всех креплений и света вес комплекта может достигать 10 килограммов. Мой максимально облегченный зеркальный комплект, которым я снимал в течение пяти лет, весит на суше примерно вдвое легче.

Фотография_Андрея_Нарчука3

Д.К. – Но в воде комплект ведь как бы ничего не весит?

А.Н. – Да, в воде мы можем сбалансировать его до практически нейтральной плавучести (когда бокс не тонет и не всплывает), но у него все равно остается большая парусность. Для примера попробуйте помахать в воде развернутой плашмя лопатой. Тот же эффект и с камерой. А управляться зачастую нужно одной рукой, ведь кроме фото есть еще и дайверское снаряжение. А съемочного времени в воде может быть и четыре, и пять, и даже иногда шесть часов в день. Каждый лишний грамм – это упущенная возможность или испорченный кадр.

Ну и конечно, не последнюю роль играет общий вес снаряжения, с которым приходиться ездить, летать и плавать. Это все очень не любят авиакомпании. Наверное, теперь понятно, почему практически с самого момента появления беззеркальных камер, которые и компактнее и легче, подводники обратили на них свое внимание.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – И вам сразу понравились беззеркалки?

А.Н. – Поначалу у них были определенные проблемы. Однако производители, активно развивая беззеркальное направление, почти полностью свели эти проблемы на нет. Оптимизировано использование аккумулятора. Расширился парк оптики. На сегодняшний день линейка объективов под систему Микро 4/3 ничем не уступает формировавшимся десятилетиями линейкам под зеркальные камеры. При этом я могу взять с собой комплект из камеры и трех топ-объективов, покрывающих все нужные фокусные расстояния, вместо одного объектива под зеркалку. А, скажем, Olympus OM-D E-M5 в компактном боксе по размеру сопоставим с зеркальной камерой без бокса. При этом мы помним, что меньше не только размер камеры, но и оптики. Это бывает очень важно, особенно в сложных условиях и при съемке динамичных сюжетов.

Именно такими соображениями я и руководствовался, когда подбирал комплект оптики в экспедицию на Камчатку и Командорские острова в августе прошлого года. Имея очень жесткие требования как по багажу (местный перелет включает только 10 кг багажа, и это с учетом ручной клади), так и по условиям съемки, я сделал выбор в пользу более компактного, и при этом более функционального, комплекта на базе камеры Olympus OM-D E-M1. Тем более что у нас в группе был один человек с аппаратом линейки OM-D, Сергей Шанин. Согласитесь, в условиях оторванности от цивилизации, взаимозаменяемость важна как никогда.

Кстати, принималась во внимание возможность полного дистанционного управления камерой, вплоть до зуммирования для некоторых объективов.

01_0020-1280

Д.К. – Что вам понравилось в камерах OM-D?

А.Н. – Что мне особенно понравилось с самого начала, и это очень важно – я мог управлять камерой одной рукой. Часто во время съемок на природе у меня бывают случаи, когда вторая рука занята. Бывает, чуть ли не висишь на ней. При этом надо снимать, да еще и параметры менять. Редко какие камеры это позволяют.

Кстати, сейчас это особенность пришлась очень кстати уже дома в Москве, можно сказать, в бытовой ситуации. У меня маленький ребенок, и не отрываясь от него, я умудряюсь второй рукой успеть снять что-то интересное :).

Еще понравилась хорошая скорость фокусировки. Был случай на Валдае - прямо у нас под ногами проплыл бобр. Никто не успел даже навестисть. А я сделал навскидку три кадра.

Еще хороша опция с фокусировкой по касанию экрана. Иногда трудно бывает "объяснить" автофокусу, что именно я снимаю. Правда, это актуально только при съемках на суше, под водой по экрану не получится.

Но вернемся к экспедиции на Командоры. Решить вопрос с подводным боксом перед поездкой я не успел, так как это далеко не массовый товар, его приходится заказывать и порой достаточно долго ждать. Зато подобранный комплект оптики позволял решать практически любые задачи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – И какие же объективы входили в этот комплект?

Один из основных объективов в подводной фотографии – фишай. Благодаря нему можно снимать в далеко не самой прозрачной воде, подбираясь к объекту максимально близко. На тот момент «родного» для камеры Olympus E-M1 фишая M.Zuiko Digital 8/1.8 еще не было, и единственным вариантом был объектив Lumix 8/3.5. Это здорово, что линейки оптики у этих систем совместимы и дополняют друг друга. Скоро должен выйти фишай и от Olympus с впечатляющей светосилой F/1.8, будет интересно сравнить эти модели.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Практика показывает – все фишаи хоть и похожи, но различаются. Я пробовал наверно штук пять-шесть от разных производителей. Иногда небольшие отличия, не столь заметные на суше, например, чуть меньшая MDF, могут сделать настоящий прорыв в подводной съемке. Дело в том что от той же MDF зависит, как будет выглядеть порт. И итоговые параметры системы под водой будут сильно разниться.

07_0007

Один из моих любимых объективов – M. Zuiko Digital 12-40/2.8 PRO, с ним можно решать огромное количество задач. Начиная от макросъемки (у него малая дистанция фокусировки, плюс можно использовать макролинзу), включая подводную съемку объектов среднего размера, и до жанровой и пейзажной фотографии. Из-за него я почти не ставил на камеру макрообъектив который, тоже брал с собой.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В дополнение к этому, объектив Lumix 35-100/2.8 (70-200 в пересчете на 35мм) в очень компактном корпусе, а также и телеобъектив Olympus MZD 75-300. За исключением последнего – объективы про-уровня. Телевик 40-150/2.8 PRO от Olympus на тот момент просто еще не был выпущен.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – Какие-то еще объективы вам удалось попробовать?

А.Н. – Ранее я пробовал также фиксы M.Zuiko Digital 17/1.8 и 75/1.8. Первый понравился компактностью, особенно вместе с камерой ОM-D E-M10. А фикс MZD 75/1.8 привлек прежде всего рисунком. Он просто волшебный.

Если оглянуться назад, то почти все время в поездке на тушке был либо 12-40, либо 35-100. Универсальность в сложных и непредсказуемых условиях берет верх. При том, что жертвовать мне ничем не пришлось. Ну а съемкам на «большие» миллиметры мне мешала качка (мы много времени находились и снимали с лодки). Камера оправдала те ожидания, которые у меня были. Появится ли из-за поворота песец, или выпорхнет из-под самых ног куропатка – она всегда была под рукой, и всегда готова к съемке.

Д.К. – Если бы вам пришлось оставить себе только один – какой бы вы выбрали?

А.Н. – Какой из этих двух объективов выбрать, мне даже сложно сказать. Оба они превосходные, с очень приятным рисунком. И тут уже только личные предпочтения в съемке говорят в пользу 12-40/2.8. Он очень интересен – в том числе и для подводной съемки. У меня достаточно опыта, чтобы сравнить с аналогичными решениями для зеркальных камер. Я очень много использовал 24-70, пробовал его под водой. Но габариты, к тому же сильно меняющиеся при смене фокусных расстояний, и недостаточная МДФ вынудили меня тогда купить еще один объектив, фикс на 28 мм – чтобы потом каждый раз перед поездкой мучиться выбором, что же взять! А с 12-40 такой дилеммы нет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – Собираясь снимать под водой, насколько четко можно заранее представить результат, поставить конкретную цель?

Сразу скажу, что в этой поездке, о которой я рассказываю, для нас все было новое и непредсказуемое. Фактически реальных подводных съемок в том регионе никто никогда не проводил. Поведение диких животных в воде также было слабо прогнозируемым. Приходилось каждый день пробовать новые подходы, затем анализировать, что вышло, и пробовать снова.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Если на знакомство с котиками ушло несколько часов, то для того, чтобы приблизиться к тюленям, потребовалось не менее недели. На поверхности тюлени уходят под воду и уплывают, если видят человека метров за 50,  а то и больше.  Нам же для съемки их в воде была нужна дистанция не более двух-трех метров. И только проведя в воде вместе с ними много часов подряд, удалось не только подойти на это расстояние, но и заинтересовать их, и пообщаться с ними вплотную. Оказались важны даже такие мелочи, как цвет ласт, тип гидрокостюма. Предугадать это почти невозможно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Такая ситуация – это, конечно, редкость, так как в большинстве случаев дайверы ныряют в известных местах, для которых существуют и примерная карта глубин, и информация о том, что именно можно там увидеть, кого встретить из живности. Для фотографа эта предварительная информация крайне важна, ведь собрав на поверхности фотокомплект, его уже нельзя будет изменить до конца погружения. Нередки случаи даже у самых известных фотографов, когда погружение портится из-за забытой на объективе крышечки или не включенного автофокуса на объективе. Случается, что ты рассчитываешь на маленьких существ и ставишь макрообъектив, а тут приплывает огромный скат или китовая акула. И все что ты можешь – это сфотографировать ее глаз.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В итоговом успехе погружения, то есть, в полученных удачных кадрах, доля предварительной подготовки и опыта примерно 50 процентов. Остальное – всё-таки удача и случай. И для того, чтобы увеличить свои шансы, мы, фотографы, едем на другой край света только потому, что там этот шанс увидеть и снять какое-то конкретное существо – выше.

Но здесь есть и своя проблема. Приезжая в известное место, ты оказываешься в тех же условиях, что и сотни фотографов, бывших здесь до тебя, и, скорее всего, тех, что будут после. И все они привозят примерно одни и те же фотографии. Кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. Крайне редко кому-то удается снять выделяющийся кадр.

Мне это не интересно. Я стараюсь найти для себя новые места, где никто не был, или же новые объекты, которые никто не снимал. Авантюрная поездка на Командоры – из этого числа.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – А как возникают вертикальные кадры? Это кроп? Или вы реально вертите камеру.

А.Н. – Конечно, верчу! В воде привыкаешь, что нет ни верха, ни низа.

Д.К. – Ну, «лопата»-то сопротивляется вращению в динамичных ситуациях :)

А.Н. – Да, нагрузки могут быть действительно большими. Когда у меня был большой бокс, я после одной из поездок лечил кисть руки почти месяц. После этого сменил бокс.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – Как вы готовитесь к погружению, как планируете предстоящую съемку?

А.Н. – Один из способов подготовки к погружению и съемке  учитывает два варианта развития событий. Первый вариант – основной, основанный на предположении, что все пошло, как и задумано. Более-менее хорошие условия (течение, видимость и так далее), найдены нужные морские обитатели.  Второй вариант – что делать, если их нет, или они совсем не хотят «сотрудничать».  Не выныривать же раньше времени. И нужны альтернативы – что можно еще интересное снять в этом месте, учитывая текущую конфигурацию оборудования. Иногда начинаешь экспериментировать, ставишь длинные выдержки, изучаешь какие-то возможности камеры, исследуешь территорию.

Другое дело, когда еще дома готовишься к целой поездке – тут нужно подобрать весь комплект так, чтобы на месте осталась возможность для маневра. И даже какие-то неполадки не должны стать помехой. К примеру, находясь на сафари, ты ограничен только тем, что у тебя с собой, и нет возможности даже просто заменить умершие аккумуляторы.

Поэтому многие  из нас перед выездом обзванивают друзей и знакомых. У кого возьмешь запасную вспышку, у кого кабель. Может быть, какой-нибудь нестандартный объектив или удлинительное кольцо для бокса.  Покупать все это с запасом себе – очень накладно.

Но что интересно, все эти этапы приготовления остаются на поверхности. В воде, по крайней мере я, действую почти инстинктивно и по ситуации. Видишь кадр – снимаешь. Все те мысли и задумки, что были, дополняются тем, что ты видишь и чувствуешь. Они сами складываются в картинку

В момент нажатия на спуск ты уже знаешь, что получится. По крайней мере, это касается тех немногих кадров, что действительно заслуживают внимания. Возможно, из-за этого я очень требователен к оборудованию. Когда я делаю свою часть работы, то ожидаю, что камера так же хорошо сделает свою.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – Как вы обрабатываете снимки? Насколько при вашей специфике нужен фотошоп?

А.Н. – Съемка под водой почти всегда подразумевает сложные условия. Видимость очень редко бывает идеальной, а в нашей стране даже просто приемлемой. Когда мы смотрим вживую, наш мозг автоматически  акцентирует внимание на том, что действительно важно.  И даже если в воде много взвеси и мусора, это не помешает нам обратить внимание на акулу или черепаху, проплывающую вдалеке от нас. Но с фотографией подобный фокус не выходит. Во-первых, тот свет, что мы используем во время съемки, создает засветку, попадая на взвесь.  А во-вторых, падает контраст и детализация. Вдобавок ко всему, наш свет ложится на объекты в кадре не равномерно – ведь они расположены на разном удалении от камеры (и, соответственно, от вспышек).

Как следствие всего этого, если мы хотим, чтобы зритель видел яркую, запоминающуюся картинку, без  отвлекающих внимание частиц в воде, мы должны выполнять ту или иную пост-обработку. Насколько сильную? Зависит от того, насколько были плохи условия съемки. Насколько далеко мы были от объекта. Не все звери легко подпускают к себе на пару десятков сантиметров!

В конце концов, у нас просто могло не остаться времени на корректировку параметров съемки и положения вспышек. А каждый фотограф знает, какова разница при съемке по солнцу и против солнца.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Так что обработку я применяю почти всегда. Конвертация из RAW, корректировка цвета, контраст, убираю взвесь. Иногда могу позволить себе скорректировать искажения, вызванные широкоугольной оптикой. Ведь помимо самой линзы есть еще и сфера порта, которая вместе с водой работают как еще один оптический элемент. Который, кстати, помимо искажения обладает еще и 30-процентным приближающим эффектом.

Правда, бывает, что под настроение я могу превращать изображения в своеобразный Арт. Но это обычно результат длительного промежутка времени, когда я не могу попасть на море.

В целом я отношусь к обработке так – если вы потратили много времени на то, чтобы снять кадр, и вам кажется, что он достоин внимания, то грех не потратить несколько минут, чтобы придать ему законченный вид.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – Можете рассказать про историю создания какого-нибудь из снимков, вспомнить сопутствующие события?

А.Н. – Очень интересной и непростой была вся съемка на Командорах, но я отдельно хотел бы рассказать про то, как мы снимали лосося. Ввиду частой непогоды на Командорах часть дней выход в море был невозможен. Также было еще несколько дней, когда были проблемы с лодкой. А возможность поснимать на самом острове позволяла нам не терять времени и сделать результаты поездки более разнообразными.

В отличие, скажем, от Камчатки, где мы погружались ранее, на Командорах нет медведей. Соответственно, съемка лосося безопасна, и мы рассчитывали получить хороший результат по двум основным видам, идущим в это время на нерест: горбуше и нерке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но не тут-то было! Первый день, когда мы приехали на небольшую лососевую речку, шел дождь, и вода стала практически коричневой из-за стекавшей в нее глины. Было крайне обидно ходить по реке, спотыкаясь о рыбу, которая буквально кишела от нерки. Несмотря на все усилия, за несколько часов съемки нам не удалось сделать ни одного путного кадра.

В следующий раз мы поехали в другую часть острова, на ручьи с горбушей. Воды в ручьях едва хватало, чтобы прикрыть спины рыб. Здесь было невозможно плавать – только ходить. Но при этом рыбы, когда видели нас, создавали целые фонтаны брызг, стараясь уплыть прочь. Приходилось подолгу лежать в ледяной воде, чтобы рыба успокоилась и подошла ближе. Сильное течение тоже порядочно мешало. Чтобы не смыло, нужно было держаться, не выпуская при этом камеру из рук.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мы уж было собрались уезжать, изрядно промерзнув, как мне удалось найти еще одно место. Ручей прерывался водопадом выше по течению. Там, под самим водопадом, в образованной водой яме, стояло огромное количество горбуши. Она отдыхала перед следующей попыткой пройти дальше.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Именно в этой яме под водопадом, и еще нескольких подобных, мы сделали больше всего кадров с горбушей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

А нерку снять удалось уже позднее, в небольших заводях, куда она приходила метать икру. Но это уже совсем другая история.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Д.К. – Традиционный вопрос о планах. Куда вы будете двигаться дальше, есть ли какие-то конкретные мечты и желания?

А.Н. – В планах пока продолжение нашего проекта на дальнем востоке. Уже не первый год мы сотрудничаем с заповедниками и национальными парками, стараемся показать красоту подводного мира нашей страны. На этот год есть мысли насчёт Курильских островов и Сахалина. Конкретнее все будет определяться в ближайшие пару месяцев. В любом случае, это несколько съемочных недель в июле-августе. Это лучший, на мой взгляд, сезон, когда есть возможность снимать не только в море, но и в речках - идущего на нерест лосося.

Также очень рассчитываю, что получится осуществить подводную съемку бобров. Тема эта тянется уже не первый год, но сейчас у нас, наконец-то, есть место с достаточно прозрачной для съемки водой. Во многом благодаря помощи со стороны Валдайского национального парка. Как только сойдут талые воды и уйдет взвесь, мы планируем поездку туда.

P6140131

Д.К. – Что бы вы посоветовали начинающим фотографам, которые хотят снимать природу?

А.Н. – Хотел бы сказать всем, кто хочет снимать дикую природу – стараться делать это более осознанно. Интересоваться происходящими в ней процессами. Пытаться понимать её обитателей. Такой подход позволит вам, во-первых, не навредить, а это самое важное для фотографа дикой природы, ну и, во-вторых, поможет сделать более интересные и сюжетные снимки. Хотя без изрядной доли терпения не обойтись. Надо быть готовым, что съемки могу потребовать много времени. Не всегда получается сделать желаемый кадр в течение целого сезона.

Если же брать конкретно подводную съемку, то тут на первый план выходит подготовка. Вы должны чувствовать себя в воде максимально комфортно. Она должна перестать быть чужой для вас средой. Быть "как рыба в воде" человеку не суждено, но стремиться к этому необходимо. А вместе с практикой придет и понимание съемочных особенностей, и идеи для новых кадров.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Снимки на этой странице сделаны камерами Olympus OM-D E-M1 и OM-D E-M5.
Фотографы – Андрей Нарчук и Сергей Шанин.

Оригинал статьи на сайте Дмитрия Крупского.


Автор: Дмитрий Крупский

Вернуться к списку статей
Оставить комментарий

Популярные обзоры

Обзоры

30.10.2020  Пять камер для видеоблогеров в 2020
24.10.2020  Fujifilm X-S10: Первые впечатления
18.10.2020  Nikon Z6 II и Z7 II: какие обновления получили полнокадровые беззеркалки серии Z
09.10.2020  Как создать портрет с красивым боке
30.09.2020  Постоянный свет в студии для фото- и видеосъемки
Все обзоры:
По дате По бренду Награды

Последние темы форума

Перейти на форум
Главная Новости События Обзоры Объективы Статьи Магазин Форум Поиск
ONFoto © 2010- - Использование материалов только с разрешения администрации сайта OnFoto
Размещение рекламы на сайте